Каслинский чугунный павильон

Материал из «Знание.Вики»
Kasli Cast Iron Pavilion - 2.jpeg
Евгений Евгеньевич Баумгартен
Каслинский чугунный павильон. 1899
чугун. 9 м ×  см
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеригбург

«Касли́нский чугу́нный павильо́н» — выставочный павильон, изготовленный на Каслинском заводе по проекту Е. Е. Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа на Всемирной выставке в Париже 1900 года, по итогам которой он был удостоен гран-при по отделу горного дела и металлургии. Феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Шедевр каслинского художественного литья. Зарегистрирован ЮНЕСКО как единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств[1].

История создания

С 1860-х годов изделия каслинских мастеров регулярно демонстрировались на всероссийских и международных выставках. Конкуренция на таких выставках была очень высока, и каждый участник стремился представить свой товар оригинально и броско. Чтобы удивить посетителей выставки, каслинцы придумали представлять свои изделия в искусных павильонах, отлитых из чугуна. Первый такой павильон был представлен на Нижегородской выставке в 1896 году. Он был прототипом павильона, представленного на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Он вошёл в историю как Каслинский чугунный павильон. В течение двух лет лучшие мастера Каслинского завода трудились над созданием павильона. Сначала чугунные элементы конструкции вырезались из дерева. Далее по этим моделям создавались формы, в которые уже заливали чугун. Получилось более 1500 деталей, которые с помощью деревянных рам и штифтов собирались в Каслинский павильон[2]. Проект этого павильона создал петербургский архитектор Евгений Баумгартен. К работе над проектом была также привлечена Мария Диллон — первая в России женщина — профессиональный скульптор. А воплощали проект в жизнь лучшие каслинские мастера. С 1898 по 1900 годы шёл процесс изготовления[3]. Изучая личные клейма формовщиков (первую букву имени и фамилию, которые имеются на некоторых деталях), можно установить их авторство — П. Тепляков, Н. Тепляков, А. Мочалин, А. Торокин, В. Агеев, С. Агеев, Ф. Самойлин, П. Самойлин, М. Игнатов, В. Тимофеев, В. Кузнецов, С. Хорошенин, И. Захаров, Г. Пермин и П. Рязанцев[4].

Всемирная выставка в Париже

В Париж конструкцию привезли в разобранном виде. Из Каслей на выставку отправились 25 мастеров, отвечавших за сборку выставочной витрины горного округа. Прибывший для подготовки к выставке Баумгартен был не удовлетворён внешним видом окрашенного павильона и принял решение покрыть некоторые элементы краской «под бронзу». Для осуществления этого замысла из Петербурга был приглашён преподаватель Петербургского ремесленного училища Б. О. Богач, который изобрёл и использовал для покраски рельефов павильона специальный состав. На выставке павильон экспонировался в здании отдела горного дела и металлургии вместе с чугунной скульптурой «Россия» Н. А. Лаверецкого, отлитой для Нижегородской выставки 1896 года и олицетворявшей женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе. На выставке в павильоне экспонировались около 1,5 тысяч лучших образцов литых изделий, в том числе скульптуры, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, а также письменные приборы. По данным акционерного общества Кыштымских горных заводов, расходы на экспонирование павильона на выставке в Париже составили 25 548 руб. 69 коп.

В Париже павильон получил самую высокую оценку за качество монументально-декоративного художественного литья — гран-при «Хрустальный глобус» и Большую золотую медаль выставки в классе «Приготовление металлических изделий» в отделе горного дела и металлургии. Президент Франции Эмиль Лубе, посетивший выставку, выразил желание приобрести павильон со всеми экспонатами, включая скульптуру «Россия», за 2 млн рублей. Управляющий кыштымскими заводами П. М. Карпинский согласился на условия покупателей, но отказался продать символизировавшую русскую державу скульптуру: «„Россия“ не продаётся!». В итоге сделка не состоялась, и после окончания выставки павильон разобрали на детали и отправили обратно на Урал, свалив их на заводском дворе как металлолом[3].

Разрушение и три этапа реставрация

Крутой поворот в истории павильона случился с приходом советской власти. В 1921 году директор Каслинского завода Н. Ф. Захаров приказал переплавить павильон для производства серийной продукции. Каслинские мастера не дали полностью уничтожить шедевр, и уцелевшие детали были отправлены в Екатеринбург. Каслинские мастера предотвратили его полное уничтожение, направив нарочного в Уралобком (г. Екатеринбург) с письмом о необходимости сохранения Каслинского павильона. Свою лепту в его спасение внесли работники Уральского областного государственного музея (бывшего музея УОЛЕ, с 1934 года — Свердловского областного краеведческого музея), отправившие письма в защиту павильона партийному руководству области. Впоследствии, в 1936 году сохранённые детали Каслинского павильона были переданы в только что открытую Свердловскую картинную галерею (с 1988 года — Музей изобразительных искусств), которая образовалась из художественного отдела Свердловского краеведческого музея. И, поскольку значительная часть памятника была уничтожена в 1921 году, возникла прямая необходимость в его реставрации. Здесь особая роль принадлежит профессору, доктору искусствоведения Борису Васильевичу Павловскому. Он изучил сотни архивных документов, посвятил павильону и каслинскому литью ряд газетных и журнальных публикаций, совершил серию научных командировок в Касли, в результате чего обнаружил старинные фотографии и описания Каслинского павильона. В 1949 году сотрудники Свердловской картинной галереи обратились к руководству Каслинского завода с просьбой о помощи в восстановлении павильона. Позже Павловским были написаны монографии — 1959 и 1978 годы, последняя из которых посвящена главным образом павильону.

Первый этап реставрации начался в мае 1957 года, был не менее кропотливым, чем создание самого шедевра, ведь уцелело только 40 процентов деталей и все они были разрозненными. Понадобилось восстановить эскиз павильона по архивным документам, заново отлить недостающие детали (эту работу выполнили мастера Каслинского завода с участка художественного литья), собрать павильон. Реставрацией занималась бригада из 24 человек под руководством начальника участка художественного литья С. М. Гилёва и мастера А. Д. Блинова. Повторное открытие павильона состоялось 3 мая 1958 года. Высота потолка в помещении, в котором выставлялся павильон, не позволила смонтировать верхний ярус[3].

В 1985 году, когда картинная галерея получила новое современное здание, появилась возможность показать павильон «во весь рост». Кроме заводчан из Каслей немалый вклад в реставрационные работы второго этапа внесли специалисты Свердловского отделения «Росмонументискусства» (В. П. Сакнынь, А. Л. Никифоров, О. П. Губкин и руководитель — Ю. П. Сакнынь).

Следующий этап восстановления павильона относится к XXI веку — в 2000 году, на средства одного из банков, даже удалось воплотить первоначальную задумку автора проекта павильона Баумгартена — фоны для некоторых рельефов были позолочены. А в 2010 году трудами златошвей Ново-Тихвинского монастыря были обновлены портьеры: добавлен жёлтый бархат — чтобы подчеркнуть ажурный рисунок литья и нашиты вензеля Кыштымского горного округа. В 1978 году Каслинский павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции[3].

Художественная ценность

Павильон состоит более чем из полутора тысяч уникальных чугунных деталей и скульптурных композиций и весит около 20 тонн. Рассматривать павильон нужно вблизи — чтобы оценить ажурную вязь тончайшей работы. Диапазон образов, воплощённых в чугуне, поражает своей фантазийностью: драконы, женщины-птицы, волшебные цветы, диковинные рыбы и звери. Искусствоведы находят в декоративном решении павильона древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, при этом они очень органично соединены в одно целое. Не зря искусствовед Борис Павловский назвал Каслинский павильон «целой энциклопедией чугунного художественного литья»[3].

В создании декора павильона Е. Е. Баумгартену помогала скульптор Мария Львовна Диллон. При работе над фигурами драконов верхнего яруса М. Л. Диллон использовала рисунок чаши из горного хрусталя, представленной в Париже на Всемирной выставке 1878 года и опубликованной в вышедшем в 1880 году в Штутгарте сборнике «Декоративные фигуры и вазы», а основой для замысла скульптуры послужила серебряная ручка чаши в виде дракона.

Принцип творческой работы по признанным образцам был довольно распространённой практикой в конце XIX — начале ХХ века. И Е. Е. Баумгартен, и М. Д. Диллон работали по-настоящему творчески, поскольку практически все выбранные для декорирования павильона изображения и орнаменты в той или иной степени подверглись определённым изменениям (что могло быть вызвано и насущной необходимостью подготовить их к воспроизведению в чугуне). Безусловно, непростой задачей стало объединение их в единое органически-слитое целое.

В деталях павильона выделяются образы вещих женщин-птиц, горельефы которых были отлиты по мотивам известной картины В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни Радости и Печали». Фантастические персонажи древнерусских сказаний объединены в одном небольшом архитектурном произведении с неоднократно изображёнными драконами, в пластическом решении которых ощутимо влияние средневекового западного искусства, а также мотивами, заимствованными из архитектуры и декора эпохи итальянского Ренессанса; в декоре можно увидеть сцены соколиной охоты, эффектные изображения зайцев, рыб и грифонов. Убранство павильона весьма эклектично, но оно не утомляет своей насыщенностью элементами, взятыми из разных культурных традиций — чему способствует авторский замысел и определённая лаконичность цветового решения.

Чёрная окраска чугуна строго и торжественно сочетается с блеском и яркостью золочения, с благородством красного и жёлтого бархата. В уникальном экспонате музея сошлись воедино художественные мотивы различных народов и культур, виртуозное совершенство каслинских мастеров и прекрасная работа талантливого архитектора и выдающегося скульптора[4].

Галерея

Примечания

  1. Красносельская Н. Ю. Традиции каслинского архитектурного литья XIX в. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА : журнал.. — 2018. — № № 3—2. — С. — С. 216—224..
  2. Каслинский чугунный павильон – единственный в мире. ЧугунТВ. Дата обращения: 28 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Каслинский чугунный павильон. Карта 74. Дата обращения: 28 августа 2023.
  4. 4,0 4,1 Каслинский чугунный павильон. Наш Урал. Дата обращения: 28 августа 2023.

Литература

  • Губкин О. П. Каслинский павильон: третье рождение // «Уральский следопыт» : журнал. — 1987. — № 1. — С. 29—32.
  • Красносельская Н. Ю. Традиции каслинского архитектурного литья XIX в. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА : журнал. — М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2018. — № 3—2. — С. 216—224. — ISSN 1997-4663.
  • Кулеева Л. М. Искусство интерьера — искусство ремесла // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2011. — № 4 (18).
  • Порошина М. Не хуже, чем в Париже. Знаменитый Каслинский павильон, который произвёл фурор в 1900 году, снова принимает посетителей. Российская газета (10 августа 2020).
  • Чудинов Ю. Каслинский чугунный павильон. nashural.ru. Краеведческий Фонд «Наш Урал» (ООО «Реал Рашн Экспедишн») (23 января 2016).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!