Карабаш
Город | |||||
Карабаш | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Страна | Россия | ||||
Субъект Федерации | Челябинская область | ||||
Городской округ | Карабашский городской округ | ||||
История и география | |||||
Основание | 1822 год | ||||
Город с | 1933 года | ||||
Часовой пояс | UTC+5:00 | ||||
Катойконим | караба́шцы, караба́шец | ||||
Цифровые идентификаторы | |||||
Телефонный код | +7 35153 | ||||
|
|||||
Караба́ш — город в Челябинской области России, административный центр Карабашского городского округа. Расположен в холмистой равнине Уральского хребта на реке Сак-Елга. Население составляет 10 339 человек (2023)[1]. Площадь территории — 686 км²[2].
Этимология
Название города происходит от тюркских слов «кара» (чёрный) и «баш» (вершина, голова), что переводится как «чёрная вершина» или «чёрная голова». Предполагается связь этого названия с тёмными породами, слагающими вершину близлежащей горы Карабаш[3].
Географическое положение и топографические особенности
Карабаш расположен в Соймановской долине реки Сак-Елга возле горы Карабаш[4] в северной части Южного Урала. Город находится в междуречье Большой Киалим, Сак-Елга и Аткус в увалисто-холмистой равнине на восточном предгорье Уральского хребта. Перепад высот варьируется от 310 м (Богородский пруд) до 612 м (гора Золотая) над уровнем моря.
Геологически Карабаш находится в Тагильско-Магнитогорском прогибе, представленном метаморфизированными вулканогенными и осадочными породами среднего палеозоя (кварциты, кварцито-песчаники, амфиболиты, кремнистые и глинисто-кремнистые сланцы, известняки, порфириты и т. д.). Ландшафт горно-таёжный, почва подзолистая горно-таёжная[5].
Климатические условия
Карабаш расположен в умеренно-континентальном климате, характерном для Южного Урала. Зимы здесь холодные и продолжительные, а лето тёплое и короткое. Средняя температура января составляет около -16 °C, июля — +17 °C[6]. Среднегодовое количество осадков — около 500 мм, большая часть которых выпадает в тёплый период года[7].
Климатические условия оказывают влияние на экологическую ситуацию в Карабаше. Частые температурные инверсии и штили в холодное время года способствуют накоплению вредных выбросов в атмосфере города. Ветры преимущественно западного и юго-западного направлений могут приносить загрязняющие вещества от промышленных предприятий в жилые районы. Таяние снега весной приводит к увеличению кислотности почв из-за накопленных за зиму поллютантов.
История Карабаша
От основания до революции
История Карабаша началась в 1822 году с основания заводчиком Григорием Зотовым Соймановского посёлка вблизи горы Карабаш[4]. Жители посёлка занимались добычей россыпного золота в пойме реки Сак-Елги. В 1837 году, после открытия залежей медной руды, был построен первый медеплавильный завод, просуществовавший пять лет.
Новый этап в развитии медеплавильной промышленности Карабаша начался в 1907 году со строительством второго завода, который вскоре был выкуплен английской горной компанией под руководством Лесли Уркварта[8]. В 1909 году была построена узкоколейная железная дорога, соединившая Карабаш с Кыштымом[9]. В 1910 году был запущен третий, более современный медеплавильный завод, оснащённый передовым оборудованием. К 1915 году он производил треть всей российской меди.
Послереволюционный этап истории
После революции 1917 года завод был национализирован. Во время Гражданской войны добыча руды и выплавка меди прекратились, многие рабочие ушли в партизанские отряды. Производство возобновилось лишь в 1925 году, и к 1935 году объёмы выпуска меди превысили дореволюционный уровень в три раза.
В 1933 году Карабаш получил статус города[10]. В 1930-е годы здесь открылись многие социально значимые учреждения, а население достигло исторического максимума — 38 тысяч человек[11].
Город во время Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны карабашские металлурги внесли значительный вклад в обеспечение фронта медью, необходимой для производства боеприпасов, деталей танков, самолётов и другой военной техники. На заводе был организован выпуск деталей для знаменитых «Катюш».
1950-1970-е года
В этот период Карабаш переживал период интенсивного развития. В городе велось активное жилищное строительство, возводились новые многоквартирные дома. Была проведена газификация, что улучшило бытовые условия жителей.
Было введено в строй Киалимское водохранилище на реке Большой Киалим, ставшее важным источником водоснабжения для города[12]. Однако одновременно с развитием инфраструктуры происходило снижение численности населения: в 1950-е годы были закрыты местные шахты, что привело к оттоку жителей. К 1959 году население Карабаша сократилось до 24 тысяч человек[13].
Экономика и инфраструктура
Главные промышленные предприятия
Градообразующим предприятием Карабаша является АО «Карабашмедь» — медеплавильный завод, история которого началась в 1910 году[14]. Завод играет ключевую роль в экономике города, обеспечивая занятость значительной части населения.
В советский период завод активно развивался, став одним из крупнейших производителей меди в стране. Однако интенсивная работа предприятия без должного внимания к экологическим аспектам привела к серьёзному загрязнению окружающей среды.
В 1989 году из-за катастрофической экологической обстановки завод был остановлен, что привело к резкому росту безработицы в городе[15]. В 1998 году производство возобновилось.
Помимо АО «Карабашмедь», в городе действуют два абразивных завода. В прошлом функционировал также радиозавод «Октябрь», но в настоящее время он не работает.
В 2019 году в городе был открыт мусоросортировочный завод[16].
Промышленные предприятия составляют основу экономики Карабаша, однако их деятельность связана со значительной нагрузкой на экологию города и прилегающих территорий.
Экономические инициативы и программы развития
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года Карабаш был включён в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением[17]. Это позволило городу претендовать на получение федеральной поддержки для диверсификации экономики и улучшения качества жизни населения.
В рамках программы развития моногородов в Карабаше реализуются проекты по созданию новых рабочих мест в сферах, не связанных с металлургией. Ведётся работа по привлечению инвестиций и поддержке малого и среднего бизнеса.
Для повышения качества жизни населения в городе благоустраиваются общественные пространства, ремонтируются дороги и объекты социальной инфраструктуры. В 2018 году был запущен проект «Новый Карабаш», в рамках которого жители города приняли участие в обсуждении и разработке идей по развитию городской среды[18].
Культурные учреждения и объекты городской среды
В Карабаше функционирует Школа творчества, расположенная рядом с Аллеей ветеранов. Учреждение предоставляет ресурсы и рекомендации для родителей по поддержке творческого развития детей, в том числе через использование современных технологий и программного обеспечения.
Среди примечательных объектов городской среды — красочно оформленные дома и детские игровые площадки. Последние служат не только местом для отдыха и развлечений, но и обучают детей правилам дорожного движения через игровые элементы, такие как дорожные знаки и светофоры.
Мемориал Славы, посвящённый карабашцам-участникам Великой Отечественной войны, является значимым культурным и историческим памятником города. В 2019 году мемориал был реконструирован, и на нём зажгли Вечный огонь от пламени печи завода «Карабашмедь»[19].
Экологическая обстановка
Экологическая обстановка в Карабаше характеризуется серьёзными проблемами, связанными с длительным периодом интенсивного промышленного производства без должного внимания к охране окружающей среды. За годы работы медеплавильного завода в атмосферу было выброшено более 14 миллионов тонн вредных веществ, таких как свинец, сера, мышьяк и медь[20].
Несмотря на очевидный экологический ущерб, власти не решались закрыть медеплавильный завод, поскольку он являлся градообразующим предприятием и основным источником занятости для жителей Карабаша. Ситуация усугублялась высоким содержанием сернистого ангидрида в воздухе, что делало дыхание в городе крайне затруднительным.
Отсутствие эффективных очистных сооружений привело к загрязнению воздуха, почвы и водоёмов в масштабах, многократно превышающих допустимые нормы. В результате в 1980-х годах в городе практически исчезла растительность, а река Сак-Елга приобрела оранжевый оттенок из-за высокой концентрации загрязняющих веществ[21].
В 1996 году Карабаш и прилегающие территории были официально признаны зоной экологического бедствия. Население города страдало от серьёзных медицинских проблем. Средняя продолжительность жизни рабочих завода не превышала 40 лет[22]. Значительно возросла детская смертность, а в организмах новорождённых обнаруживались тяжёлые металлы.
Одним из направлений восстановления экономики стала модернизация градообразующего предприятия АО «Карабашмедь» с целью повышения эффективности производства и снижения негативного воздействия на окружающую среду. В 2000-е годы на заводе были установлены новые системы очистки выбросов и проведена реконструкция оборудования[23]. В 2009 году Министерство природных ресурсов и экологии исключило Карабаш из списка городов с высоким уровнем атмосферного загрязнения[24]. В 2018-2020 годах провели рекультивацию хвостохранилищ[25].
В последние годы предпринимаются меры по улучшению экологической обстановки. В 2018-2020 годах проведено озеленение части промышленной территории путём укладки слоя плодородной почвы.
Транспорт
В Карабаше расположена железнодорожная станция Пирит — конечная станция ветки Кыштым-Пирит Южно-Уральской железной дороги[26]. По состоянию на 2020 год на станции осуществляются только грузовые перевозки, пассажирское движение прекращено в 2009 году.
Через город проходит региональная автодорога 75К-015 Миасс-Карабаш-Кыштым, обеспечивающая связь с соседними городами[27]. Имеется автобусное сообщение с Миассом, Екатеринбургом и Челябинском.
Примечания
- ↑ Оценка численности постоянного населения на 1 января 2023 года и в среднем за 2022 год и компоненты её изменения (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.). Федеральная служба государственной статистики (17 марта 2023). Дата обращения: 20 мая 2023.
- ↑ О муниципалитете. Архивировано 20 октября 2013 года. Карабашский городской округ.
- ↑ Поспелов Е. М. Географические названия России: топонимический словарь. — М.: АСТ; Астрель, 2008. — С. 217 — 523.
- ↑ 4,0 4,1 Алакшин А.Э. Гороховские чтения: материалы восьмой региональной музейной конференции. Архивная копия от 22 января 2022 на Wayback Machine // Челябинск: Министерство культуры Челябинской области, Государственный исторический музей Южного Урала, 2017. — 363 с. — С. 74.
- ↑ Ульрих Д.В. Разработка гидрохимической модели реки Сак-Элга для системы охраны Аргазинского водохранилища от загрязнения с территории Карабашского промышленного узла // Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, (Институт Архитектурно-строительный), 2017. — 59 с. С. 7.
- ↑ Погода в Карабаше сегодня — ООО «НПЦ „МэпМейкер“». Дата обращения: 19.06.2024
- ↑ Схема водоснабжения и водоотведения Карабашского городского округа на период до 2028 года // ОАО «Челябтяжмашпроект», 2013 г. Утверждено постановлением Администрации Карабашского городского округа Челябинской области № 228 от 27.08.2014 г. 50 с.
- ↑ Карабашские медные рудники и завод. Архивная копия от 13 мая 2019 на Wayback Machine // Иллюстрированная статья от 06.09.2016 г. на сайте «Рудники Урала».
- ↑ Узкоколейные железные дороги Челябинской области (недоступная ссылка) // infojd.ru
- ↑ Карабаш. Страницы истории / составитель Л. Корженец, составители Е. Калинкина, Т. Кожевникова, И. Мавлютова. — Челябинск, 2005. — С. 318.
- ↑ Народная энциклопедия «Мой город». Карабаш. Дата обращения: 19.06.2024
- ↑ Киалимское водохранилище // Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия / Сост. Н.А. Рундквист, О. В. Задорина. — Б/м: Изд. Квист, 2013. quist.pro. Дата обращения: 11 октября 2023. Архивировано 25 ноября 2020 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 мая 2013 года.
- ↑ Карабаш (город в Челябинской обл.) // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Лобачёв Вячеслав. Кредит доверия. // Труд, № 079, 28 апреля 2000 г.. Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 7 марта 2016 года.
- ↑ В Карабаше открыли мусоросортировочный завод. Закрытие нескольких свалок откладывается. Дата обращения: 15 мая 2019. Архивировано 14 мая 2019 года.
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов». Дата обращения: 19.06.2024
- ↑ Официальный сайт администрации Кизильского муниципального района Челябинской области. Дата обращения: 19.06.2024
- ↑ О размещении эвакогоспиталя № 1731 — Сайт реализуется на средства гранта Губернатора Челябинской области, предоставленных Фондом Губернаторских грантов. Дата обращения: 19.06.2024
- ↑ ЗАО «Карабашмедь» пытаются закрыть. // Коммерсантъ (Екатеринбург), № 203 (2806), 05.11.2003. Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Этюд в рыжих тонах: репортаж с речки, которая незаметно травит челябинскую воду. Архивная копия от 11 ноября 2020 на Wayback Machine // Статья от 17.07.2020 г. Сетевое издание «74.RU». А. Краснов.
- ↑ Карабаш сегодня. Как возрождается зона экологического бедствия? — Краеведческий Фонд «Наш Урал».
- ↑ ЗАО «Карабашмедь». Металлургия, экономика и предприятия Челябинской области. Дата обращения: 30 апреля 2014. Архивировано 2 мая 2014 года.
- ↑ Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило ежегодный государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 г. Минприроды России. Дата обращения: 22 июля 2011. Архивировано 8 февраля 2012 года.
- ↑ Челябинске ЧТЗ встал в 10-балльную пробку после пяти ДТП — Информационно-аналитическое агентство «УРА.РУ». Дата обращения: 19.06.2024
- ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 13. Канцелярия конфискации — Киргизы. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. — 783 с.: ил.: карт.
- ↑ Дорога Златоуст-Миасс-Карабаш. Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine, Фотографии автодорог 75К-343 и 75К-015.