Ионыч (рассказ)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ионыч
Ионыч
Издание
Жанр Рассказ
Автор А. П. Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1898
Дата первой публикации 1898

«Ио́ныч» — рассказ Антона Павловича Чехова в пяти главах, написанный и опубликованный в 1898 году в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» (1898, № 9)[1].

В 1966 году, благодаря сотрудничеству с киностудией «Ленфильм», рассказ появился на экране под названием «В городе С.». Режиссёр Иосиф Хейфиц (1905 — 1995) экранизировал рассказ[2].

История создания

А. П. Чехов написал рассказ в селе Мелихове в конце весны — начале лета 1898 года. В августе 1897 года писатель начал делать свои первые записи в блокнотах и письмах.

Возвратившись в Мелихово после прохождения курса лечения на юге Франции, Антон Чехов немедленно приступил к решению своих строительных и хозяйственных дел. Однако, несмотря на загруженность, он находил время для творчества. Именно в перерывах между строительными заботами, открытием новой школы и приёмом гостей, Чехов написал рассказ «Ионыч»[1].

Кабинет А. П. Чехова в Мелихово

В ходе исследований записных книжек Чехова, литературовед Зиновий Паперный пришёл к выводу: с течением времени и по мере создания рассказа авторский замысел претерпевал изменения. Начиная с желания разоблачить лишь семью Филимоновых, Чехов в конечном варианте своего произведения приходит к внутреннему приговору самому себе через мысленный вердикт, который доктор Старцев выносит Туркиным. По словам доктора, «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город»[3]? Этот приговор Ионыча самому себе является горьким итогом всего произведения.

В записных книжках писатель обрисовал контур сюжета, с фокусом на семье Филимоновых, однако в итоговой редакции фамилия была заменена на Туркиных[4]:

Он — чиновник, играет на сцене, поёт, показывает фокусы, острит («здравствуйте, пожалуйста»); она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена… ах, увидит муж!» — это говорит она всем на свете при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз, в самом деле, всё в этом скучном сером городе показалось забавно и талантливо.

В черновом варианте повествование ведётся от неизвестного лица, лишённого каких-либо связей с Дмитрием Ионовичем. Однако в итоге история рассказывается третьим лицом — автором, который вкладывает свои впечатления и мысли о происходящем между строками текста.

Жанр, направление

Данный рассказ представляет собой яркий пример одной из важных тенденций в творчестве писателя в период с 1890-х до начала 1900-х годов. Эта тенденция заключается в стремлении произведений к более романтическому началу, при этом сохраняя краткость и ёмкость жанровой формы рассказа. Более того, рассказ обретает особую убедительность и выразительность[5]. Писатель достигает того, что суть классического романа содержится в ограниченном пространстве небольшого рассказа[6].

В русской литературе периода конца XIX века преобладал жанр реализма, и это легко увидеть и в произведении «Ионыч». Заметные черты, такие как повседневная жизнь персонажей, социальные проблемы, типичные характеры, обстоятельства, ситуации и конфликты, явственно указывают на реалистическую направленность данного произведения. Рассказ показывает обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо противоборство обществу, наоборот, главный герой становится уродливым подобием общества, в которое он вынужден был влиться[7].

Сюжет и смысл названия

Усыпальница Ф. Д. Котопули, Таганрог. Этот склеп описан А.П. Чеховым в рассказе «Ионыч» как склеп оперной певицы по фамилии Диметти.

Антон Павлович Чехов стремится к максимальной лаконичности повествования, умещая в ограниченных рамках историю жизни героя, его духовные и душевные терзания[8]. Сюжет «Ионыча» — несостоявшаяся женитьба главного героя, Дмитрия Ионыча Старцева.

Рассказ разделён на пять частей, где автор знакомит нас с доктором Старцевым и семьёй Туркиных. В начале истории, Старцев обладает уникальной способностью отличать настоящий талант от посредственности, и его работа целиком и полностью захватывает его внимание. Ему приятно общаться с Екатериной Ивановной, и он даже находит в себе дух решимости сделать ей предложение. Однако, в третьей части рассказа, мы видим, как Старцев начинает забывать о важности искусства и тонет в повседневных делах. Он полностью теряет интерес к великим идеям и наслаждается вместо этого азартными играми и накоплением богатства. В четвёртой части, Старцев становится равнодушным к любым проблемам, полностью ориентируясь только на свои собственные материальные желания. В финальной части рассказа, Старцев претерпевает огромные изменения и превращается в Ионыча — загубленного человека. Он больше не является амбициозным молодым доктором с благородными намерениями, вместо этого, он становится бездушной фигурой, наслаждающейся богатством и полностью разорившейся морально[4].

Дмитрий Ионович Старцев скрывает за собой фигуру, ставшую прообразом героя истории. «Ионыч» — прозвище, которое открывается только в финале рассказа. Эта небольшая, но значимая деталь является определяющей для всего произведения. Заглавие поднимает перед читателем вопрос: каким образом земский врач Старцев превратился в Ионыча? Ответ на него зреет внутри страниц текста[7].

Тема, идея, проблемы

Парк культуры и отдыха имени Горького в Таганроге. Изначально носил название Аптекарского сада, был заложен в 1806 году. Этот сад в письме, датированном 1887 годом, упоминал А. П. Чехов, который часто бывал здесь. Городской сад упоминается в его произведении «Ионыч».

В рассказе звучит тема раскрытия повседневного мира и нравственной убогости[9]. «…На нескольких страницах показана, в сущности, история целой жизни земского врача Дмитрия Ионыча Старцева, история его опошления»[10]. Пошлость пронизывает рассказ «Ионыч» внутри и снаружи. Семья Туркиных становится её главным символом.

Псевдолюбовь в центре истории. Автор подчёркивает, что Котик — единственный источник радости для героя. Но с течением времени душа главного персонажа ощущает лишь пустоту и отсутствие желаний. Даже при встрече с Екатериной Туркиной он не способен снова почувствовать животрепещущий интерес к полноценной жизни.

Жизнь в городе С. существует в упорядоченном, спокойном ритме. Все дни тянутся тут незыблемо, ничто новое или необычное не происходит. Люди продолжают своё существование. Город обрушивает на своих обитателей густой туман апатии, и даже при появлении нового, отличного от всех остальных, земского врача, ничто не меняется. Город поглощает и его, распространяя свою власть на каждую душу, которая попытается противостоять его власти[7].

Главным и самым значимым фокусом в данном рассказе является проблема взаимодействия и взаимоотношения между индивидуумом и обществом.

А. П. Чехов раскрывает душевную пустоту людей, обличая ленивых, бездейственных и притворных обывателей города С. Туркиных он показывает в их истинном обличье — они строят из себя «высшее общество», но на самом деле они пустышки, такие же как и все остальные в их окружении. Ионыч также становится объектом обличения — он пожертвовал своими мечтами и идеями в пользу стабильности и комфорта.

Главные герои

Чехов умел мастерски описывать своих персонажей, не раскрывая их напрямую. Однако у читателя, сравнивающего самооценку героя с высказываниями окружающих о нём, без труда возникает представление об их характере. Именно такие приёмы использовал писатель, чтобы создать характер Старцева и построить его образ в рассказе. Меняя ракурсы повествования, автор выстраивал характеризацию своего героя:

  • В первой главе — «интеллигентный человек»;
  • Во второй главе — «необыкновенный, удивительный доктор»;
  • В четвёртой главе — «поляк надутый»;
  • В пятой главе — «не человек, а языческий бог»[4].
Главные герои и их характеристика
Персонаж Цитатная характеристика
Старцев «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты?» (Автор)

«Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. (…) Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! (…) Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…» (Екатерина Ивановна)

«Прошло ещё несколько лет. Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным „Прррава держи!“, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог.»(Автор)

Екатерина Ивановна «Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у неё было ещё детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне.» (Автор)

«Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей, хотя во время серьёзного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом.» (Автор)

«Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…» (Старцев) …больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки.» (Сама о себе)

«Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница.» (Сама о себе)

Иван Петрович Туркин «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно». (Автор)

«Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю…» (Автор)

Вера Иосифовна «Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям.» (Автор)

«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». (Старцев)

Художественные особенности

В чеховском произведении предметные детали придают особенное значение благодаря уникальной способности писателя создавать на их фоне смысловые противопоставления. Ключевые мотивы и образы, взаимодействуя и противопоставляясь друг другу, придают истории обобщённо-философский характер и позволяют раскрыть авторскую идею[11].

  • В семье Туркиных, а также в жизни всего губернского города С., прослеживается удивительная антитеза между «движением» и «покоем», а также между «реальностью» и «иллюзией»[11].
  • Город С. и семья Туркиных оживают благодаря взаимопроникновению множества повторов. Эти повторы затрагивают как отдельные детали, так и целые группы, особенно относясь к распорядку дня, и в частности, к приёмам пищи: упоминания ножей и жареного лука:
«..слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука...»

— «...пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай...»

  • Дом Туркиных изображается словно театр, что раскрывается через метафорические сравнения, применяемые писателем: «мой муж ревнив, это Отелло»; «точно опустился занавес».
  • Чехов использует рояль как предметную деталь, чтобы иллюстрировать эволюцию характера Старцева. В начале повествования рояль «сближает» Котика и Старцева, затем он — причина расставания, а в заключении уровень падения духа главного героя:

Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

  • Интересным предметом является палка. Её использование главным героем несёт двойную символику. С одной стороны, она служит опорой во время ходьбы, что является признаком утраты прежней активности и энергии. А с другой, палка превращается в своеобразное оружие, которое позволяет местному врачу увеличить свою силу несколько раз. В такой манере он демонстрирует свою раздражительность, озлобленность и агрессивность, которые уже стали частым проявлением его поведения: «тычет во все двери палкой»; «принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой»; «…рассердится вдруг и станет стучать палкой о́ пол»[4].
  • Старцев вживается в поток уходящей временной ленты благодаря скольжению рассказа в пространственно-временной организации. Писатель раскрывает в нескольких страницах историю жизни, достигая художественного эффекта через повторы, отражающие ход времени. Начало повествования эпическое, сопряжено с чёткими хронологическими указаниями («Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло ещё несколько лет»). Эти моменты каждый раз переворачивают смысловую перспективу повествования — сначала несостоявшееся событие, затем жизнь, которая не случилась, и, наконец, утраченная личность. Чехов, ограничивая объём повествования, находит ресурс в повторах — лексических и образных, создавая ассоциативный сюжет, который придаёт рассказу плотность. Через детали внешности и способы передвижения главного героя Старцева Чехов разрабатывает повторяющийся сюжет опустошения и увядания личности[12].

Литература

  • Бердников Г. П. Чехов. — М.: Молодая гвардия (Жизнь замечательных людей)., 1974. — 512 с.
  • Турков А. М. Чехов и его время // Русская литература XIX века / Азбукин А. Н., Коновалов В. Н.. — М.: Просвещение, 1984. — 399 с.
  • Ермилов В. Чехов 1860-1904.. — М.: Молодая гвардия, 1951.
  • Чехов А. П. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Том 10.. — М.: Наука, 1986.
  • Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение.. — М.: Советский писатель, 1986.
  • Никифорова О. Б. История доктора Старцева в системе литературных параллелей // «До самой сути...» / под ред. В. Е. Автухович. — Гродно.: ГрГУ, 2014. — С. 153–163.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бердников Г. П. Чехов. Серия: Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 1978.
  2. В городе С.. anton-chehov.info. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  3. А. П. Чехов. Ионыч. Мой Чехов. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Чехов А. П. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Том 10. — М.: Наука, 1986.
  5. Кеклюдже Н. Индивидуум и семья в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» (к вопросу о трансформации романного начала) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология : сборник. — 2018. — № 1. — С. 68—75. — ISSN 2072-8522 SSN 2072-8522.
  6. Чехов Антон Павлович. Энциклопедия Кругосвет. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 7 сентября 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов). ЛитераГуру (15 марта 2018). Дата обращения: 7 сентября 2023.
  8. Ранчин А. М. Чехов Антон Павлович. Большая российская энциклопедия 2004–2017. БРЭ. Дата обращения: 7 сентября 2023.
  9. Степанова А.С. Псевдоантитеза в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. : Журнал. — 2016. — Вып. 3.
  10. Белкин А. Читая Достоевского и Чехова: статьи и разборы.. — М.: Художественная литература, 1973. — 304 с.
  11. 11,0 11,1 Бражника Н. А. Предметная детализация в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» // Филологические исследования : сборник. — 2011.
  12. Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Справочник от автор 24. Дата обращения: 7 сентября 2023.

Ссылки

Сайт, посвящённый творчеству Антона Павловича Чехова