Ионыч (рассказ)
Ионыч | |
---|---|
Ионыч | |
Жанр | Рассказ |
Автор | А. П. Чехов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1898 |
Дата первой публикации | 1898 |
«Ио́ныч» — рассказ Антона Павловича Чехова в пяти главах, написанный и опубликованный в 1898 году в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» (1898, № 9)[1].
В 1966 году, благодаря сотрудничеству с киностудией «Ленфильм», рассказ появился на экране под названием «В городе С.». Режиссёр Иосиф Хейфиц (1905 — 1995) экранизировал рассказ[2].
История создания
А. П. Чехов написал рассказ в селе Мелихове в конце весны — начале лета 1898 года. В августе 1897 года писатель начал делать свои первые записи в блокнотах и письмах.
Возвратившись в Мелихово после прохождения курса лечения на юге Франции, Антон Чехов немедленно приступил к решению своих строительных и хозяйственных дел. Однако, несмотря на загруженность, он находил время для творчества. Именно в перерывах между строительными заботами, открытием новой школы и приёмом гостей, Чехов написал рассказ «Ионыч»[1].
В ходе исследований записных книжек Чехова, литературовед Зиновий Паперный пришёл к выводу: с течением времени и по мере создания рассказа авторский замысел претерпевал изменения. Начиная с желания разоблачить лишь семью Филимоновых, Чехов в конечном варианте своего произведения приходит к внутреннему приговору самому себе через мысленный вердикт, который доктор Старцев выносит Туркиным. По словам доктора, «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город»[3]? Этот приговор Ионыча самому себе является горьким итогом всего произведения.
В записных книжках писатель обрисовал контур сюжета, с фокусом на семье Филимоновых, однако в итоговой редакции фамилия была заменена на Туркиных[4]:
Он — чиновник, играет на сцене, поёт, показывает фокусы, острит («здравствуйте, пожалуйста»); она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена… ах, увидит муж!» — это говорит она всем на свете при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз, в самом деле, всё в этом скучном сером городе показалось забавно и талантливо.
В черновом варианте повествование ведётся от неизвестного лица, лишённого каких-либо связей с Дмитрием Ионовичем. Однако в итоге история рассказывается третьим лицом — автором, который вкладывает свои впечатления и мысли о происходящем между строками текста.
Жанр, направление
Данный рассказ представляет собой яркий пример одной из важных тенденций в творчестве писателя в период с 1890-х до начала 1900-х годов. Эта тенденция заключается в стремлении произведений к более романтическому началу, при этом сохраняя краткость и ёмкость жанровой формы рассказа. Более того, рассказ обретает особую убедительность и выразительность[5]. Писатель достигает того, что суть классического романа содержится в ограниченном пространстве небольшого рассказа[6].
В русской литературе периода конца XIX века преобладал жанр реализма, и это легко увидеть и в произведении «Ионыч». Заметные черты, такие как повседневная жизнь персонажей, социальные проблемы, типичные характеры, обстоятельства, ситуации и конфликты, явственно указывают на реалистическую направленность данного произведения. Рассказ показывает обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо противоборство обществу, наоборот, главный герой становится уродливым подобием общества, в которое он вынужден был влиться[7].
Сюжет и смысл названия
Антон Павлович Чехов стремится к максимальной лаконичности повествования, умещая в ограниченных рамках историю жизни героя, его духовные и душевные терзания[8]. Сюжет «Ионыча» — несостоявшаяся женитьба главного героя, Дмитрия Ионыча Старцева.
Рассказ разделён на пять частей, где автор знакомит нас с доктором Старцевым и семьёй Туркиных. В начале истории, Старцев обладает уникальной способностью отличать настоящий талант от посредственности, и его работа целиком и полностью захватывает его внимание. Ему приятно общаться с Екатериной Ивановной, и он даже находит в себе дух решимости сделать ей предложение. Однако, в третьей части рассказа, мы видим, как Старцев начинает забывать о важности искусства и тонет в повседневных делах. Он полностью теряет интерес к великим идеям и наслаждается вместо этого азартными играми и накоплением богатства. В четвёртой части, Старцев становится равнодушным к любым проблемам, полностью ориентируясь только на свои собственные материальные желания. В финальной части рассказа, Старцев претерпевает огромные изменения и превращается в Ионыча — загубленного человека. Он больше не является амбициозным молодым доктором с благородными намерениями, вместо этого, он становится бездушной фигурой, наслаждающейся богатством и полностью разорившейся морально[4].
Дмитрий Ионович Старцев скрывает за собой фигуру, ставшую прообразом героя истории. «Ионыч» — прозвище, которое открывается только в финале рассказа. Эта небольшая, но значимая деталь является определяющей для всего произведения. Заглавие поднимает перед читателем вопрос: каким образом земский врач Старцев превратился в Ионыча? Ответ на него зреет внутри страниц текста[7].
Тема, идея, проблемы
В рассказе звучит тема раскрытия повседневного мира и нравственной убогости[9]. «…На нескольких страницах показана, в сущности, история целой жизни земского врача Дмитрия Ионыча Старцева, история его опошления»[10]. Пошлость пронизывает рассказ «Ионыч» внутри и снаружи. Семья Туркиных становится её главным символом.
Псевдолюбовь в центре истории. Автор подчёркивает, что Котик — единственный источник радости для героя. Но с течением времени душа главного персонажа ощущает лишь пустоту и отсутствие желаний. Даже при встрече с Екатериной Туркиной он не способен снова почувствовать животрепещущий интерес к полноценной жизни.
Жизнь в городе С. существует в упорядоченном, спокойном ритме. Все дни тянутся тут незыблемо, ничто новое или необычное не происходит. Люди продолжают своё существование. Город обрушивает на своих обитателей густой туман апатии, и даже при появлении нового, отличного от всех остальных, земского врача, ничто не меняется. Город поглощает и его, распространяя свою власть на каждую душу, которая попытается противостоять его власти[7].
Главным и самым значимым фокусом в данном рассказе является проблема взаимодействия и взаимоотношения между индивидуумом и обществом.
А. П. Чехов раскрывает душевную пустоту людей, обличая ленивых, бездейственных и притворных обывателей города С. Туркиных он показывает в их истинном обличье — они строят из себя «высшее общество», но на самом деле они пустышки, такие же как и все остальные в их окружении. Ионыч также становится объектом обличения — он пожертвовал своими мечтами и идеями в пользу стабильности и комфорта.
Главные герои
Чехов умел мастерски описывать своих персонажей, не раскрывая их напрямую. Однако у читателя, сравнивающего самооценку героя с высказываниями окружающих о нём, без труда возникает представление об их характере. Именно такие приёмы использовал писатель, чтобы создать характер Старцева и построить его образ в рассказе. Меняя ракурсы повествования, автор выстраивал характеризацию своего героя:
- В первой главе — «интеллигентный человек»;
- Во второй главе — «необыкновенный, удивительный доктор»;
- В четвёртой главе — «поляк надутый»;
- В пятой главе — «не человек, а языческий бог»[4].
Персонаж | Цитатная характеристика |
---|---|
Старцев | «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты?» (Автор)
«Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. (…) Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! (…) Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…» (Екатерина Ивановна) «Прошло ещё несколько лет. Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным „Прррава держи!“, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог.»(Автор) |
Екатерина Ивановна | «Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у неё было ещё детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне.» (Автор)
«Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей, хотя во время серьёзного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом.» (Автор) «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…» (Старцев) …больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки.» (Сама о себе) «Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница.» (Сама о себе) |
Иван Петрович Туркин | «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно». (Автор)
«Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю…» (Автор) |
Вера Иосифовна | «Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям.» (Автор)
«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». (Старцев) |
Художественные особенности
В чеховском произведении предметные детали придают особенное значение благодаря уникальной способности писателя создавать на их фоне смысловые противопоставления. Ключевые мотивы и образы, взаимодействуя и противопоставляясь друг другу, придают истории обобщённо-философский характер и позволяют раскрыть авторскую идею[11].
- В семье Туркиных, а также в жизни всего губернского города С., прослеживается удивительная антитеза между «движением» и «покоем», а также между «реальностью» и «иллюзией»[11].
- Город С. и семья Туркиных оживают благодаря взаимопроникновению множества повторов. Эти повторы затрагивают как отдельные детали, так и целые группы, особенно относясь к распорядку дня, и в частности, к приёмам пищи: упоминания ножей и жареного лука:
«..слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука...»— «...пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай...»
- Дом Туркиных изображается словно театр, что раскрывается через метафорические сравнения, применяемые писателем: «мой муж ревнив, это Отелло»; «точно опустился занавес».
- Чехов использует рояль как предметную деталь, чтобы иллюстрировать эволюцию характера Старцева. В начале повествования рояль «сближает» Котика и Старцева, затем он — причина расставания, а в заключении уровень падения духа главного героя:
Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?
- Интересным предметом является палка. Её использование главным героем несёт двойную символику. С одной стороны, она служит опорой во время ходьбы, что является признаком утраты прежней активности и энергии. А с другой, палка превращается в своеобразное оружие, которое позволяет местному врачу увеличить свою силу несколько раз. В такой манере он демонстрирует свою раздражительность, озлобленность и агрессивность, которые уже стали частым проявлением его поведения: «тычет во все двери палкой»; «принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой»; «…рассердится вдруг и станет стучать палкой о́ пол»[4].
- Старцев вживается в поток уходящей временной ленты благодаря скольжению рассказа в пространственно-временной организации. Писатель раскрывает в нескольких страницах историю жизни, достигая художественного эффекта через повторы, отражающие ход времени. Начало повествования эпическое, сопряжено с чёткими хронологическими указаниями («Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло ещё несколько лет»). Эти моменты каждый раз переворачивают смысловую перспективу повествования — сначала несостоявшееся событие, затем жизнь, которая не случилась, и, наконец, утраченная личность. Чехов, ограничивая объём повествования, находит ресурс в повторах — лексических и образных, создавая ассоциативный сюжет, который придаёт рассказу плотность. Через детали внешности и способы передвижения главного героя Старцева Чехов разрабатывает повторяющийся сюжет опустошения и увядания личности[12].
Литература
- Бердников Г. П. Чехов. — М.: Молодая гвардия (Жизнь замечательных людей)., 1974. — 512 с.
- Турков А. М. Чехов и его время // Русская литература XIX века / Азбукин А. Н., Коновалов В. Н.. — М.: Просвещение, 1984. — 399 с.
- Ермилов В. Чехов 1860-1904.. — М.: Молодая гвардия, 1951.
- Чехов А. П. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Том 10.. — М.: Наука, 1986.
- Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение.. — М.: Советский писатель, 1986.
- Никифорова О. Б. История доктора Старцева в системе литературных параллелей // «До самой сути...» / под ред. В. Е. Автухович. — Гродно.: ГрГУ, 2014. — С. 153–163.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Бердников Г. П. Чехов. Серия: Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 1978.
- ↑ В городе С. . anton-chehov.info. Дата обращения: 6 сентября 2023.
- ↑ А. П. Чехов. Ионыч . Мой Чехов. Дата обращения: 6 сентября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Чехов А. П. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Том 10. — М.: Наука, 1986.
- ↑ Кеклюдже Н. Индивидуум и семья в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» (к вопросу о трансформации романного начала) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология : сборник. — 2018. — № 1. — С. 68—75. — ISSN 2072-8522 SSN 2072-8522.
- ↑ Чехов Антон Павлович . Энциклопедия Кругосвет. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 7 сентября 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов) . ЛитераГуру (15 марта 2018). Дата обращения: 7 сентября 2023.
- ↑ Ранчин А. М. Чехов Антон Павлович . Большая российская энциклопедия 2004–2017. БРЭ. Дата обращения: 7 сентября 2023.
- ↑ Степанова А.С. Псевдоантитеза в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. : Журнал. — 2016. — Вып. 3.
- ↑ Белкин А. Читая Достоевского и Чехова: статьи и разборы.. — М.: Художественная литература, 1973. — 304 с.
- ↑ 11,0 11,1 Бражника Н. А. Предметная детализация в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» // Филологические исследования : сборник. — 2011.
- ↑ Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Ионыч» . Справочник от автор 24. Дата обращения: 7 сентября 2023.
Ссылки
Сайт, посвящённый творчеству Антона Павловича Чехова
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |