Замятнин, Дмитрий Николаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Дмитрий Николаевич Замятнин
PGRS 1 033 Zamyatnin - crop.jpg
16 апреля 1867 — 19 октября 1881
21 октября 1862 — 16 апреля 1867
Предшественник Виктор Никитич Панин
Преемник Сергей Николаевич Урусов
Флаг
Товарищ министра юстиции Российской империи
9 мая 1858 — 21 октября 1862
Предшественник Платон Демьянович Илличевский
Преемник Николай Иванович Стояновский
26 июля 1852 — 19 октября 1881

Рождение 31 января (12 февраля) 1805(1805-02-12)
Пашигорево, Горбатовский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя
Смерть 19 (31) октября 1881(1881-10-31) (76 лет)
Санкт-Петербург
Отец Николай Сергеевич Замятнин
Супруга Екатерина Сергеевна Неклюдова
Дети Анна Дмитриевна Тенишева, Екатерина Дмитриевна Замятнина[вд] и Варвара Дмитриевна Замятнина
Награды

Дмитрий Николаевич Замятнин (31 января [12 февраля1805, Нижегородская губерния, Российская империя — 19 [31] октября 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский государственный деятель, ка­мер­гер (1837), действительный тайный советник (1866), сенатор, член Государственного совета, министр юстиции в 1862—1867 годах. Известен в первую очередь как идейный и фактический руководитель судебной реформы Александра II. Дво­ря­нин. Круп­ный зем­ле­вла­де­лец (в 1870 вла­дел 4,6 тыс. га зем­ли).

Биография

Дмитрий Николаевич Замятнин родился 31 января в 1805 года в Горбатовском уезде, Нижегородской губернии. Первоначальное образование получил в Лицейском пансионе. Летом 1817 года из пансиона Дмитрий был зачислен в Царскосельский лицей «по оказанным им отличиям в науках и поведении». Здесь он впервые начал изучать римское, гражданское, уголовное право, судопроизводство, военное дело. В 1823 году он успешно окончил лицей, получив серебряную медаль[1].

После окончания лицея Дмитрий Замятнин с чином титулярного советника был принят на государственную службу в Комиссию по составлению законов и состоял под начальством Сперанского, который в это время занимался кодификационными работами. 4 апреля 1825 года, с закрытием этой Комиссии, Замятнин перешёл старшим помощником во вновь учрежденную Собственную Его Императорского Величества Канцелярию. В задачи комиссии входило приведение в порядок запутанного законодательства Российского государства. Когда была учреждена Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, комиссия была преобразована во 2-е кодификационное отделение, результатом деятельности которого стало создание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов, раз­ра­бо­тал по­ло­же­ние о Департаменте ду­хов­ных дел иностранных ис­по­ве­да­ний МВД[2]. После преобразования Комиссии в 1826 году во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии Дмитрий Николаевич оставался в ней до конца 1840 года.

1 января 1841 года он получил должность герольдмейстера в Министерстве юстиции, где в его задачи входило причисление к дворянству, производство в чины, ревизия дворянских депутатских собраний, почётное гражданство, принятие в российское подданство, про­вёл ре­ви­зию ар­хи­ва Ге­роль­дии. Уже в первый год работы на новом поприще Замятнин успел показать себя способным администратором, выявив и искоренив многочисленные злоупотребления. В 1842 и 1845 годах министр юстиции докладывал императору (в связи с наградными делами), что благодаря усилиям Замятнина улучшился состав герольдии, уменьшились беспорядки и исчезли жалобы на медленность движения дел[3].

В 1852 году он был назначен обер-прокурором 2-го Департамента Сената и сенатором. 9 мая 1858 года он занял пост товарища министра юстиции, 22 мая того же года его избрали членом Совета Патриотического института и Петроградского Елизаветинского училища, где он состоял до конца своих дней. В 1859 году он получил первую награду — орден Святого Александра Невского. С июня 1859 года (во время отпуска министра Панина) временно управлял министерством; 21 октября 1862 года стал управляющим министерством, а 1 января 1864 года был утверждён в должности министра[4][5].

При­над­ле­жал к «ли­бе­раль­ным бю­ро­кра­там». Один из раз­ра­бот­чи­ков По­ло­же­ния о кре­сть­я­нах, во­дво­рён­ных на зем­лях го­су­да­ре­вых, двор­цо­вых и удель­ных (ут­вер­жде­но 26.6(8.7).1863).

Именно при нём был принят закон, изменивший основы действовавшей в то время карательной системы и имевший большое культурное значение. Указом 17 апреля 1863 года были отменены жестокие телесные наказания; розги и плети, наложение клейм на лбу и обеих щеках осужденным к каторге, и публичные наказания, которые применялись даже к женщинам и старикам[2].

Уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке судебной реформы 1864 года и ру­ко­во­дил её реа­ли­за­ци­ей. Заняв должность министра, он стал глубоко вникать в работу российского судопроизводства, принимал непосредственное участие в подборе судей, лично знакомился с их деятельностью, посещал с этой целью судебные заседания, только что ставшие публичными в силу правил 11 октября 1865 года, часто ездил в провинцию и старался по возможности ближе ознакомиться с кандидатами на новые должности, изучал мнение представителей местного общества о нравственных и интеллектуальных качествах судебных чинов. Благодаря этому новому методу, Замятнину удалось найти тот судебный персонал, который подал пример честного и смелого служения задачам нового суда. 17 апреля 1866 года Замятнин торжественно открыл новые судебные установления в Санкт-Петербурге, 23 апреля — в Москве[6].

Осо­бое вни­ма­ние уде­лял уст­рой­ст­ву но­во­го для Рос­сии ин­сти­ту­та — ми­ро­во­го су­да, а так­же улуч­ше­нию слу­жеб­но­го и ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния су­дей, счи­тая, что ус­пех ре­фор­мы бу­дет тес­но свя­зан с воз­мож­но­стью при­влечь и удер­жать на но­вых долж­но­стях спо­соб­ных и че­ст­ных су­дей; в про­тив­ном слу­чае, по­ла­гал Замятнин, их не­сме­няе­мость бу­дет вред­на. Под руководством Замятнина раз­ра­бо­та­ны пра­ви­ла (ут­вер­жде­ны 11(23).10.1865), вво­див­шие эле­мен­ты но­во­го су­до­про­из­вод­ст­ва в су­ды, ещё не под­верг­шие­ся пре­об­ра­зо­ва­нию. Утверждено равенство перед законом всех сословий, введён суд присяжных и т.д.[7]


Д. Н. Замятнин близко к сердцу принял дело великой реформы. Известный адвокат А. Ф. Кони писал по этому поводу:

«Когда повеяло новым духом и вокруг Замятнина заговорили о необходимости реформы, он чуткой совестью почувствовал и здравым умом ясно представил себе, в чём должна состоять его задача… В готовности участия, как надо служить делу, благому значению которого веришь, состоит высокая заслуга Замятнина пред выработкою основоположений русского правосудия… Дмитрию Николаевичу Замятнину выпало на долю быть первым министром юстиции преобразованного судебного строя России. Он выполнил эту ответственную, трудную и высокую роль с прямодушным усердием, ставившим на первый план жизненные интересы правосудия и благо родины»[2].

В 1866—1867 годах уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке во­ен­но-су­деб­ной ре­фор­мы. Член (1879) Вер­хов­но­го уго­лов­но­го су­да по де­лам о по­ку­ше­ни­ях на Алек­сан­д­ра II, со­вер­шён­ных Д. В. Ка­ра­ко­зо­вым и А. К. Со­ловь­ё­вым. Освобождён от должности министра юстиции и генерал-прокурора 16 апреля 1867 года в связи с назначением членом Государственного совета. В 1881 председатель Департамента гражданских и ду­хов­ных дел Государственного со­ве­та[4][8].

Член Русского географического общества (1847). С 1866 член Главного со­ве­та жен­ских учеб­ных за­ве­де­ний Ве­дом­ст­ва уч­ре­ж­де­ний императрицы Ма­рии.

Воспоминания современников

Служивший под началом Замятнина правитель канцелярии министерства, впоследствии сенатор, Дмитрий Борисович Бер писал о нём: «Всегда спокойный, хладнокровный, чуждый мелочного самолюбия, он требовал серьёзного отношения к делу. Он обладал особым умением выслушивать своих подчинённых. Исполнитель, которому была поручена какая-либо работа, был уверен, что он всегда придёт вовремя к своему начальнику и будет выслушан им без малейшей тени недовольства и досады, хотя бы он представлял свои соображения о невозможности исполнить данное приказание. Каждое малейшее сомнение обсуждалось, подвергалось строгой критике, весьма часто коллегиально, и дело от таких приёмов выигрывало, притом же начальник этим приёмом узнавал своих подчинённых. Это не было нерешительностью, а было, напротив, желанием отыскать правду, наилучшим образом осуществить её и поставить дело на законную твердую почву»[9].

Награды

Почтовая марка, 2018 год.

Личная жизнь

Дмитрий Николаевич был крупным землевладельцем, после смерти отца он унаследовал и Пашигорьево. В частной жизни он был отличный семьянин, большой хлебосол и приятный собеседник. «Высокий, прямой, с красивой седою головою, гордою походкой и ясною речью, он до конца сохранял свежесть духа и бодрость тела». Он любил ходить пешком и, несмотря на свои семьдесят четыре года, проходил ежедневно по три-пять верст. И при этом вёл предельно скромную жизнь[2].

Жена — Екатерина Сергеевна, урождённая Неклюдова (1812—1886), дочь мирового судьи С. П. Неклюдова и внучка сенатора И. А. Нарышкина. Фрейлина двора Её Императорского Величества. Екатерина Сергеевна отличалась красотой, умом и сильным характером. Она занималась благотворительной и общественной деятельностью, состояла начальницей Николаевского сиротского института и Александровского сиротского дома в Петербурге.

От брака супруги имели четверых детей[10]:

  • Сын — Сергей (1839—1868), камер-юнкер, умер в тридцатилетнем возрасте, находясь в Германии.
  • Дочь — Варвара (1840—1894)[11]. В первым браке замужем за калужским губернатором В. Н. Спасским (1824—1877); во втором — за князем Дмитрием Владимировичем Друцким-Соколинским (1836—1902). Оба брака бездетны.
  • Дочь — Екатерина (1842—1922) была замужем за А. Н. Куломзиным, впоследствии председателем Государственного совета.
  • Дочь — Ольга (1846—после 1897), фрейлина, состояла попечительницей Мариинского женского училища, Царскосельского женского ремесленного приюта и Приюта для грудных и малолетних детей имени Д. Н. Замятнина.
  • Дочь — Анна (1851—1934), первая жена и активная помощница князя В. Н. Тенишева, основателя Тенишевского коммерческого училища

Смерть

В день лицейской годовщины, 19 октября 1881 года, Дмитрий Николаевич утром пришёл пешком домой с Васильевского острова, где безвозмездно управлял хозяйственной частью двух институтов — Патриотического и Елизаветинского. Почувствовал себя очень усталым, но поехал на товарищескую встречу. После обеда он присел на диван, закурив сигару. Все думали, что он дремлет, но, когда подошли к нему, обнаружили, что сердце его перестало биться. Похоронен Д. Н. Замятнин на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге[2].

Примечания

  1. Замятнин, Дмитрий Николаевич. azbyka.ru. Дата обращения: 27 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Дмитрий Замятнин - преобразователь судебного строя в России. moyaokruga.ru. Дата обращения: 27 июня 2024.
  3. Замятнин Дмитрий Николаевич. epp.genproc.gov.ru. Дата обращения: 28 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 Замятнин Дмитрий Николаевич. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 июня 2024.
  5. Замятнин Дмитрий Николаевич (1862–1867). expositions.nlr.ru. Дата обращения: 28 июня 2024.
  6. Замятнин Дмитрий Николаевич. biografii.niv.ru. Дата обращения: 28 июня 2024.
  7. Замятнин Дмитрий Николаевич. novgorod.travel. Дата обращения: 28 июня 2024.
  8. Замятнин, Дмитрий Николаевич. Дата обращения: 28 июня 2024.
  9. Боец за судебную реформу. Генерал-прокурор Дмитрий Николаевич Замятнин. litmir.club. Дата обращения: 28 июня 2024.
  10. Замятнин Д.Н. Занимал пост Генерал-прокурора в 1862-1867 годах. Дата обращения: 28 июня 2024.
  11. ЦГИА СПб.. Ф. 19. Оп. 122. Д. 72. Л. 146 (Метрические книги Сергиевского собора).

Литература


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!