Жиздринская операция

Материал из «Знание.Вики»
Жиздринская операция 1943 года
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Дата 22 февраля23 марта 1943
Место Калужская область, Думиничский, Людиновский и Жиздринский районы
Итог Незначительное продвижение советских войск с большими потерями
Противники

Флаг СССР СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Германия

Командующие

Флаг СССР И. С. Конев
Флаг СССР И. Х. Баграмян

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Ханс Гюнтер фон Клюге

Потери

не менее 12 тысяч человек

неизвестно

Жиздринская операция 22 февраля — 23 марта 1943 года — наступательная операция советской 16-й армии Западного фронта против немецкой 2-й танковой армии группы армий «Центр», часть зимне-весеннего наступления Красной Армии на центральном участке советско-германского фронта в Великой Отечественной войне.

План операции и положение сторон

В феврале 1943 года Ставкой Верховного Главнокомандования было решено провести серию наступательных операций на центральном участке советско – германского фронта с целью развить успех, достигнутый на южном стратегическом направлении и не допустить переброски туда немецких сил с центрального участка фронта. Одной из таких операций стала операция в районе города Жиздра Калужской области. 6 февраля 1943 года была подписана директива Верховного Главнокомандующего, а 9 февраля командующий войсками Западного фронта генерал – полковник И.С.Конев поставил командующему 16-й армии генерал – лейтенанту И.Х.Баграмяну задачу на подготовку наступления. Армия должна была наступать в 18 – 22 км. полосе из района Запрудное (Людиновский район), Высокое (Думинический район) в направлении г. Жиздры, а затем в район Брянска и совместно с войсками Брянского фронта окружить и захватить город Брянск[1].

Армия имела в своем составе шесть стрелковых дивизий, 11-я, 18-я, 31-я гвардейские, 97-я сд, 64-я сд, 326-я сд, одну стрелковую бригаду,(4-я с.бр) В связи с тем что этих сил было недостаточно для развития успеха в её полосу прибыл 9-й танковый корпус и четыре танковые бригады: 94-я, 187-я, 2-я, и 6-я, (в состав армии включены не были). 3-ю и 6-ю артиллерийские дивизии Резерва Главного Командования. А, в ходе операции в 16-ю Армию добавили еще пять дивизий, две стрелковые бригады, одну танковую бригаду.

Командование 9-й немецкой армии (командующий генерал — полковник Вальтер Модель), группы армий «Центр» командующий генерал – фельдмаршал Ханс Гюнтер фон Клюге, спешно усилило свои войска в районе Жиздры двумя пехотными дивизиями, а также перебросило противотанковую артиллерию и до 100 танков и штурмовых орудий. Уже достаточно мощная полоса обороны была дополнительно усилена. Почти два года (22месяца) немецкие войска укрепляли этот рубеж, сгоняя на возведение укреп района гражданское население Жиздринского района. Минное заграждение, десятки км. заграждений колючей проволоки в несколько рядов, все каменные дома превращены в дзоты и доты, перекопанные траншеями и ячейками. Вся местность была открытой, в районе Крестьянской Горы, видимость составляла до 3-х км, и простреливалась пулеметным и артиллерийским огнем. Захваченные пленные немцы рассказали, что командование вермахта уже располагало данными о подготовке 16-й Армии к наступлению. Да и переброска войск, поспешность с которой велись приготовления, в район сосредоточения остался замеченным авиацией противника[1].

Перед войсками генерала Баграмяна была поставлена задача: к исходу первого дня наступления выйти в район Людиново, далее, наступая на Жиздру и Брянск, освободить их и, таким образом, содействовать войскам Брянского фронта в овладении город Орёл.

Начало операции

Операция началась на рассвете 22 февраля 1943 года на линии фронта от Запрудного до Высокой. После авиационной и артиллерийской подготовки в бой пошла пехота, поддержанная танками. За день боя советским войскам удалось добиться существенных успехов, первая линия обороны была взята на всем протяжении, к середине дня большинство опорных пунктов первой линии пало.

31-я и 11-я гвардейские стрелковые дивизии взяли мощный укрепрайон Дмитриевка-Широковка, что нарушило систему немецкой обороны и создало условия для развития наступления. На нашем правом фланге 18-я гвардейская стрелковая дивизия блокировала укрепленную высоту 223,5 восточнее Запрудного, а к 10:00 взяла опорный пункт у полустанка Котовичи и на широком фронте перехватила одноколейку. 97-я стрелковая дивизия захватила опорный пункт на высоте 226,6 южнее Буда Монастырская.

Со второй половины дня 22 февраля немцы начали оказывать организованное сопротивление. Против частей 31-й гвардейской стрелковой дивизии противник предпринял контратаку силами батальона при поддержке танков. Продвижение замедлилось, немцы контратакуя начали занимать оборону на заранее подготовленных рубежах. Тем не менее, на следующий день дивизии первого эшелона армии продолжили движение вперед. 18-я гвардейская стрелковая дивизия вышла к Букани и завязала бои за поселок, 11-я, 31-я гвардейские и 97-я стрелковая дивизии медленно, но верно продвигались к р. Ясенок.

По мере продвижения фронт армии начал увеличиваться. Для уплотнения боевых порядков и наращивания силы удара 24-го февраля генерал Баграмян ввел в бой свой резерв — 247-ю стрелковую дивизию.

На левом фланге 25 февраля части 324-й стрелковой дивизии применив обход, полностью взяли опорный пункт Ефремово-Высокая, что позволило развить наступление в южном и юго-восточном направлении.Немцы отошли на западный берег Жиздры и закрепились. Тем не менее, занятие нашими подразделениями обороны по Жиздре и вытеснение немцев за реку позволило штабу 16-й армии не беспокоиться о своем левом фланге и сконцентрировать максимум усилий на решении основной задачи – взятии под контроль дороги Котовичи – Жиздра[2].

Ход боевых действий

К 5 марта полки дивизии, медленно продвигаясь, достигли рубежа Крестьянская Гора – Ашково-Верхнее. Противник силами 296-й пехотной и 9-й танковой дивизий попытался контратаковать, но был отброшен. В последующие дни противник предпринял еще несколько сильных контратак из района Ясенок. Для его нейтрализации из-под Крестьянской Горы была переброшена 11-я гв. сд. Активными действиями ей удалось отбросить противника на рубеж Пыренка — Пузановка и с 17 марта перейти к обороне[3].

К месту наметившегося прорыва армии Баграмяна немецкое командование начало стягивать части и соединения с других участков фронта: 339-ю пд из района Людиново, 5-ю тд из Брянска, 9-ю тд из-под Ржева. В свою очередь командование Западного фронта в период с 28 февраля по 3 марта стало наращивать первоначальную группировку Баграмяна свежими силами, которые последовательно вводились в бой: 1-я гв., 326, 108, 217, 64, 17 и 49-я сд; 125-я и 128-я осбр. К 10 марта войска 16-й армии вели ожесточенные бои с противником; продвинувшись в южном направлении, вышли на рубеж: Букань – Ашково-Верхнее – Ясенок – далее северный берег р. Жиздра. Не имея дальнейшего продвижения на Жиздринском направлении, соединения и части армии Баграмяна, понеся значительный урон, особенно в людях, перешли к обороне и стали закрепляться на достигнутых рубежах В течение семнадцати суток наступая в южном направлении, войска армии Баграмяна, ведя непрерывные бои, максимально продвинулись вперед до 12 км. Темп наступления был менее километра в сутки. За это время было освобождено от немецких оккупантов 23 населенных пункта. Каждая освобожденная деревня оплачивалась жизнями 651 бойца Красной армии, при этом получали ранения около 2 тысяч советских воинов[3].

После оперативной паузы третья попытка наступления была предпринята 19 марта 1943 года. Боевые действия вновь отличались крайним ожесточением. По сообщению советской стороны с 19 по 23 марта в районе Жиздры немецкие потери составили 140 танков, 72 орудия, 203 пулемета, 137 минометов и 8 тысяч солдат и офицеров убитыми. Но советское наступление было отражено, противнику удалось отбить обратно два из потерянных в феврале своих опорных пунктов. В конце марта стало окончательно ясно, что на центральном направлении противнику в целом удалось отразить советское наступление: все советские наступления были остановлены. Новый командующий фронтом приказал перейти к обороне[3].

Итоги операции

В результате длительной и кровопролитной операции советские войска достигли продвижения всего на 10-13 километров. Была освобождена от фашистов территория Высокского, Пыренского и Широковского сельсоветов Думиничского района. Задачи наступательной операции выполнены не были. Причинами неудачи стали ошибки на всех уровнях, начиная от стратегического (разбросанные по времени действия различных советских фронтов на локальных и значительно отдаленных друг от друга участках), до фронтового (был упущен момент ввода в бой ударной танковой группировки, действия 16-й армии не были поддержаны действиями других армий) и армейского (слабая работа разведки, плохая авиационная поддержка войск, недостатки взаимодействия артиллерии, танков и пехоты).

Сталин положительно оценил действия командующего армией И. Х. Баграмяна в этой операции, возложив вину за неудачу на командующего фронтом. 27 февраля И. С. Конев был снят с должности с формулировкой «как не справившийся с управлением войсками фронта» и отозван в Москву[4]

И. Х. Баграмян об операции

«Должен признаться, что уже в то время я видел, что причина невыполнения армией поставленной задачи сводилась не только к нашим упущениям. Почти все наступательные действия на западном направлении весной 1943 года носили отпечаток торопливости, спешки. Тогда у всех нас были ещё свежи достигнутые под Сталинградом блестящие победы Красной Армии, положившие начало массовому изгнанию фашистских оккупантов с советской земли. В той обстановке многим казалось, что моральный дух врага надломлен и если не дать ему опомниться, непрерывно наносить удары на все новых и новых направлениях, то он вскоре будет окончательно сокрушен. К сожалению, даже у некоторых командующих войсками фронтов появилось такое ошибочное убеждение и настойчивое желание поскорее добиться успехов, подобных сталинградскому триумфу»[5]

Потери

Армия Баграмяна потеряла за 17 суток наступления 58 тыс. воинов, т.е. ежесуточные потери составили 3,4 тыс. человек. Урон в людях понесли в основном стрелковые соединения. К примеру, 31-я гвардейская стрелковая дивизия — 5440 чел., в т.ч. убитыми и пропавшими без вести 1440 чел. (соответственно 72 и 20% от первоначального состава в 7500 чел.). В тех же пропорциях имели потери: 247-я сд — 6237 чел. (83%), 326-я сд — 6052 чел., 97-я сд — 5459 чел., 18-я гвардейская стрелковая дивизия – 4641 человек[3]

Примечания

Литература