Дорога жизни (музей)

Материал из «Знание.Вики»
Музей «Дорога жизни»
Буксир «Ижорец-8» в музееБуксир «Ижорец-8» в музее
Дата основания 1968
Дата открытия 1968
Адрес Россия, Ленинградская область, посёлок Ладожское Озеро
Сайт navalmuseum.ru/filials/lifeline
60°07′27″ с. ш. 31°04′32″ в. д. / 60.1243° с. ш. 31.0755° в. д. / 60.1243; 31.0755 (G) (O) (Я)
Памятный знак Дороги жизни в посёлке Осиновец.

Центра́льный вое́нно-морско́й музе́й «Доро́га жи́зни» — музей, своей архитектурой напоминающий глыбу ладожского льда, рассказывает о Дороге жизни и героях, поддерживавших в годы Великой Отечественной войны связь Ленинграда со страной[1].

Создан в ноябре 1968 года. Является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.

История Дороги

«Дорога жизни» — это единственный путь, соединявший осажденный Ленинград с Большой землей. В дни жестокой блокады по «Дороге жизни» Ленинград снабжался продовольствием, топливом и боеприпасами. По ней вывозили раненых, больных ленинградцев и привозили пополнение сражающимся войскам. В первой половине ноября 1941 года поверхность озера покрылась льдом, после чего связь блокированного города с «большой землёй» была восстановлена с помощью ледовой дороги. Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера между Осиновцом и Кобоной, на расстоянии 20-25 км от берега, занятого противником. «Дорога жизни» действовала с 22 ноября 1941 года до окончательного снятия блокады в январе 1944 года. Первая навигация на Ладожском озере началась 12 сентября 1941 года. В первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. С 19 декабря 1942 года возобновила работу автомобильная дорога по льду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943 года (101 день). Из города было вывезено около 540 тыс. человек. В навигацию 1942 года была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда[2].

История музея

Музей «Дорога жизни» — это филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Новый музейный комплекс открылся в 1972 году, на берегу Ладожского озера, на месте бывшего поселка Осиновец. Место для открытия филиала выбрано не случайно, в годы Великой Отечественной войны здесь находились пекарня, столовая, Красный уголок и руководство Осиновецкой военно-морской базы. Именно отсюда начиналось легендарное шоссе, давшее название музею. Здание было сильно разрушено в результате бомбежек, но его сохранили и отреставрировали[3].

Катера подвозят продукты по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград.

Открытие его было утверждено Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 443 от 14 ноября 1968 года. До открытия филиала ЦВММ в двух залах Осиновецкой школы размещалась выставка об участниках событий на Дороге жизни[4].

Музей «Дорога жизни» был открыт 12 сентября 1972 года, к 31-летию начала работы водной переправы. Первоначально филиал разместился в небольшом домике на берегу Ладоги, в 45 километрах от города.

Первым заведующим филиала был назначен капитан 1-го ранга Петр Лазаревич Редькин, в войну — военком лидера эскадренных миноносцев КБФ «Ленинград». Его усилиями экспозиция музея постоянно пополнялась материалами из личных архивов ветеранов армии и флота, предметами из собрания ЦВММ, а также благодаря участию поисковиков, поднимавших со дна Ладоги раритеты военных лет-транспортные средства, корабельные и полевые орудия[5].

Экспозиции

Филиал ЦВММ «Дорога жизни», артиллерия (3)
Филиал ЦВММ «Дорога жизни», экспозиция

В создании экспозиции принимали участие сотрудники Центрального военно-морского музея, а также ветераны, для которых музей «Дорога жизни» стал важным местом встреч. На территории комплекса располагаются несколько локаций: павильон с основной экспозицией, административно-бытовой комплекс, павильон для крупногабаритных экспонатов, павильон «Малый охотник» и экспозиция под открытым небом[3].

Была проведена масштабная реставрация автомобиля ГАЗ-АА и самолёта Ли-2. К Дню Военно-Морского Флота в 2016 году достроили современное здание музея, административно-бытового комплекса, павильона для катера Ладожской военной флотилии типа МО-4. Были закончены работы по обновлению и ремонту буксира «Ижорец-8», принят на временное хранение ряд экспонатов из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда в рамках совместных проектов. Орудия Б-13 с канонерских лодок Ладоги и 76-мм орудие с бронекатера Ладожской военной флотилии были установлены в 1977 году[6].

Карты, документы, фотографии, плакаты, модели транспорта, оружие, военная форма и другие материалы рассказывают о прошлом Ладоги, навигации в разные периоды войны, жизни блокадного Ленинграда, создании и функционировании ледовой дороги, обороне водной трассы, строительстве Дороги Победы. Под открытым небом демонстрируются корабли-герои Ладожской трассы, элементы корабельного оборудования, артиллерийские орудия, самолёт Ли-2Т[1][7].

Интересные факты

Филиал ЦВММ «Дорога жизни», Ли-2


Кабель, проложенный для восстановления освещения города по дну Ладожского озера, после войны был демонтирован. В настоящее время он используется для освещения Невского проспекта, а его фрагменты хранятся в разных музеях Санкт-Петербурга[5].
На ледяной Дороге жизни работало свыше 22 тысяч человек. Случались дни, когда и начальствующий состав, и регулировщики — все выходили чистить снег. Идут впереди 15 человек с лопатами, сзади ещё 10 толкают машину… Все было сделано для того, чтобы машины с хлебом не задерживались, ведь каждая из них везла 13,5 тысяч жизней для ленинградцев. Если человек сегодня не получит свои 125 граммов хлеба, завтра он уже не выживет[5].
«Дорога жизни» как мемориал создавалась по инициативе участников обороны Ленинграда — моряков Ладожской флотилии, автомобилистов, зенитчиков ПВО, угольщиков и грузчиков. В 60-е годы, когда повсеместно тут стали ставить памятники, эти ветеранские организации обратились за помощью об открытии музея в обком партии, и получили поддержку[5].
Музей сразу по открытию стал центром встреч ветеранов войны, площадкой для ежегодных торжественных мероприятий в честь Дня Победы. В течение года в музее проводится приведение к присяге, вручение погон, посвящение в юнармейцы и другие массовые акции[5].
В 90-е годы уникальный экспонат, самолёт Ли-2, на котором в блокадный Ленинград доставлялись продукты, чуть было не разграбили и растащили. Вход в музей был свободный, и этим пользовались маргиналы и бомжи. Сейчас легендарный самолёт восстановлен[5].

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!