Догилева, Татьяна Анатольевна

Материал из «Знание.Вики»
Татьяна Догилева
Профессия актриса, театральный режиссёр, кинорежиссёр, писательница, телеведущая
Карьера с 1971
Награды
Народный артист Российской Федерации — 2000 Заслуженный артист РСФСР
«Ника» (2021)
IMDb 2432421
Внешние изображения
[1]
[2]

Татья́на Анато́льевна До́гилева (род. 27 февраля 1957, Москва, СССР) — известная российская актриса театра и кино. Стала популярной благодаря своим ролям в фильмах «Покровские ворота», «Блондинка за углом» и «Забытая мелодия для флейты». Позже она начала заниматься режиссурой, но продолжила участвовать в съёмках как в сериалах, так и в полнометражных фильмах[1].

Биография

Татьяна родилась 27 февраля 1957 года на окраине Москвы. Позже их семья переехала в квартиру в центре города. Она стала вторым ребёнком Анны Афанасьевны и Анатолия Михайловича Догилевых. У них уже был сын Володя, родившийся на пять лет раньше. В 1956 году на экраны вышла новогодняя комедия «Карнавальная ночь», и Вова, впечатлённый песней про Танечку из фильма, предложил назвать сестричку именно так. Семья жила очень скромно: родители работали на мукомольной фабрике и надеялись, что их дети не будут испытывать нужды. Догилевы мечтали о высшем образовании для Тани и Володи. Владимир поступил в инженерно-физический институт, но не смог его окончить из-за серьёзных проблем со здоровьем, возникших после драки. Он жил с родителями и работал на дому, скончался в молодом возрасте[2].

С самого детства Татьяна проявляла общительность и эмоциональность. После просмотра итало-французского фильма «Три мушкетёра» она была поражена игрой актёров и влюбилась в главного героя. Позже на неё произвели впечатление такие фильмы, как «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова и «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В 11 лет она уже твёрдо решила связать свою жизнь с искусством. Таня была отличницей и училась в школе, открытой при Академии педагогических наук, где помимо общеобразовательных предметов уделялось внимание эстетическому развитию. Школьников часто возили в театры, на выставки и концерты. Будучи гибкой и подвижной, В седьмом классе за отличные успехи в учёбе она получила путёвку в «Артек», а через два года вместе с другими отличниками посетила старинные города Чехословакии.

С 14 лет Таня занималась в студии юных артистов при Центральном телевидении, где познакомилась с известными актёрами и телеведущими. Её впечатлил увиденный мир. Татьяне доверили ведущие роли в школьных программах «Отзовитесь, горнисты!» и «Пионерия на марше». В 1971 году она сыграла свою первую роль — радистку в детском фильме «Отдать швартовы!». В 1973 году она приняла участие в телеспектаклях «Ребята с нашего двора» и «Представление начинается». Эта работа подтолкнула её к решению поступить в театральный вуз[2].

Творчество

Театр

«Красная дорожка» XIII кинофестиваля Балтийские Дебюты (2017)

После завершения обучения в институте Татьяна поступила на работу в Театр имени Ленинского комсомола в Москве. Молодая актриса легко вживается в роли и своей естественной игрой не оставляет равнодушными зрителей. Однако Догилева мечтала о кино, осознавая, что именно съёмки в фильмах помогут ей завоевать всенародную любовь и популярность. Актрису можно было увидеть в «Ленкоме» до 1985 года, после чего она начала участвовать в постановках театра имени Ермоловой. Зрителям особенно запомнились её роли в спектаклях «Говори!», «Шаткое равновесие», «Спортивные сцены 1981 года» и «Наш Декамерон»[3].

Татьяна Догилева выступала на сцене театра Российской армии, играла в театре Антона Чехова, театре имени Моссовета, а также в антрепризах Михаила Козакова. В 2012 году Догилева ушла из театра имени Ермоловой со скандалом, когда художественным руководителем стал Олег Меньшиков. Между артистами существовала давняя дружба: они вместе снимались в «Покровских воротах» и работали в этом театре с 1985 года. Более того, Меньшиков был крёстным отцом дочери Догилевой[3].

Кино

Татьяна начала сниматься в кино в небольших ролях ещё в студенческие годы. Блондинка запомнилась зрителям даже в эпизодах благодаря своему обворожительному улыбке и миниатюрной фигуре, которые стали визитной карточкой Догилевой. Она успешно сыграла в таких фильмах, как «Частная жизнь», «Пчёлка», «Одна на миллион» и, конечно, в «Покровских воротах». С каждой новой кинокартиной её мастерство становилось всё лучше. Особенно зрителям запомнился образ меркантильной продавщицы, невесты Андрея Миронова, в фильме «Блондинка за углом» 1984 года. Долгое время режиссёры воспринимали Татьяну именно в таком амплуа[3].

Её эпизод в «Вокзале для двоих» — комедии Эльдара Рязанова с Людмилой Гурченко и Олегом Басилашвили в главных ролях. Татьяна сыграла небольшую роль дежурной гостиницы, но это стало этапом, после которого Рязанов пригласил её на главную роль в свою картину «Забытая мелодия для флейты». Партнёром Догилевой стал Леонид Филатов. Фильм вышел в 1987 году и укрепил её место в золотом фонде советского кино. Среди самых заметных работ актрисы в 1980-х и 1990-х годах можно выделить социальную драму «Обида», комедию «Не ходите, девки, замуж» и миниатюру «Врача вызывали?» в киножурнале «Фитиль», где её партнёром был мэтр советского кино Зиновий Гердт.

В 2005 году зрители могли вновь увидеть свою любимую актрису в таких проектах, как второй сезон «Виолы Таракановой», «Гибели империи», «Жмурках» и одной из серий «Моей прекрасной няни». В том же году Татьяна Анатольевна начала работать над ситкомом «Люба, дети и завод», получив главную роль. Изнурительные многочасовые съёмки в этом сериале сильно утомляли её, порой приводя к нервным срывам и истерикам. Тем не менее, во всех сериях Догилева продолжала демонстрировать свой профессионализм и актёрский талант. После этого её ждали роли в «Заколдованном участке» (2006 год), «Бомжихе» (2007 год), «Королеве льда» (2008 год), «Докторе Тырсе» (2010 год), «Мексиканском вояже Степаныча» (2012 год) и «Ёлках 3» (2013 год). Кроме того, актриса снялась в «Манекенщице» (2014), «Алёшкиной любви» (2015 год) и в проектах «Хороший мальчик» и «Мамочки» (2016 год).

В 2017 году Татьяна Анатольевна сыграла в «Брачных играх», а в 2018 году — в продолжениях «О чём говорят мужчины» и «Обычной женщине»[3].

Деятельность

Театральные работы

  • Московский государственный театр «Ленком»:

«Жестокие игры». Режиссёр: Марк Анатольевич Захаров — Неля.

  • Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой:

1985 — «Говори!», инсценировка А. М. Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни», режиссёр: Валерий Владимирович Фокин.

1986 — «Спортивные сцены 1981 года» — Катя, по пьесе Эдварда Радзинского, режиссёр: В. В. Фокин.

«Шаткое равновесие» — Джулия, по пьесе Эдвард Олби, режиссёр: Владимир Салюк.

1989 — «Наш Декамерон» — Мария, по пьесе Э. С. Радзинского, режиссёр: Роман Григорьевич Виктюк.

  • Центральный академический театр Российской армии:

1994 — «Орестея» — Электра, по трилогии Эсхила, режиссёр: Петер Штайн.

  • Театр Антона Чехова:

«Чествование».

  • Театр имени Моссовета:

«Двенадцатая ночь, или Всё равно что».

«Безобразная Эльза».

  • Антреприза Михаила Козакова:

«Невероятный сеанс».

«Идеальный муж».

Режиссёрские работы:

  • «Лунный свет, медовый месяц» (1998, антреприза Михаила Козакова).
  • «Московские страсти» (антреприза Михаила Козакова).
  • «Не отрекаются, любя…» (Театральное агентство «ЛеКур», 2000).
  • «Дама ждёт, кларнет играет…» (ТО «Дуэт», 2004).
  • «Падшие ангелы» (ТО «Дуэт»)[4].

Основные события

С 1974 года по 1978 год Татьяна училась в институте, и мама с братом гордились её поступлением в одну из лучших театральных школ. Папа, считая, что умная дочь найдёт занятие поинтереснее, не выказывал особой радости. Учёба давалась ей легко, и ребята параллельно активно снимались в кино. В дипломной работе по комедии Уильяма Шекспира «Много шума из ничего» Татьяна блестяще сыграла центральную женскую роль Беатриче, создав яркий образ остроумной и независимой героини, что не осталось незамеченным режиссёрами.

После окончания института ей предлагали роли в разных столичных театрах, но актриса выбрала Театр имени Ленинского комсомола. На этой сцене её самой заметной работой стала роль чудачки Нельки в постановке Марка Захарова «Жестокие игры», где её партнёром был Александр Абдулов. Спектакль по пьесе А Арбузова шёл более 20 лет, и критики высказывались, что именно Татьяна наилучшим образом воплотила эту женскую роль.

В Ленкоме начинающим актёрам редко давали главные роли, поэтому Татьяна параллельно активно снималась в кино. В 1978 году она появилась в фильме «Безбилетная пассажирка», сыграв штукатура-маляра Нину, что стало её первой главной ролью. В том же году актриса сыграла Таню Гущину, дочь главного героя в картине «Поздняя встреча».

В 1981 году зрители увидели Татьяну в четырёх фильмах, среди которых выделяются «Вакансия» и «Василий и Василиса». В первой картине она сыграла Юленьку Кукушкину, жену чиновника, а во второй — дочь главных героев. Также в 1981 году вышел телеспектакль «Безобразная Эльза», где Татьяна исполнила главную роль, её партнёрами стали Евгений Стеблов и Александр Леньков. В 1982 году актриса снялась в шести лентах. В фильме «Покровские ворота» (режиссёр Михаил Козаков) она заменила Ирину Муравьёву и сыграла небольшую, но запоминающуюся роль пловчихи Светы Поповой, знакомой главного героя. Во время съёмок она подружилась с Олегом Меньшиковым, исполнявшим главную роль.

В 1983 году Татьяна снялась в семи фильмах, одной из её ярких ролей стала образ Пепиты в «Вольном ветре» по оперетте Исаака Дунаевского. В 1984 году она сыграла главную роль в трагикомедии «Блондинка за углом» рядом с Андреем Мироновым. Фильм пользовался огромной популярностью, его в первый год посмотрели более 24 миллионов зрителей. В 1985 году Татьяна присоединилась к труппе Театра имени М. Н. Ермоловой, где начала работать с режиссёром Валерием Фокиным. В 1985 и 1986 годах она была приглашена ведущей музыкальной программы «Утренняя почта». В 1987 году актриса исполнила главную женскую роль в «Забытой мелодии для флейты» — ироничной мелодраме Эльдара Рязанова о запретной любви между чиновником Филимоновым и медсестрой Лидой.

В 1989 году она сыграла Марию в спектакле «Наш Декамерон» (режиссёр Роман Виктюк) и стала Заслуженной артисткой РСФСР. В начале 1990-х годов театре начался застой, и, хотя Татьяна оставалась в труппе, её работа в Театре имени М. Н. Ермоловой была ограниченной. В это время она снималась на других сценах, сыграв Электру в трагедии «Орестея» (1994 год) в Театре Российской армии. Эта постановка критики назвали главным событием сезона, а сам режиссёр отозвался о Догилевой как о «бриллианте»[5].

В 1991 году актриса начала открыто выражать свои общественные взгляды, поддерживая противников курса Бориса Ельцина. В 1990-х годах она активно снималась в кино, добавив 21 фильм в свою фильмографию. Её талант особенно проявился в ролях в «Яма» (Тамара), «Стрелец неприкаянный» (бывшая жена главного героя) и «Восток-Запад» (соседка Головиных). В 1992 году Татьяна Догилева была награждена премией КФ «Кинотавр» за лучшее исполнение женской роли в фильме «Афганский излом». В 1998 году она впервые попробовала себя в роли режиссёра, создав спектакль по комедии Н. П. Кауарда «Лунный свет, медовый месяц». В инсценировке, поставленной в антрепризном театре Михаила Козакова, заняты были Роман Мадянов, Евгения Дмитриева, Сергей Маковецкий и сама актриса. Следующими работами Татьяны стали постановки «Московские страсти», «Дама ждёт, кларнет играет», «Не отрекаются, любя».

В 2000 году Татьяна была удостоена звания Народной артистки РФ. В 2000-х годах актриса активно снималась в комедиях и сериалах, таких как «Люба, дети и завод», «Моя прекрасная няня», «Виола Тараканова-2» и «Участок». Участие во множестве проектов и насыщенный график отрицательно сказались на её здоровье и привели к эмоциональному выгоранию. В 2003 году Татьяна участвовала в третьем сезоне телепроекта «Последний герой», где ей посчастливилось работать с Игорем Ливановым, Еленой Прокловой и Владимиром Пресняковым-младшим. Она прыгнула с вертолёта в океан и получила незабываемые впечатления, продержалась в команде 10 дней[5].

В 2005 году актриса была награждена на фестивале «Амурская осень» за лучшее классическое исполнение современной роли в спектакле «Не отрекаются, любя». В 2006 году она выступила в шоу «Танцы на льду» в партнёрстве с олимпийским чемпионом Алексеем Урмановым. Несмотря на то, что Татьяна не умела кататься на коньках, она быстро научилась и прошла четыре тура, однако покинула проект из-за нехватки времени и состояния здоровья. С 2006 по 2007 год Татьяна вела психологическое шоу «2 правды» на НТВ. В 2007 году вышел фильм «Лера», её первая режиссёрская работа в кино, заметная на кинофестивале «Золотой феникс» в номинации «Дебют». В 2008 году на фестивале комедий «Улыбнись, Россия!» она получила премию за особый вклад в комедию[5].

В конце 2010 года Татьяна активно выступала против застройки центра Москвы и участвовала в пикетах. В 2011 году она участвовала в проекте «Танцы со звёздами» на украинском телевидении, поразив зрителей своей физической подготовкой. Татьяна дебютировала как писатель в 2011 году с книгой «Жизнь и приключения Светы Хохряковой», которая была положительно воспринята читателями. В 2012 году она покинула труппу Театра имени М. Н. Ермоловой, завершив многолетнюю дружбу с худруком Олегом Меньшиковым. В ноябре 2013 года Татьяна критиковала экономические реформы Егора Гайдара в своём блоге на сайте «Эхо Москвы». В 2014 году вышла её вторая книга — сборник рассказов «Тогда, сейчас и кот Серёжа», посвящённый дочери Кате[5].

В 2015 году Татьяна сняла короткометражный фильм «Горизонт», исследующий конфликт между поколениями, который получил высокую оценку на КФ «Кинотавр». С 2016 года по 2019 год она активно работала в кино, участвуя в таких фильмах, как «Хороший мальчик», «Жги!» и сериалах «Брачные игры» и «Мамочки». В 2020 году Татьяна продолжала активно сниматься, участвуя в многосерийной мелодраме «Скрытые мотивы» и завершив съёмки восьмого сезона «Склифосовского», где сыграла Елену Николаевну. Также летом состоялась премьера комедийного сериала «Окаянные дни», и началась работа над ситкомом «Отпуск». В конце октября 2020 года вышел драматический фильм «Доктор Лиза» с её участием. В начале декабря на канале ТВ-3 стартовал второй сезон криминального сериала «Обычная женщина», в котором Татьяна сыграла свекровь главной героини. В 2021 году она исполнила роль бабушки Аллы Владимировны в комедийном сериале «Отпуск» и снялась во множестве детективов и фэнтезийных проектов. В 2022 году актриса вновь была в центре внимания, играя главную роль в драматическом триллере «Многоэтажка» и участвуя в других новых проектах[5].

«Красная дорожка» XIII кинофестиваля Балтийские Дебюты (2017)

Личная жизнь

Во время учёбы в ГИТИСе у Татьяны Догилевой начался роман с Юрием Стояновым. Её первым официальным мужем стал Александр, с которым она познакомилась на съёмках фильма «Безбилетная пассажирка» в 1978 году, где он работал осветителем. Их совместная жизнь длилась всего три месяца, после чего они разошлись из-за постоянной занятости Татьяны в театре и кино.

Вторым мужем стал писатель-сатирик Михаил Мишин, брак с которым продлился с 1990 по 2008 год.

У Татьяны есть дочь, Екатерина Михайловна Догилева (родилась в 1994 году)— актриса. Она живёт и работает в США. Она окончила актёрские курсы в Кембридже и Американскую академию драматического искусства[1].

Признание и награды

В 1992 году — награда «Кинотавр» за лучшее исполнение женской роли в фильме «Афганский излом».

в 2007 году — приз на кинофестивале «Золотой феникс» за лучший режиссёрский дебют с фильмом «Лера».

ХХI международный фестиваль актёров кино «Созвездие» в Орле (2 —7 августа 2014 год) — лучшая женская роль второго плана за работу в фильме «118 секунд до»[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Татьяна Догилева. svpressa.ru. Дата обращения: 4 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 Татьяна Анатольевна Догилева. biographe.ru. Дата обращения: 4 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Догилева Татьяна Анатольевна. globalmsk.ru. Дата обращения: 4 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 Догилева Татьяна Анатольевна. www.kino-teatr.ru. Дата обращения: 4 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Татьяна Догилева: биография и личная жизнь. kratkoebio.ru. Дата обращения: 4 октября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Ссылки