Дейвис, Бетт

Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Дейвис»)
Бетт Дейвис
англ. Ruth Elizabeth Davis
Бетт Дейвис в 1938 году
Бетт Дейвис в 1938 году
Имя при рождении Рут Элизабет Дейвис
Дата рождения 5 апреля 1908(1908-04-05)
Место рождения Лоуэлл, Массачусетс
Дата смерти 6 октября 1989(1989-10-06) (81 год)
Место смерти Нёйи-сюр-Сен, Франция
Гражданство США
Профессия актриса
Карьера 1929—1989
Награды
Kennedy Center Ribbon.png
«Оскар» (1936, 1939)

Бетт Де́йвис (англ. Ruth Elizabeth Davis;[1] 5 апреля 1908, Лоуэлл, Массачусетс6 октября 1989, Нёйи-сюр-Сен) — американская актриса. В 1999 году Американский институт кино поставил Бетт Дейвис на второе место в списке величайших актрис в истории Голливуда. Первый человек в истории мирового кинематографа, номинированный на 10 «Оскаров».

Биография

Детство и юность

Будущая звезда Голливуда Рут Элизабет Дейвис родилась 5 апреля 1908 года в Лоуэлле, Массачусетс, в семье адвоката Харлоу Моррела Дейвиса и Рут Августы Фавор из Тингзборо, штат Массачусетс. Спустя год на свет появилась младшая дочь — Барбара Харриет.

В 1915 году родители Бетт Дэвис развелись, и будущая актриса была отправлена в школу-интернат под названием «Крэсталбан» в Лейнсборо в Беркшире. В 1921 году Рут Дэвис переехала в Нью-Йорк со своими дочерьми, где работала фотографом-портретистом. В 1921 году семья решила поселиться в Нью-Йорке. Училась в школе-интернате Академия Кушинг в Ашбурнгхаме, Массачусетс. Здесь Бетт познакомилась с будущим мужем Хармоном Нельсоном.

Карьера и творчество

Бетт Дейвис окончила Мэриарденскую балетную школу и драматическую школу Джона Андерсона в Нью-Йорке. В 1926 году Дейвис, увидев на театральной сцене пьесу Генрика Ибсена «Дикая утка» с Бланш Юркой и Пег Энтуисл в главных ролях, приняла решение посвятить себя искусству. Прослушивание в театральной школе Civic Repertory, получилось провальным — она не произвела никакого впечатления на директора. Свою первую полноценную роль Дейвис получила в 1929 году, когда сыграла в пьесе Вирджила Геддеса «The Earth Between» для труппы «Provincetown Players». В тот же год Бланш Юрка утвердила Дейвис на ту же роль в той же пьесе «Дикая утка», которую раньше играла сама, и после выступлений в Филадельфии, Вашингтоне и Бостоне Дейвис дебютировала на Бродвее в постановке «Broken Dishes»

В 1930 году вместе с матерью Бетт поехала на пробы в Голливуд, которые не получились. Через год режиссёр Уильям Уайлер выгнал девушку с проб из-за глубоко декольтированного платья. Двери киностудии Universal Studios практически захлопнулись бы перед её носом, но режиссер Карл Фройнд неожиданно выбрал её для картины «Богатая сестра» в 1931 году. Так начинающая актриса дебютировала в большом кино.

За пару лет Дейвис снялась в шести фильмах, в проходных ролях. Разуверившись в собственном таланте, девушка готовилась все бросить и уехать из Голливуда, как вдруг удача ей улыбнулась — актёр Джордж Арлисс порекомендовал её на главную роль в картину «Человек, который играл бога». Успех, наконец, пришел к актрисе. Дэвис подписала пятилетний контракт с «Warner Bros». Съемочная площадка «Warner Bros» стала тем местом, где Дэвис смогла раскрыть свой талант и завоевать публику[2].

В 1934 году у Бетт появилась возможность раскрыть свой актерский потенциал в экранизации романа Уильяма Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих». Критики и зрители оценили Дэвис по достоинству, но премия «Оскар» ей не досталась[3].

В 1935 году Бетт стала обладателем заветной статуэтки за роль алкоголички в фильме «Опасная».

Посчитав, что киностудия не предлагает ей интересных ролей, Дэвис начала судебную тяжбу, требуя возможности выбирать роли. Нарушив условия контракта, она уехала в Лондон и снялась там в двух фильмах. Киностудия победила в суде, но вернувшаяся с долгами в Голливуд Дэвис получила право свободы выбора. А предпочитала актриса образы сильных женщин, сметающих любые препятствия на пути достижения цели.

Именно поэтому когда Бетт не получила роль Скарлетт О'хары в «Унесенных ветром», продюсеры поспешили утешить её ролью в фильме "Иезавель" (1938). Это была экранизация пьесы Оуэна Дэвиса, которая очень похожа на роман Маргарет Митчелл. Благодаря режиссуре Уильяма Уайлера и блестящей игре Дэвис, фильм имел не меньший успех, чем «Унесенные ветром». Актриса заслужено получила свой второй «Оскар».

В последующие годы имя Бетт Дейвис пестрило в таблоидах. «Победить темноту» (1939) принес актрисе третий «Оскар», а первый цветной фильм «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939) стал первым и единственным фильмом, снятым в разгар её карьеры. Чтобы сыграть Елизавету I в старости, Дейвис пришлось сбрить волосы и брови[4]. Кроме того, в январе 1941 года она была избрана президентом Американской академии киноискусства.

По мере того как актриса приближалась к сорокалетнему возрасту, ей становилось всё сложнее выдерживать конкуренцию молодых старлеток. Критики начали жаловаться на то, что Дейвис оказалась в плену наработанных годами жеманных поз и жестов. В 1943 году её второй муж умер при загадочных обстоятельствах. Два года спустя Дейвис вышла замуж за художника Уильяма Шерри, и вскоре у них родилась дочь.

В 1950 году актриса блистательно сыграла в одном из лучших фильмов — «Всё о Еве», заслужив приз Каннского фестиваля, а сама картина была номинирована на 14 «Оскаров».

На волне успеха Дейвис разошлась с Шерри и вышла замуж за своего партнёра по фильму, Гэри Меррилла, однако и этот союз нельзя было назвать счастливым.

В начале пятидесятых её картера пошла на спад. Большинство последующих фильмов Дэвис не имели успеха. Актриса даже дала объявление в газету о поиске работы в 1961 году.

От банкротства оскароносную актрису спасла работа в триллере «Что случилось с Бэби Джейн?» в 1962 году[5]. Ей пришлось согласиться сниматься со своим заклятым врагом, Джоан Кроуфорд. Женщины, ненавидящие друг друга и борющиеся за мужское внимание и награды, сыграли блистательно. Однако, узнав о смерти Кроуфорд в 1977 году желчная Дэвис сказала: «О покойниках принято говорить только хорошо. Джоан Кроуфорд умерла? Вот и хорошо». Что не удивительно. О неуживчивом характере Бетт на фабрике грез ходили легенды. Она бесконечно критиковала, выясняла отношения, постоянно попадая в скандалы[6].

Бетт получила номинацию на Оскар за этот фильм. В рейтинге «Величайших киноактрис кино» Бетт Дэвис заняла второе место после Кэтрин Хепберн[6].

Последние годы

Могила Бетт Дэйвис

В 1977 году Академия вручила ей третий «Оскар» за заслуги в кинематографе, а в 1979 году она получила премию «Эмми» в категории Лучшая актриса за телепостановку «Новички» (1979). В 1987 году она сыграла в своем последнем фильме — «Августовские киты». В 1983 году у неё обнаружили рак груди. Она прошла операцию мастэктомии, а через две недели после операции у неё случился паралич. Но она продолжала работать вплоть до конца 1980-х годов, даже после перенесённого ею инфаркта. В 1985 году её дочь Барбара выпустила нашумевшую биографию «Кто присмотрит за мамочкой», где выставила образ матери скандальной и развратной. Это подкосило Бетт. С 1985 по 1989 год она пережила четыре инсульта. За свою долгую жизнь Бетт Дэвис исполнила около ста ролей. Она награждена тремя Оскарами и ещё восемь раз претендовала на эту престижную награду. В памяти поколений она останется как «Первая леди американского кино»[7].

6 октября 1989 года первая актриса в истории мирового кинематографа, номинированная на десять «Оскаров», умерла в американской клинике в городе Нёйи-сюр-Сен в возрасте восьмидесяти одного года. Актрису похоронили на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе рядом с матерью и сестрой.

Галерея

Награды и номинации

Примечания

Комментарии
Источники

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!