Дворцовый мост

Материал из «Знание.Вики»
Дворцовый мост
Palace Bridge SPB (img2).jpg
Историческое название Республиканский мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает река Нева
Место расположения Санкт-Петербург
Конструкция
Тип конструкции постоянные пролёты — металлические сквозные фермы балочно-неразрезной системы; двукрылый разводной пролёт
Материал сталь
Число пролётов 5
Общая длина 260 м
Ширина моста 27,7 м
Подмостовой габарит 6,3 м (30 м в разведённом положении)
Полос движения 6
Эксплуатация
Конструктор, архитектор
инженер-архитектор А. П. Пшеницкий,
скульптор И. В. Крестовский
(перестройка в 1939 году),
архитектор Л. А. Носков
(перестройка в 1939 году)
Открытие 1850 (плашкоутный мост), 1916 (постоянный мост)
Закрытие на реконструкцию 1896—1897 (перенос плашкоутного моста ниже по течению), 1911—1916 (сооружение постоянного моста), 1976—1978 (капитальный ремонт моста), 2012—2013 (реконструкция моста)
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Регионального значения
рег. № 781711205430005

59°56′28″ с. ш. 30°18′30″ в. д. / 59.94111° с. ш. 30.3084750° в. д. / 59.94111; 30.3084750 (G) (O) (Я)

Дворцо́вый мост — мост, соединяющий берега Большой Невы, находится между Дворцовой площадью и Стрелкой Васильевского острова. Это чугунное сооружение состоит из пяти пролётов, а его центральный разводной пролёт, имеющий ширину 56,5 метров, занимает одно из ведущих мест в мире по размерам. Общая масса металлических конструкций моста составляет 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн[1].

Расположение и название

Дворцовый мост расположен в самом центре Санкт-Петербурга, рядом с Дворцовой площадью[2]. Находится на набережной Большой Невы, на оси Дворцового проезда и Биржевой площади[3].

С 1917 года по 1944 год мост носил название «Республиканский». Однако затем ему вернули первичное имя, что было обусловлено соседством с Дворцовой площадью, Дворцовой набережной и Зимним дворцом[4].

История

На протяжении продолжительного времени переход от Зимнего дворца к учреждениям Торгового порта осуществлялся исключительно с помощью лодок, что приносило множество неудобств. В 1853 году Биржевой комитет решил обратиться к Николаю I с предложением перенести наплавной Исаакиевский мост в этот район. Император откликнулся на просьбу, и перенос был выполнен в 1856 году, в результате чего появился первый Дворцовый мост, представлявший собой плашкоутную конструкцию.

Мосты данного типа основаны на плавучих опорах, которые крепятся при помощи якорей и канатов. На опоры укладывается настил, что делает их установку простой, однако в условиях Петербурга требуется частый ремонт. В ходе прохода кораблей по Большой Неве, мост постоянно разбирали и восстанавливали после наводнений или ледохода.

Поскольку была настоятельная необходимость в постоянной переправе через Неву, в 1882 году жители района обратились в Городскую Управу с просьбой о новом мосте. Архитектурный конкурс на Дворцовый мост был объявлен в 1901 году, но ни один из предложенных проектов не был принят[5]. Восстановление работ началось в 1908 году, и проект был доверен Андрею Пшеницкому. Строительство продолжалось до 1916 года, и мост был открыт в декабре того же года. В 1918 году он получил новое имя — Республиканский, однако в 1952 году мосту вернули старое название[6].

Реконструкция

В 1939 году деревянные перила моста были заменены чугунными с символикой Советского Союза по проекту архитектора Л. А. Носкова. Эти перила были отлиты известным ленинградским скульптором Игорем Всеволодовичем Крестовским.

В 1967 году мост прошёл капитальный ремонт: была улучшена гидроизоляция и проведены работы по ремонту осей вращения. Спустя 10 лет пришло время обновления освещения, настила и разводной части.

В 1997 году под руководством инженера Юрия Александровича Петрова во время очередной реконструкции были убраны трамвайные пути и установлена художественная люминесцентная подсветка. Она может быть выполнена в синих, белых, голубых, зелёных или красных оттенках, однако чаще всего используют именно три первых цвета. Последняя реконструкция, проведённая без полного закрытия движения, завершилась в 2013 году[5].

Галерея

Примечания

  1. Дворцовый мост. Peterburg.center. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  2. Дворцовый мост. Портал «Лоцман Путешествий». Дата обращения: 30 сентября 2024.
  3. Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Тонкости туризма. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  4. Дворцовый мост. Билетное агентство «Софит». Дата обращения: 30 сентября 2024.
  5. 5,0 5,1 Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. «Софит». Дата обращения: 30 сентября 2024.
  6. Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Отдых в России. Проект «Комсомольской правды». Дата обращения: 30 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!