Габарит погрузки

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Габарит погрузки — предельное поперечное (перпендикулярное линии, проходящей в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от их осей симметрии (далее — ось железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути.

Основные положения

Габарит погрузки — термин, который использутся на железных дорогах стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ). Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки.

Согласно Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контенерах, уствержденных Министерством путей сообщения России (далее — МПС), утвержденных 27 мая 2003 года №ЦМ-943 (далее — ТУ ЦМ-943)[1], существуют следующие виды габаритов погрузки:

  • основной, распространяемый на все грузы, при перевозке по всем железнодорожным участкам железнодорожного транспорта;
  • льготный, распространяемый на грузы, размещаемые в пределах погрузочной длины платформы, полувагона;
  • зональный, распространяемый на лесные грузы, погруженные по техническим условиям, местным техническим условиям и размещаемые на основании разрешения МПС России.

Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках. Значения расстояния В от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты Н точки от уровня головки рельса (далее — УГР) приведены в таблицах 2-4 главы 2 ТУ ЦМ-943.

Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога)[1].

Негабаритность

Определение

Груз, включая упаковку и крепление, является негабаритным, если он при размещении на открытом железнодорожном подвижном составе (платформа, полувагон, транспортер), находящемся на прямом горизонтальном участке железнодорожного пути и при совмещении продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути, превышает очертание основного габарита погрузки, или его геометрические выносы в кривых за пределы основного габарита погрузки превышают геометрические выносы в соответствующих кривых расчетного вагона (расчетная негабаритность)[1].

Расчетная негабаритность

Расчетной негабаритностью называется негабаритность груза, определенная, с учетом геометрических выносов данного груза в условной расчетной кривой радиусом R = 350 м, не имеющей возвышения наружного рельса.

Расчетная негабаритность должна определяться грузоотправителем для грузов:

  • длинномерных, когда величина отношения их длины к базе подвижного состава составляет более 1,41;
  • перевозимых на сцепах платформ;
  • перевозимых на транспортерах с базой 17 м и более[2].

Базой железнодорожного подвижного состава называется расстояние между направляющими сечениями, за которые принимаются:

  • у двухосных вагонов — сечения по оси колесных пар;
  • у четырех-, шести- и восьмиосных вагонов — сечения по оси пятников кузова.

Базой сцепа платформ называется расстояние между вертикальными осями турникетных опор, установленных на каждой платформе. Базой транспортера колодцевого, платформенного, площадочного и сочлененного типа без водильных устройств называется расстояние между осями пятников (шкворней) главных (несущих) балок

Базой транспортера сочлененного типа с водильными устройствами называется расстояние между осями водильных устройств. Транспортеры сочлененного типа, имеющие два водильных устройства, называются транспортерами с переменной базой. Величина базы всех груженых сочлененных транспортеров зависит от длины груза L (по осям проушин консолей).

Методика определения расчетной негабаритности, приведена в приложении 2 к Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики ДЧ-1835.

Зоны и степени негабаритности

В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, устанавливаются три основные зоны негабаритности груза:

  • зона нижней негабаритности — на высоте от 480 до 1400 мм при расстоянии от оси железнодорожного пути 1626—1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси железнодорожного пути 1761—2240 мм;
  • зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм;
  • зона верхней негабаритности — на высоте от 4000 до 5300 мм.

Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных железнодорожных линиях дополнительно вводится условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм при расстоянии от оси железнодорожного пути 1625 мм до границы зоны верхней негабаритности.

В зависимости от выхода грузов за габарит погрузки в указанных выше основных зонах устанавливаются следующие степени негабаритности грузов:

  • нижняя негабаритность — шесть степеней,
  • боковая негабаритность — шесть степеней,
  • верхняя негабаритность — три степени.

Груз, размеры которого в погруженном состоянии превышают предельное очертание зон негабаритности, а также очертание основного габарита погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм от УГР), называется сверхнегабаритным.

В соответствии с зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность[2].

Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной. Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени осуществляется с контрольной рамой.

Для указания в перевозочных документах, а также поездных, выдаваемых из ЭВМ данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов, вводится понятие индекс негабаритности груза, который состоит из 5-ти знаков.

Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности груза в соответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.

Обозначения в индексе негабаритности:

1 знак всегда буква Н (негабаритность) Н
2 знак степень нижней негабаритности, может принимать значения от 1 до 6 8
3 знак степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6 4
4 знак степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3 8
5 знак вертикальная сверхнегабаритность, имеет значение 8 0

Отсутствие негабаритности в любой зоне, в том числе и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечается цифрой «0» в соответствующем знаке индекса негабаритности.

Например:

Индекс негабаритности Н8480 означает, что негабаритный груз имеет нижнюю и верхнюю сверхнегабаритность, боковую негабаритность 4-й степени, а вертикальная сверхнегабаритность отсутствует.

В натурном листе и телеграмме-натурном листе рядом с номером поезда проставляется индекс негабаритности поезда, то есть буква Н и коды наибольших степеней нижней, боковой и верхней негабаритности (с учетом расчетной), а также код вертикальной сверхнегабаритности (0 или 8) грузов, имеющихся в составе поезда.

Способы проверки габарита погрузки

Контрольная рама

Контрольная рама применяется при перевозке грузов, имеющих нижнюю и боковую негабаритность 6-й степени, а также сверхнегабаритных в любой зоне, и устанавливается на крытом вагоне, платформе или полувагоне[2].

Допускается установка контрольной рамы на груженом вагоне. Крепление контрольной рамы к вагону должно осуществляться в поперечной вертикальной плоскости, в которой находится ось шкворня, с конца, обращенного к локомотиву. Если неизвестно, будет ли в пути следования изменяться направление движения вагона, то контрольная рама должна устанавливаться в двух шкворневых сечениях вагона.

Контрольная рама должна иметь два контура: основной — для проверки наличия препятствий в прямых участках железнодорожного пути, и дополнительный — для кривых участков железнодорожного пути.

Габаритные ворота

Габаритные ворота устанавливают в местах массовой погрузки на открытый железнодорожный подвижной состав. Ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый железнодорожный подвижной состав с грузом пройдёт ворота, не касаясь планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет на место негабаритности. Таким образом внутренние очертания габаритных ворот ограничивают допустимые предельные размеры провозимых через них грузов.

На электрифицированных участках габаритные ворота высотой до 4,5 метров располагают по обеим сторонам пересечения с автомобильной дорогой (переезда) для предупреждения прикосновения контактного провода к перевозимым через переезд грузам. Железнодорожный путь, на котором устанавливают ворота, должен быть прямым, находиться на горизонтальной площадке; переезд — хорошо виден.

Электронные габаритные ворота состоят из инфракрасных датчиков, формирующих допустимые границы габарита погрузки и передающих данные о нарушении границ на рабочее место оператора пункта коммерческого осмотра.

К таким электронным габаритным воротам относятся автоматизированные системы осмотра предназначенные для визуального контроля и регистрации состояния вагонов и грузов в процессе движения составов, контроля соблюдения габаритности погрузки, улучшения условий труда и повышения уровня личной безопасности работников, занятых осмотром вагонов[3].

См. также

Литература

  1. Демченко А. Т., Апатцев В. И., Дмитриенко И. Е., Некрашевич В. И., Ротанов Н. А. Общий курс железных дорог. — М.: РГОТУПС, 2006.
  2. Общий курс железных дорог : учеб.-метод. пособие / Г. В. Зырянова, А. Л. Рыков. — Екатеринбург: УрГУПС, 2011. — 60 с.

Примечания