Виртуальный помощник
Виртуальный помощник, программа-собеседник, чат бот — программа, которая выясняет потребности пользователей, а затем помогает удовлетворить их.
Автоматическое общение с пользователем ведется с помощью текста или голоса. Чат бот ведет коммуникацию от лица компании или бренда с целью упростить онлайн-общение (предоставить актуальную информацию в наиболее оперативные сроки), используется как альтернатива переписке с живым оператором или звонку менеджеру компании.
Одним из первых виртуальных собеседников была программа Элиза, созданная в 1966 году Джозефом Вейзенбаумом. Элиза пародировала речевое поведение психотерапевта, реализуя технику активного слушания, переспрашивая пользователя и используя фразы типа «Пожалуйста, продолжайте».
Предполагается, что идеальная программа-собеседник должна пройти тест Тьюринга.
Назначение и развитие виртуальных помощников
Цели конкретных диалогов между людьми различаются. Можно просто «поболтать», а можно обсудить важную проблему. В последние годы активно развивается технология самообучающихся ботов.
Программы, способные понимать отдельные высказывания пользователя, образуют класс программ с естественно-языковым интерфейсом. Например, вопросно-ответная система.
Создание виртуальных собеседников граничит с проблемой общего искусственного интеллекта, то есть единой системы (программы, машины), моделирующей интеллектуальную деятельность человека.
В 2010-е годы стала развиваться благодатная среда для использования чат ботов —— мессенджеры. Павел Дуров одним из первых разглядел перспективы технологии и внедрил API для создания искусственного интеллекта в Телеграме.
Первый самообучающийся бот был создан компанией Microsoft, разместившей в Твиттере самообучающийся чат Tay в 2016 году.
Сегодня чат боты часто используются в бизнесе для консультации и предоставления информации клиентам. Для этих целей чаще всего используют чат боты в социальных сетях или приложениях.
Первым в России стал осваивать технологию в бизнесе банковский сектор, затем подключились IT- и телеком-компании, сфера обслуживания, ретейл, HR.
В начале 2022 г. инженер по разработке программного обеспечения Google Блейк Леймон обнаружил у нейросети LaMDA (предназначенной для чат-ботов) признаки наличия собственного сознания[1].
Принцип действия
Виртуальные помощники работают с «живым» языком. Обработка естественного языка, особенного разговорного стиля, — острая проблема искусственного интеллекта.
Как любая интеллектуальная система, виртуальный собеседник имеет базу знаний. В простейшем случае она представляет собой наборы возможных вопросов пользователя и соответствующих им ответов. Наиболее распространённые методы выбора ответа в этом случае следующие:
- Реакция на ключевые слова: Данный метод был использован в Элизе. Например, если фраза пользователя содержала слова «отец», «мать», «сын» и другие, Элиза могла ответить: «Расскажите больше о вашей семье».
- Совпадение фразы: Имеется в виду похожесть фразы пользователя с теми, что содержатся в базе знаний. Может учитываться также порядок слов.
- Совпадение контекста: Часто в руководствах к программам-собеседникам просят не использовать фразы, насыщенные местоимениями, типа: «А что это такое?» Для корректного ответа некоторые программы могут проанализировать предыдущие фразы пользователя и выбрать подходящий ответ.
Своеобразной мини-проблемой для таких простых ботов являются идентификация форм слова и синонимов.
Так же существуют самообучающиеся боты, создаются они с использованием основанных на машинном обучении методов и определенно более эффективны, чем боты первого типа. Самообучающиеся боты бывают двух типов: поисковые и генеративные.
В поисковых ботах используются эвристические методы для выбора ответа из библиотеки предопределенных реплик. Такие чат боты используют текст сообщения и контекст диалога для выбора ответа из предопределенного списка. Контекст включает в себя текущее положение в древе диалога, все предыдущие сообщения и сохраненные ранее переменные (например, имя пользователя). Эвристика для выбора ответа может быть спроектирована по-разному: от условной логики «или-или» до машинных классификаторов.
Генеративные боты могут самостоятельно создавать ответы и не всегда отвечают одним из предопределенных вариантов. Это делает их интеллектуальными, так как такие боты изучают каждое слово в запросе и генерируют ответ.
Виды чат ботов
По обучаемости
- Чат боты, использующие машинное обучение
- Необучаемые или скриптовые
По платформе внедрения
- Мессенджеры
- Онлайн-консультанты на веб-сайтах
- Мобильные приложения
- СМС
- Системы управления
- Поисковые системы
По функционалу
- Боты-консультанты
- Бот для сбора данных
- Сервис-боты
Программы — виртуальные помощники
- Элиза (программа)
- Алиса (голосовой помощник)
- Маруся (голосовой помощник)
- Сяоайс
- PARRY
- A.L.I.C.E.
- Женя Густман
- SnatchBot
- Чат бот в Telegram
- Чат бот в WhatsApp
- Чат бот в Viber
- Чат бот в ВКонтакте
Примечания
Ссылки
- Черногор, Е. А., Быков, А. Е. Виртуальный помощник с личностными характеристиками. Наука без границ № 7 (35) 2019 г.
- Дворянкин, О. А. Голосовой помощник в интернете. Куда ведут нас информационные технологии . Молодой ученый № 18 (360) 2021 г.
- Быков, А.А., Киселева, О.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, Современные наукоемкие технологии. № 3, 2022 г.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |