Виноградов, Василий Иванович (железнодорожник)
Виноградов Василий Иванович | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Дата рождения | 1899 год | ||||
Место рождения | Тула, Тульская губерния, Российская империя | ||||
Дата смерти | 2 января 1982 | ||||
Место смерти | Москва, РСФСР, СССР | ||||
Годы службы | 1917—1958 | ||||
Награды и премии |
|
Виногра́дов Васи́лий Ива́нович (1899, Тула, Тульская губерния, Российская империя — 2 января 1982, Москва, РСФСР, СССР) — машинист паровозного депо Москва-Пассажирская Октябрьской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1939). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Василий Иванович Виноградов родился 1899 году в Туле в семье железнодорожника. Зимой Василий Иванович учился в железнодорожной школе, а летом работал[1].
В возрасте одиннадцати лет начал обучение у кузнеца. В 1913 году семья переехала в Москву, где Василий вместе с отцом работали слесарями на Сущевском заводе. За три года Василий Иванович приобрёл высокую квалификацию в этой профессии[2][3].
В 1917 году через биржу труда Василий Виноградов поступил в паровозное депо Москва Николаевской железной дороги. Успешно выполнив тестовое задание, он был принят слесарем седьмого разряда. В 1920 году его назначили бригадиром арматурного и автоматного цехов[1].
С 1923 года Василий Иванович работал помощником машиниста. С 1928 года, после завершения специализированных курсов, стал машинистом грузовых поездов[1].
Василий Виноградов изобрёл станок для обточки бандажей без демонтажа колёсных пар, что вызвало восхищение даже у иностранных специалистов. Внедрение станка позволило увеличить производительность ремонтных работ, увеличив выпуск отремонтированных паровозов с пяти до восемнадцати в месяц[1].
С 1929 года Василий Виноградов стал машинистом 2-го класса пассажирского движения. В 1934 году ему доверили новый пассажирский паровоз серии ИС («Иосиф Сталин») № 3, на котором он водил знаменитый поезд «Красная стрела». Впоследствии, в 1935 году, стал машинистом первого класса, а в 1937 году занял должность заместителя начальника депо по ремонту, но в 1939 году вернулся к работе машиниста, в которой и оставался на протяжении всей Великой Отечественной войны[1].
В начале войны Василий Иванович перевозил военные грузы на запад и эвакуировал промышленное оборудование на восток. Вскоре Виноградов стал машинистом бронепоезда «Истребитель фашизма», построенного рабочими депо Московско-Октябрьской железной дороги[1].
За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Василий Иванович Виноградов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][2].
В послевоенные годы Василий Виноградов продолжал работать на железной дороге, управляя паровозами различных серий, включая СУм и П36, а также продолжал водить «Красную стрелу». С 1946 года и до выхода на пенсию в 1958 году занимал должность заместителя начальника депо. За годы работы машинистом он проехал более 2,5 миллионов километров[1].
Василий Иванович девять раз избирался народным представителем: четырежды в Московскую областную дума и пять раз в Верховный суд РСФСР. После выхода на пенсию не прекратил трудовую деятельность, продолжил работать на Останкинском молочном комбинате[1].
Последние годы жизни Василий Иванович проживал в Москве. Умер 2 января 1982 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве[1].
Подвиг
Во время войны Виноградов в экстремальной ситуации принял решение, которое позволило сохранить состав. Бронепоезд двигался под артиллерийским огнём противника к железнодорожному разъезду Угрюмово, что в нескольких километрах от Вязьмы. Снарядами выбило кусок рельса, и несколько скатов тендера паровоза и бронеплощадок оказалось на земле. Можно было выйти из боя и увести паровоз. Но Василий Иванович решил не допустить, чтобы вражеским войскам достался бронепоезд. Под личную ответственность, рискуя быть расстрелянным за невыполнение приказа командования на отход, он принимает решение установить стоявшие на земле колёсные пары на куски рельсов и вывести бронепоезд из зоны обстрела. Проявив мужество и смекалку, он сумел доставить бронепоезд в Московское депо. За этот поступок Василий Виноградов был награждён медалью «За отвагу»[1].
Награды и знания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[2]
- Медаль «За отвагу»[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
Память
- Один из электропоездов, курсирующих по линиям Московской области, носит имя Василия Виноградова[1].
Примечание
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Каргапольцев С. Виноградов Василий Иванович . Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 16 апреля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Герои Социалистического Труда 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — С. 279. — 90 с. — ISBN 5-255-01358-7.
- ↑ Истребитель фашизма // 5 полоса : газета. — 2025. — 28 марта (№ 12).
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1899 году
- Умершие 2 января
- Умершие в 1982 году
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Награждённые медалью «За отвагу» (СССР)
- Почётные железнодорожники
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту