Верование жителей бассейна Хуанхэ в древнем Китае

Материал из «Знание.Вики»

Верование жителей бассейна Хуанхэ в древнем Китае — верование жителей бассейна Хуанхэ относятся к периоду палеолита, 25 тыс. лет назад[1]. В пещере Шаньдиндун найдены трупы, окрашенные в красный цвет, и обработанные специально для покойников камни и ракушки. Ритуал передает идею воскрешения и был характерен для многих палеолитических культур Евразии.

Изучение обрядов неолитического Китая в религиозном смысле началось относительно недавно. Сопоставительный анализ различных памятников и артефактов позволяет говорить о существовании в неолитическом Китае по меньшей мере трех генеральных религиозных феноменов: погребального культа, культа плодородия и культа животных. Древние китайцы верили в тотемизм, анимизм и культ мертвых. Культ мертвых был широко развит в Китае еще в период неолита. Идея погребального обряда была проста и очевидна - душа человека не умирала, а продолжала существовать в реальном мире. Этот ритуал передает идею воскрешения и был характерен для многих палеолитических культур Евразии.

Исследование обрядов в Древнем Китае

Первым исследовал вопрос о религиозных представлениях неолитических народов Китая шведский археолог Ю. Андерссон. В последствии практически все ученые, занимающиеся китайской духовной культурой, предпринимали попытки ее изучения. Некоторые из них придерживались мнения о существовании сложной мировоззренческой системы с различными космологиями и аутентичными мифологическими сюжетами, но такие выводы носят лишь гипотетический характер, поскольку проводят параллели с религиозными традициями других народов и основываются на гораздо более поздних рассказах о китайских духовных сюжетах и практиках.

Само по себе изучение обрядов неолитического Китая в религиозном смысле началось относительно недавно. Сопоставительный анализ различных памятников и артефактов позволяет говорить о существовании в неолитическом Китае по меньшей мере трех генеральных религиозных феноменов: погребального культа, культа плодородия и культа животных.

Классификация религиозных обрядов

Тотемизм

Судя по результатам археологических раскопок, религия древних земледельцев Китая содержала элементы тотемизма. Часто встречались изображения черепах, лягушек, рыб и других животных. Находки в Баньпо свидетельствуют о существовании зооантропоморфных изображений — изображений, объединяющих человека и животное в единое существо. Один из примеров — фигурка человека-рыбы, с большой рыбьей головой и человеческим лицом.

Анемизм

Однако не следует трактовать каждое животное изображение как свидетельство тотемизма. Анимизм был характерен для древних китайцев, как и для других первобытно-земледельческих обществ. Он заменил тотемизм и служил главным культом до установления династии Чжоу, когда культ предков стал доминировать. Анимистические представления можно наблюдать прежде всего на керамических сосудах, исследователи обнаружили некоторое сходство между древнекитайскими изделиями и аналогичными предметами из других евразийских культур. В качестве примеров анимистических верований можно привести солярные знаки, выполненные в виде кругов, и лунные знаки в виде рожка или спирали, которые ассоциируются с движением, небосводом и солнцем, а иногда и временем. Эти изображения связаны с зарождением культа Неба, который стал одним из важнейших культов в истории китайской царской и императорской власти.

Культ мертвых

Культ мёртвых был широко развит в Китае ещё в период неолита. Прихорашивая покойников в альтернативный мир, их могилы заполняли оружие, орудия умершего, предметы повседневного пользования, одежду и так далее. Идея погребального обряда была проста и очевидна — душа человека не умирала, а продолжала существовать в реальном мире[2]. Некоторые исследователи также полагают, что реинкарнация была частью представлений древних китайцев, что можно увидеть по особым узорам на керамике, названным Ю. Андерсеном «символами смерти». В отличие от других орнаментов, эти линии были красного цвета, который имел ритуальное значение и символизировал кровь.

Например, у культуры Яншао были групповые (чаще всего парные) и коллективные захоронения (50-80 человек). Умерших хоронили на кладбищах, которые располагались за поселением, иногда за естественными преградами, такими как реки. Умерших хоронили на кладбищах, которые располагались за поселением, иногда за естественными преградами, такими как реки[3]. Это говорит о том, что на этапе яншао уже существовали представления о мире живых и мире мёртвых. Отмечается, что нет существенных различий между женскими, мужскими или смешанными захоронениями. Практика вторичного захоронения также была распространена. Вторичное захоронение предполагало перезахоронение усопших в новой могиле, вместе с представителями того же клана или семьи. Вероятно, перезахоронение происходило спустя некоторое время.

Ритуалы прощания с покойниками для детей и взрослых отличались. Детей клали в большие керамические урны и хоронили прямо на территории поселения. Эти сосуды отличались своим разнообразным и развитым художественным оформлением, включающим охоту и религиозные сюжеты. Некоторые такие урны были найдены в комплексе Хуншаньмяо, относящемся к яншаоподобной культуре Мяодигоу. Взрослых хоронили в ямах на кладбищах, рядом с которыми иногда находились керамические сосуды, а иногда предметы быта, орудия труда и украшения. Стоит отметить, что более богатый сервиз встречается в женских захоронениях, и некоторые исследователи полагают, что в иерархии яншао были матриархальные кланы.

Захоронения с магическим воздействием

Другая точка зрения связывает такие захоронения с магическим воздействием на плодородие у женщин. Исследования погребального инвентаря различных культур неолитического Китая говорят о существовании социального расслоения. Рассматривая культуру Давэнькоу, можно установить, что у этой культуры уже на ранней стадии существовало социально-классовое общество. Общество Давэнькоу делится на четыре социальные группы в зависимости от статуса и богатства. Особенностью этой культуры является использование новых погребальных предметов, таких как деревянные гробы и особые наборы керамической утвари, которые служат для обозначения привилегированного положения аристократии и царей. В могилах можно увидеть супружескую пару и несколько рабынь, которые должны служить своим хозяевам даже после смерти. Это практика, которая станет широко распространенной в эпоху Шан-Инь.

Культ плодородия

Культ плодородия является одним из самых популярных культов древних народов, и китайцы не являются исключением[4]. Треугольники и изображения на керамических сосудах ассоциируются с плодородием, как у женщин, так и у земли. В комплексе Хоутайцзы найдены глиняные статуэтки женщин в позе эмбриона с округлым животом, которые были выполнены в VII тысячелетии до нашей эры. Подобная находка была сделана при изучении культуры Нюхэлян, где были обнаружены остатки монументальных женских скульптур. Нефрит является важным минералом неолитической культуры Китая. Ранние находки нефритовых изделий относятся к VI тысячелетию до нашей эры и были связаны с культурой Синлунва. Позднее нефрит стал символом роскоши и знатности. Ритуальные изделия из нефрита использовались для поклонения Небу и общения с духами.

Время неолита ознаменовало появление характерных для Китая форм религиозных культов, таких как погребальный культ, культ предков и культ плодородия.