Валаамский монастырь
Монастырь | |||
Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь | |||
---|---|---|---|
Страна | Россия | ||
Остров | Валаам, Ладожское озеро | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | ставропигия Московского патриарха | ||
Тип | мужской | ||
Дата основания | конец XI — начало XII века, точная дата неизвестна | ||
Реликвии и святыни | мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских (под спудом в нижнем храме собора) | ||
Наместник | игумен епископ Троицкий Панкратий (Жердев) | ||
Статус |
|
||
Состояние | действующий | ||
Сайт | http://valaam.ru |
Спа́со-Преображе́нский Валаа́мский монасты́рь — уникальное святое место, где сливаются духовная сила и великолепие природы. Он является ставропигиальным мужским монастырём Русской православной церкви и расположен на живописных островах Валаамского архипелага в Республике Карелия, Россия[1].
История
В древности, когда христианство только начинало распространяться, апостол Андрей Первозванный отправился на север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа столкнулся с могучими водами озера Нево и установил каменный крест на горах Валаамских. По одной версии истории монастыря, спустя много лет два инока, Сергий и Герман, прибыли из дальних восточных стран, возможно, из Греции, и основали монашеское братство на одном из островов. Однако письменные источники о жизни святых не сохранились, считаются потерянными. Другая версия утверждает, что монастырь был создан в X—XI веках, что подтверждается житием преподобного Авраамия Ростовского, упоминающим его пребывание на Валааме в X веке, а также летописными упоминаниями о переносе мощей святых Сергия и Германа из Валаама в Новгород в 1163 году[2].
История Валаамского монастыря становится более достоверной с XIV века, когда он упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском» монастыре указывается год основания — 1407. К началу XVI века на архипелаге проживало около 600 монахов, но частые нападения шведов привели к запустению этого благодатного места.
В начале XVIII века Пётр I начал активную борьбу за выход к Балтийскому морю и расширение территорий России на северо-западе. Важным этапом стало захватывание крепостей Нотебург и Ниеншанц в 1702 году и строительство Санкт-Петербурга начиная с мая 1703 года на острове Котлин, который стал базой для русского флота с постройкой крепости Кроншлот (Кронштадт).
В ходе военных действий 1710 года русской армии удалось успешно взять Выборг, что способствовало созданию Санкт-Петербургской губернии на основе Ингерманландской губернии. В 1713 году после финской кампании русские войска захватили Гельсингфорс и Або.
В 1715 году по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря Пётр I издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря началось до подписания мирного договора и уже в 1719 году был освящён деревянный Спасо-Преображенский храм. Выборгская провинция была образована в 1719 году на завоёванных землях и включала Валаамский архипелаг. Подписав Ништадтский мирный договор в 1721 году, Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии (Старой Финляндии) с Выборгом и других территорий.
Развитие монастыря
В 1730 году завершилось возведение Успенской церкви на Валаамском монастыре, а также построена деревянная ограда. Однако через 24 года пожар уничтожил эти сооружения. Императрица Елизавета Петровна предприняла значительные усилия для восстановления монастыря, но к 1765 году там жили всего 11 монахов.
В 1774 году был освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма, имеющего квадратную форму, были построены келейные помещения, украшенные Успенской («зимней») и Никольской церквями.
В конце XVIII века на Валаамском монастыре работал известный мастер по лепке Кондратий Конягин, который славился своими работами в храмах Осташкова и Нило-Столобенской пустыни. Ему приписывается создание изображения преподобного Нила Столобенского, считаемого чудотворным.
Игумен Назарий, ставший настоятелем монастыря в 1781 году, начал обширное строительство из камня. В 1805 году на южной стороне внешнего каре была построена входная церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла, а на северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Теперь над островом возвышается колокольня монастыря высотой 72 метра. В XIX веке на Валааме был отлит самый массивный из колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного, весом 1000 пудов[3].
Великое княжество Финляндское
В 1730 году завершилось строительство Успенской церкви на Валаамском монастыре, а также была построена деревянная ограда. Однако через 24 года пожар уничтожил эти сооружения. Императрица Елизавета Петровна приложила значительные усилия для восстановления монастыря, но к 1765 году там проживало всего 11 монахов.
В 1774 году был освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма, имеющего квадратную форму, были построены келейные помещения, украшенные Успенской («зимней») и Никольской церквями.
В конце XVIII века на Валаамском монастыре деятельно работал известный мастер по лепке Кондратий Конягин, который славился своими творениями в храмах Осташкова и Нило-Столобенской пустыни. Ему приписывается создание изображения преподобного Нила Столобенского, которое считалось чудотворным.
Игумен Назарий, ставший настоятелем монастыря в 1781 году, начал обширное строительство из камня. В 1805 году на южной стороне внешнего каре была возведена входная церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла, а на северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Теперь над островом возвышается колокольня монастыря высотой 72 метра. В XIX веке на Валааме был отлит самый массивный из колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного, весом 1000 пудов.
В составе Финляндии
После Октябрьской революции Валаамский монастырь оказался в составе Финляндии, что привело к ужесточению дискриминации со стороны финских властей. Архиепископу Серафиму было приказано овладеть финским языком, и после его отказа он был изгнан на остров Коневец. Финляндия начала процесс финского языка в православных службах на Валааме, что стало частью дерусификации Православной церкви. Также были усилены оборонительные меры на островах в предвидении возможного столкновения с Советским Союзом.
В 1923 году Финляндская православная церковь перешла под юрисдикцию Константинопольского патриархата и приняла западную Пасхалию, что вынудило Валаамский монастырь изменить свои традиции. Это привело к разделению монастыря и конфликту, который был разрешён силовым вмешательством финского спецназа. Часть монахов покинула монастырь, не желая подчиняться архиепископу Финляндскому.
В 1930 году в монастыре проживали 300 монахов и 100 работников, которые жили скромно, экономя на всём, но помогая нуждающимся и паломникам. Каждый год тысячи людей посещали Валаам, в основном финны, шведы и русские, привлечённые духовной атмосферой и культурным наследием монастыря. Несмотря на трудности, Валаам продолжал оставаться местом притяжения для людей со всех уголков мира.
В период советско-финской войны
26 ноября и 9 декабря 1939 года запомнились как дни, когда советская авиация впервые атаковала Валаам. С началом бомбардировок в январе-феврале 1940 года монастырские постройки стали мишенью для частых налётов. Эвакуация с острова началась в декабре 1939 года, когда 20 декабря были вывезены больные, пожилые монахи, послушники и женщины.
Следующий этап эвакуации произошёл 28 декабря 1939 года, когда 136 человек были переброшены в школы в 120 км к северу от Ювяскюля. Ещё одно перемещение произошло 6 февраля 1940 года, когда все монахи и игумен покинули остров на военных грузовиках, оставив лишь пятерых для обслуживания финских православных военнослужащих.
Монахи забрали с собой ценные святыни, включая оригинал Валаамской иконы Божией Матери и колокола. 18 марта 1940 года большой колокол Спасо-Преображенского собора прозвучал над водами Ладожского озера, ознаменовывая конец жизни обители. Монахи осели в Хейнявеси, где создали Ново-Валаамский монастырь. Помощь из-за границы помогла восстановить монастырь, принявший братию из разных слоёв общества.
Архивные документы и списки монахов опровергли утверждения о потерях во время эвакуации, подтверждая, что никто не погиб при переселении.
Период Великой Отечественной войны
Осенью 1940 года на острове Валаам была создана школа для боцманов и юнг. Ученики этой школы впоследствии отправились на защиту Ленинграда в 1941 году. 20 сентября 1941 года остров Валаам был захвачен финскими войсками. Большинство зданий монастыря осталось целым, однако имущество пострадало. Например, у большого Андреевского колокола был повреждён язык, а часть колокола отпилили.
С 1942 по 1944 год монастырь был восстановлен и продолжал свою деятельность. Финская армия оплачивала пребывание в монастыре, предоставляя продукты в обмен. На остров вернулась лишь небольшая часть братии, эвакуированной в 1940 году, и некоторые монахи принимали участие в боях на стороне Финляндии, двое из них были награждены орденами.
Фашистские пропагандисты использовали разрушения монастыря после пребывания советских войск в своих целях. Немецкие и другие фашистские представители посещали остров, фотографировали монастырь и помогали монахам отправлять информацию за рубеж. В 1942 году итальянский корреспондент Лино Пеллегрини написал репортаж о Валааме для фашистской прессы.
Возникли проблемы с отношением к советским военнопленным. В 1941 году послушник Владимир Кудрявцев требовал улучшения условий содержания пленных, но игумен отказал ему. Это вызвало конфликт, и Кудрявцев был выслан из монастыря. В марте 1944 года в монастырь прибыли иноки из Печенгской обители.
19 сентября 1944 года финские войска и монахи покинули остров Валаам. Позднее здесь было организовано подсобное хозяйство, лесничество и восстановлена метеостанция.
Советский период
В 1950 году на острове Валаам, в бывших кельях и скитах, был организован Дом инвалидов войны и труда. Это учреждение стало местом пребывания для многих инвалидов войны, включая тех, кто был принудительно помещён с материка, в том числе из Ленинграда. Спустя десятилетия, в 1984 году, Дом инвалидов был переведён на материк.
С начала 1960 годов на остров Валаам стали приходить первые теплоходы с туристами, открывая новую эпоху для этого уникального места. В 1979 году на территории острова был организован музей-заповедник, который стал популярным среди посетителей. Немного позже началась реставрация памятников и исторических сооружений на острове, чтобы сохранить его уникальное культурное наследие для будущих поколений.
Возрождение
18 сентября 1989 года стал переломным моментом в истории острова Валаам. Решение Совета министров Карелии о передаче собора и ближайших скитов Ленинградской епархии, за исключением двух, открыло новую главу для монастыря.
13 декабря 1989 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров прибыли шестеро монахов, начавших новый этап для обители. Они обосновались в бывшем изоляторе Дома инвалидов и возобновили богослужения. Восстановлен был валаамский распев, а строгие службы стали обычным делом.
В 1993 году архимандрит Панкратий стал наместником обители по указу патриарха Алексия II, затем епископом Троицким. Под его руководством начал работу православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама». В 1994 году он освятил часовню Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге, завершив процесс возвращения этой постройки монастырю.
Однако в 1998 году монахи высказали своё несогласие с определёнными практиками и вызвали общественный резонанс. Их заявление противоречило официальной политике РПЦ.
13 декабря 2005 года был установлен 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный» на колокольне монастыря, отмечая программу восстановления звонницы. Монастырь был увековечен на памятной монете Банка России в 2004 году.
В сентябре 2007 года патриарх Алексий II посетил монастырь, освятив храм и вручив орден наместнику. Последующие годы были отмечены важными событиями, такими как освящение храмового комплекса и посещение патриархом Кириллом.
По данным настоятеля епископа Панкратия на 2011 год, общее количество жителей монастыря составляло 217 человек, включая различные категории монашествующих и работников.
Устав монастыря
Валаамский монастырь — особый ставропигиальный монастырь, что означает, что он находится под непосредственным наблюдением и каноническим руководством Патриарха Московского и всея Руси. Под руководством патриарха Алексия II в обители на острове Валаам было восстановлено игуменство, согласно древнему Уставу Валаамского монастыря, утверждённому указом верховного духовного авторитета. Устав Святого Валаама придерживается образцу и строгости афонских монастырей, предписывая «не предпринимать ничего настоятелю без совета братии». Регулярно проводятся заседания Духовного собора старшей братии, в который входят игумены, духовник, благочинный, гостинник, ризничий, помощник игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом.
Скиты
В начале XX века Валаамский монастырь насчитывал 13 скитов, разбросанных по всему архипелагу, а также 21 часовню. На сегодняшний день (январь 2024 года) восстановлены одиннадцать из исторических тринадцати скитов:
— Никольский скит во имя святителя Николая Чудотворца;
— Скит во имя Всех святых;
— Предтеченский скит во имя пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня;
— Сергиевский скит во имя преподобного Сергия Валаамского;
— Ильинский скит во имя пророка Илии;
— Святоостровский скит во имя преподобного Александра Свирского;
— Смоленский скит во имя Смоленской иконы Божией Матери;
— Гефсиманский скит;
— Воскресенский скит;
— Коневский скит во имя Коневской иконы Божией Матери;
— Авраамиевский скит.
В настоящее время также идёт реставрация Германовского скита на острове Сюксюянсаари, в то время как Тихвинский скит на острове Воссинансаари ещё не был восстановлен.
В последние годы было основано 5 новых скитов на территории Валаамского монастыря:
— Владимирский скит;
— Патриаршая пустынь;
— Серафимовский скит;
— Казанский скит;
— Андреевский скит.
10 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм святого апостола Андрея Первозванного в одноимённом ските, расположенном на Оборонных островах.
Храмы Валаамского монастыря
— Церковь иконы «Живоносный Источник» (Живоносовская)
— Церковь во имя Живоначальной Троицы (Троицкая)
— Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская)
— Церковь Валаамской иконы Божией Матери (Валаамская)
— Церковь Петра и Павла (Петропавловская)
— Домовая церковь Кирилла и Мефодия
— Церковь Николая Чудотворца (Никольская)
— Домовая церковь Иоанна Дамаскина
— Церковь Всех Святых (нижняя)
— Церковь Небесных Сил бесплотных (верхняя)
— Домовая церковь иконы Божией Матери «Умиление»
— Домовая церковь Новомучеников и Исповедников Российских
— Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Смоленская)
— Домовая церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская)
— Церковь Владимира Равноапостольного (Владимирская)
— Домовая церковь святой мученицы Людмилы
— Церковь Александра Невского
— Воинская церковь святого великомученика Георгия Победоносца
— Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская) в Гефсиманском скиту
— Церковь Воскресения Христова (Воскресенская) в Воскресенском скиту
— Церковь апостола Андрея Первозванного (Андреевская) в Воскресенском скиту
— Церковь Серафима Саровского на Порфирьевском острове
— Церковь Иоанна Предтечи (Предтеченская) в Предтеченском скиту
— Церковь во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) в Предтеченском скиту
— Домовая церковь Сергия Радонежского в Предтеченском скиту
— Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская) в Казанском скиту
— Церковь Авраамия Ростовского (Авраамиевская) в Авраамиевском скиту
— Церковь апостола Андрея Первозванного (Андреевская) в Андреевском скиту
— Церковь Александра Свирского в скиту Александра Свирского на Святом острове
— Церковь Германа Аляскинского в скиту Германа Аляскинского
— Церковь Илии Пророка (Ильинская) в Ильинском скиту на острове Лембос
— Церковь Александра Невского в Германовском скиту на острове Сюскюянсаари
— Церковь Сергия Валаамского (Сергиевская) в Сергиевском скиту на острове Путсаари
— Церковь Всех Преподобных Отцов, в подвиге просиявших.
Валаамский монастырь, будучи одним из древнейших и наиболее почитаемых православных святынь, занимает особое место в истории и культуре России. Его богатое наследие, связанное с духовными традициями и историческими событиями, привлекает паломников и туристов со всего мира.
Святыня на острове Валаам служит не только местом поклонения и молитвенного общения, но и является уникальным историко-культурным комплексом, отражающим духовные и культурные ценности православной традиции. Благодаря своей красоте и архитектуре, Валаамский монастырь привлекает любителей искусства и истории, а также тех, кто стремится найти в нём духовное утешение и покой.
В современном мире Валаамский монастырь продолжает оставаться важным центром православной веры и духовного развития. Его роль как духовного убежища и места паломничества неоценима для многих верующих и искателей истины.
Таким образом, Валаамский монастырь является живым свидетельством богатой истории Русской Православной Церкви, символом духовного единства и местом, где каждый может найти душевный покой и вдохновение. Его сохранение и продолжение служения будут способствовать укреплению духовных ценностей и культурного наследия России[4].
Примечание
- ↑ Герман, основатель Валаамского монастыря . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (-2010-01-01). Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ Резников А.И. Карта Кексгольмского уезда. 1727 года . Окрестности Петербурга (1 января 2000). Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ . ДРЕВО (13 июля 2018). Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Святейший Патриарх Алексий совершил чин освящения Владимирского скита на Валааме . Русская Православная Церковь (21 сентября 2008). Дата обращения: 29 октября 2024.
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России регионального значения
- Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
- Знание.Вики:Готовые статьи о религии
- Все статьи
- Валаамский монастырь
- Всемирное наследие в России
- Всемирное наследие по алфавиту
- Места паломничества
- Монастыри Валаама
- Монастыри острова Валаам
- Валаам
- Монастырь
- Карелия