Бердыж (стоянка)

Палеолитическая стоянка
Бердыж
Раскопкі палеалітычнай стаянкі Бердыж. 1928.jpg
52°50′00″ с. ш. 30°57′00″ в. д. / 52.833333333333° с. ш. 30.95° в. д. / 52.833333333333; 30.95 (G) (O) (Я)
Страна  Белоруссия
Регион Черненский район Гомельской области
Местоположение река Сож

Бердыж (Бердыжская стоянка) — верхнепалеолитическая стоянка Бердыжская (Подлужье I) расположена в Чечерском районе Гомельской области Белоруссии. Она находится в 3 км к югу от деревни Бердыж на реке Сож, притоке Днепра, на южном склоне оврага, который врезается в плато первой надпойменной террасы. Исследования стоянки проводились Константином Поликарповичем и Сергеем Замятниным в период с 1926 по 1929 годы и с 1938 по 1939 годы. В 19591961 годах раскопки также осуществлял Владимир Будько.

История исследования

Археологические исследования конца 1920-х годов на Русской равнине привели к обнаружению нескольких палеолитических стоянок. Одной из них стала стоянка Бердыж, расположенная в Чечерском районе Гомельской области Белоруссии. Её открытие в 1926 году принадлежит Константину Поликарповичу[1]. В последующие годы стоянка изучалась известными советскими археологами, такими как Сергей Дубинский, Валериан Громов, Владимир Будько и другие. Одним из первых исследователей Бердыжа был молодой аспирант Государственной Академии истории материальной культуры Сергей Николаевич Замятнин, который впоследствии внес значительный вклад в изучение древности[2].

В начале 1920-х годов при раскопках стоянки были найдены архаичные изделия из кремня, но из-за недостатка финансирования и специалистов по верхнему палеолиту, Институт Белорусской Культуры обратился за помощью к Петру Ефименко. В мае 1927 года он рекомендовал отправить на раскопки своего аспиранта Сергея Замятнина, который уже зарекомендовал себя на других палеолитических памятниках[3].

Замятнин одновременно работал на Ильской стоянке на Северном Кавказе и Гагаринской в Тамбовской губернии. На Гагаринской стоянке он впервые в археологической науке обнаружил остатки долговременного жилища на открытой стоянке, что стало важным открытием для изучения[3]. палеолитических жилищ на равнинной местности. В начале сентября 1927 года Сергей Замятнин прибыл в Бердыж и быстро нашел общий язык с белорусскими археологами.

Первые масштабные раскопки в Бердыже прошли в сентябре 1927 года. Стоянка расположена на береговой террасе реки Сожа, по правой стороне небольшой балки, близ выхода её к реке. Глубина залегания остатков стоянки составляла 5-6 метров. Фауна Бердыжского местонахождения была схожа с фауной других палеолитических стоянок, таких как Борщево, Костенковская и Гагаринская. Здесь были найдены останки мамонта (35 особей), лошади, быка, медведя, крупного волка, песца и суслика. Культурные остатки включали расщепленный кремень и кости животных, преимущественно мамонта. Среди кремневых изделий были наконечники с боковой выемкой, концевые скребки, боковые, срединные и угловые резцы, массивные пластины с ретушью по краям и пластины и отщепы без ретуши[4].

Замятнину пришлось самостоятельно делать рисунки к статье, так как присланные из Беларуси рисунки были выполнены неудовлетворительно с палеоэтнологической точки зрения. В марте 1929 года он подготовил статью для публикации. В 1953 году Константин Поликарпович открыл наиболее ранний культурный слой, который отнёс к мустьерской эпохе.

После аварии на Чернобыльской АЭС Бердыжская стоянка оказалась в зоне отчуждения. Из-за высокого уровня радиации это место стало закрытой территорией, доступ на которую возможен только по специальным пропускам.

По данным на 2020 год, на стоянке остались лишь несколько курганов, поросших травой и деревьями. Определить, что здесь расположен археологический памятник, можно было только по охранным табличкам.

Эксперты предполагали, что эта территория останется недоступной для посещения ещё несколько столетий. Поэтому создание мемориального комплекса или исторического объекта здесь в ближайшее время не представлялось возможным[5].

Описание

Стоянка Бердыж расположена в 3 километрах к югу от одноимённой деревни, на берегу реки Сож, которая является притоком Днепра. Местонахождение стоянки — южный склон оврага, который врезается в плато первой надпойменной террасы. Когда-то на этой стоянке существовало круглогодичное поселение древних людей. Археологи обнаружили здесь два или три жилища, относящиеся к верхнему палеолиту. Эти жилища имели овальную форму и достигали в поперечнике 5–6 метров. Возраст жилищ оценивается примерно в 23 тысячи лет.

На стоянке Бердыж найдено множество археологических артефактов. Среди них — кости животных, в том числе около 1800 костей мамонта. Также обнаружены останки представителей 19 видов животных, среди которых северный олень, песец, медведь, волк, заяц, лошадь, зубр и шерстистый носорог. Кроме того, среди находок присутствуют каменные орудия: наконечники копий с боковыми выемками, скребки, примитивные резцы, ножевидные пластины и другие инструменты.

Стоянка Бердыж относится к раннеосташковскому времени, которое охватывает период с 26 000 до 23 000 лет назад. Культурная принадлежность памятника определяется кремневым инвентарем с типичными костёнковско-авдеевскими наконечниками, имеющими боковую выемку, что указывает на его принадлежность к виллендорфско-костёнковской археологической культуре. Подтверждением этого служат данные о фауне, где доминирует мамонт[4].

Геологический возраст памятника вызывал много вопросов из-за неясности его соотношения с балкой и долиной Сожа. Леонид Вознячук в 1969 году предположил, что образование оврага произошло в брянское время или ранее, когда Сож углубился до цоколя 2-й надпойменной террасы. Заполнение оврага осадками датируется началом максимальной стадии последнего оледенения, что указывает на существование Бердыжской стоянки в первой половине позднего Валдая.

Радиоуглеродные даты, полученные в лабораториях Геологического института РАН (около 23–22 тыс. лет назад), подтверждают эту хронологию. При ограниченном количестве радиометрических данных и неясности стратиграфических контекстов, мнения о возрасте культурного слоя Бердыжа могут различаться. Однако наличие «молодых» дат около 16–15 тыс. лет назад, полученных для верхней погребенной почвы на Зарайской стоянке, не позволяет полностью исключить дату, полученную в Оксфорде. Возможно, в Бердыже существовали горизонты обитания, относящиеся как к раннему, так и к позднему периодам виллендорфско-костёнковской археологической культуры на Русской равнине[6].

Примечания

  1. Калечиц Е. Г. Изучение палеолита Беларуси в свете архивных материалов К. М. Поликарповича // Копытинские чтения - III : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Могилев, 28 февраля – 01 2019 года. — 2019. — С. 24-26.
  2. Бухтоярова И. М. Археологическое изучение палеолитической стоянки Бердыж в Белорусской ССР в 1920-е гг. // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых і міждысцыплінарных даследаванняў [Электронны рэсурс] : электрон. зб. навук. арт. ІV міжнар. навук. канф. да 50-годдзя Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта, Полацк, 19–20 крас. 2018 г.. — 2018. — С. 134.
  3. 3,0 3,1 Стоянка-1 периода палеолита. Памятники Гомельщины. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  4. 4,0 4,1 216-223. Некаторыя вынікі даследавання апорных помнікаў палеаліту беларуска-расійскага памежжа (Бердыж, Елісеевічы 1, Юравічы) // Гістарычна-археалагічны зборнік. — 2018. — № 33. — С. 216-223.
  5. Климентьева Ю. Из Гомеля в Чечерск. По следам мамонтов и древних людей. Сайт психологов B17.r. Дата обращения: 12 ноября 2025.
  6. Аникович М. В. Глава 5. Виллендорфско-Костёнковская археологическая культура в белорусском Поднепровье: стоянка Бердыж // Человек и мамонт в палеолите Европы. — 2019. — С. 94-98.