БелАЗ-75710

Материал из «Знание.Вики»
БелАЗ-75710
БелАЗ-75710БелАЗ-75710
Общие данные
Производитель БелоруссияБелорусский автомобильный завод
Годы производства 2013 — настоящее время
Сборка ОАО «БелАЗ» (сборка ведётся, как правило, на месте эксплуатации)
Класс карьерный самосвал
Дизайн и конструкция
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Двигатель
2*MTU DD 16V4000
Общие данные
Макс. скорость 20
Производительность
Максимальная мощность 2*1715 кВт (2*2330 л. с.)
Камера сгорания
Цилиндров 2*16
Ход поршня V-образный мм
Массогабаритные характеристики
Длина 20,6 м
Ширина 9,87 м
Высота 8,26 м
Масса 390,5 т
Полная масса 840,5 т
Другая информация
Грузоподъёмность 450 т
Беларусская марка БЕЛАЗ
БелАЗ 75710 в Черниговском разрезе, Кемеровская область

БелАЗ-75710 — карьерный самосвал особо большой грузоподъёмности, разработанный Белорусским автомобильным заводом[1]. Данная модель представляет собой полноприводный двухосный грузовик, способный перевозить до 450 тонн груза. Презентация этого уникального транспортного средства состоялась 25 сентября 2013 г. В начале 2014 г. БелАЗ-75710 установил рекорд Гиннесса на территории Европы и СНГ, транспортировав по испытательному полигону груз массой 503,5 тонны.

Разработка

Создание БелАЗ-75710 было обусловлено необходимостью снижения затрат на добычу полезных ископаемых в условиях мирового экономического спада. Инженеры стремились максимально увеличить грузоподъёмность для минимизации расходов на транспортировку. Проектирование началось с выбора наиболее крупных доступных шин. При разработке системы управления предпочтение было отдано конструкции с поворотными мостами вместо шарнирно-сочленённой из-за технических ограничений последней[2].

Производство и эксплуатация

Первый экземпляр БелАЗ-75710 был изготовлен осенью 2013 г. Заказчиком выступил холдинг «Сибирский деловой союз»[3]. С 01.12.2014 г. этот самосвал эксплуатируется на угольном разрезе «Черниговец» в Берёзовском Кемеровской области.

По данным на весну 2018 г., второй выпущенный самосвал в течение двух лет проходил испытания на территории завода-изготовителя. К сентябрю 2019 г. был собран третий экземпляр, готовый к обкатке. Все три машины предназначались для работы в России. Параллельно ведётся сборка четвёртого экземпляра с индексом 75711.

Стоимость одного БелАЗ-75710 оценивается приблизительно в 12 млн долларов США.

Один из изготовленных самосвалов в настоящее время экспонируется в Музейном комплексе г. Верхняя Пышма Свердловской области.

Технические характеристики

БелАЗ-75710 — карьерный самосвал с общей массой 840,5 тонн, предназначенный для эксплуатации в экстремальных условиях глубоких карьеров. Машина способна функционировать при температурах от −50 до +50 °C. Транспортное средство оснащено восемью колёсами, из которых четыре — двускатные. Каждое колесо выдерживает нагрузку до 105 тонн. Силовая установка представлена дизель-электрической системой, включающей два дизельных двигателя, электрогенераторы и мотор-колёса[4].

Конструкция шасси

Основу самосвала формирует главная рама с установленными на ней поворотными устройствами для мостов. Рама изготавливается на Минском станкостроительном заводе из высокопрочной стали Weldox 800. Опорно-поворотные устройства мостов конструктивно напоминают поворотную платформу экскаватора и содержат трёхрядные роликовые подшипники диаметром 2,75 м. Поворот каждого моста осуществляется двумя гидроцилиндрами, работающими в противофазе. Мосты поворачиваются последовательно: сначала передний, затем задний. При максимальном повороте мостов радиус разворота по следу внешнего колеса составляет 19,8 м[5].

Для обеспечения безопасности в случае отказа гидросистемы предусмотрены пневмогидроаккумуляторы рулевого управления. Запаса давления в шести ёмкостях достаточно для одного полного поворота мостов.

Шины и подвеска

На БелАЗ-75710 установлены радиальные бескамерные шины Michelin размером 59/80R63, весом 5,5 тонны каждая — крупнейшие в мире на момент создания самосвала.

Подвеска каждого моста включает два пневмогидравлических цилиндра и две стойки стабилизаторов поперечной устойчивости. Применение стабилизаторов, нетипичное для карьерной техники, обеспечивает не только плавность хода, но и повышенную устойчивость к опрокидыванию[1].

Силовая установка и трансмиссия

Силовая установка БелАЗ-75710 включает два электрогенератора, каждый из которых сопряжён с V-образным 16-цилиндровым дизельным агрегатом MTU Detroit Diesel 16V4000. Мощность каждого двигателя составляет 1 715 кВт (2330 л. с.). Дизельные установки размещены в моторном отсеке поперечно. Генерируемый электрический ток подаётся на четыре мотор-колеса мощностью по 1 200 кВт каждое. Конструкция предусматривает доступ к электродвигателям без демонтажа колёс, что оптимизирует процессы обслуживания и ремонта[6].

Электронная система управления обеспечивает независимое функционирование каждого мотор-колеса, реализуя таким образом межбортовой и межосевой дифференциалы. Электропривод переменного тока ММТ500, разработанный компанией Siemens, включает блок управления с двумя инверторами ELFA, три вентилятора обдува и систему вентиляции тормозных резисторов.

Для оптимизации расхода топлива разработана схема эффективного использования двигателей: при движении без груза функционирует один двигатель (с чередованием для равномерного износа), при полной загрузке — оба. Выхлопные газы одного двигателя отводятся через глушители, другого — направляются в платформу для её подогрева, что предотвращает примерзание грунта в зимних условиях. Каждый дизельный агрегат оснащён предпусковым подогревателем.

Тормозная система

Тормозная система БелАЗ-75710 включает несколько компонентов. Каждое колесо оборудовано двухдисковым гидравлическим тормозом. Дополнительно используется электродинамическая тормозная система, где торможение осуществляется посредством тяговых электромоторов. Тепло, образующееся при этом, отводится через систему вентиляции тормозных резисторов. Самосвал также оснащён стояночным дисковым тормозом[6].

Рабочее место оператора и системы безопасности

По центру машины под бампером видны радары

Кабина БелАЗ-75710 оснащена эргономичным сиденьем с многоступенчатой регулировкой положения. Для обеспечения комфортных условий работы в ней установлена система климат-контроля. Аудиосистема предусмотрена для снижения утомляемости оператора при длительных сменах.

Безопасность эксплуатации обеспечивается комплексом технических решений. Самосвал оборудован системой кругового видеообзора, позволяющей оператору контролировать ситуацию вокруг машины в режиме реального времени. Дополнительно установлены радары, реагирующие на присутствие человека в непосредственной близости от самосвала.

Для оптимизации процесса погрузки БелАЗ-75710 оснащён электронной системой взвешивания. Индикатор, расположенный на боковой части грузовика, позволяет оператору экскаватора контролировать массу загруженного материала непосредственно в процессе работы[1].

Технические характеристики

Длина х ширина х высота, мм 20 600 х 9870 х 8260
Радиус поворота, м 19,8
Грузоподъёмность, т 450
Полная масса, т 840,5
Объём кузова геометрический, м³ 164,9
Объём кузова с «шапкой» 2:1, м³ 268,3
Шины 59/80R63
Колёса 44,00—63/50
Подвеска пневмогидравлическая, диаметр амортизаторов — 1700 мм
Объём топливного бака, л 2 х 2800
Расход топлива, л/100 км 1300
Максимальная скорость, км/ч 64
Силовая установка
Модель дизельного двигателя 2 х MTU Detroit Diesel 16V4000
Мощность дизеля, кВт 1715 (2330 л. с.) каждый
Модель тяговой установки Siemens MMT500
Модель тягового генератора 2 х YJ177A
Мощность тягового генератора, кВт 1704 каждый
Модель мотор-колеса 4 х 1TB3026-0G-03
Мощность мотор-колеса, кВт 1200 каждое


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 БелАЗ-75710: выходят на арену силачи. Зарулем (2019).
  2. Скоренко Т. БелАЗ-75710: обзор и технические характеристики уникального гиганта, способного перевозить 450 тонн груза. TechInsider (7 июля 2023).
  3. Выпущен самый большой в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн.. Internet archive Wayback machine (19 ноября 2013).
  4. БелАЗ попал в Книгу рекордов Гиннесса. Зарулем.
  5. Обзор самосвала БелАЗ 75710 с грузоподъемностью 450 тонн // Журнал про спецтехнику SPECTECHZONE. Обзоры спецтехники. — 2019. — 6 февраля.
  6. 6,0 6,1 Баландин М. Свистать всех на палубу: обзор самого большого в мире самосвала БЕЛАЗ-75710. КОЛЕСА.ру (5 августа 2016).

Ссылки