Безумный Макс
Безумный Макс | |
---|---|
англ. Mad Max | |
Файл:Mad max poster.jpg | |
Жанр | дистопический боевик[1] |
Режиссёр | Джордж Миллер |
Продюсер | Байрон Кеннеди |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | Дэвид Эггби |
Кинокомпания |
|
Длительность | 88 мин. |
Бюджет | 300 000 $ |
Сборы | > 100 000 000 $ |
Страна | Австралия |
Год | 1979 |
Следующий фильм | Безумный Макс 2: Воин дороги (1981) |
IMDb | IMDb |
«Безу́мный Макс» (в некоторых переводах известен как «Бешеный Макс», англ. Mad Max) — австралийский антиутопический боевик режиссёра Джорджа Миллера, вышедший на экраны в 1979 году. Главную роль в фильме исполнил Мел Гибсон. По мнению ряда источников, картина входит в число лучших представителей жанра дизельпанк[1].
Сиквелы включают в себя такие фильмы как «Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981), «Безумный Макс 3: Под куполом грома» (1985), «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) и «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (2024).
Сюжет
Время действия разворачивается в ближайшем будущем на территории Австралии, погрузившейся в беззаконную дистопию. Страна стала почти полностью изолированной от поставок топлива после множества энергетических кризисов. Причины этого в фильме не уточняются, оставляя открытыми вопросы о возможном исчерпании нефтяных ресурсов, военных конфликтах или политических интригах, а возможно, о всех этих факторах. Также, опустынивание и экологические изменения могли сыграть свою роль.
Правительство, погрязшее в коррупции и вынуждающее порядок силой, привело к распаду гражданских прав. Судьба городов остаётся загадкой — были ли они разрушены или превратились в безопасные анклавы. Однако, известно, что за пределами городов контроль захвачен жестокими бандами на мотоциклах и самодельных авто.
На переднем плане сюжета — история Макса Рокатански, офицера из Главного Силового Патруля (Main Force Patrol). Всё начинается с ожесточённой погони сотрудников MFP за бандитом-байкером по прозвищу Ночной Ездок, который сбежал из-под стражи на угнанном «Перехватчике». Эти машины MFP, известные как «Перехватчики», обладают восемью цилиндрами и невероятными скоростными возможностями. Совершив отрыв от патрульных автомобилей Большого Боппера, Мартовского зайца и офицера по имени Гусь на мотоцикле, Ночной Ездок сталкивается лицом к лицу с Максом. В решающей схватке «лоб в лоб» Макс удачно избегает столкновения, заставляя Ездока превысить скорость и врезаться в разрушенную машину.
Макс раздумывает об уходе из MFP, но его начальство тайно планирует установить форсированный двигатель на обычный «Перехватчик» (что приводит к появлению «Специального преследователя»), в надежде удержать Макса от ухода.В город приезжает бригада под руководством Потрошителя, сопровождая доставку гроба с телом Ночного Ездока. В то время как Потрошитель забирает груз, остальные байкеры сеют хаос: мучают жителей, избивают и насилуют пару, а также разрушают их машину с помощью топоров. Один из наркоманов из банды, известный как Малыш Джонни, остается у остатков машины, после того как его бросают товарищи. Макс и Гусь арестовывают его и доставляют в участок.
Второй человек в банде Потрошителя, Бабба Занетти, нанимает адвокатов, которые добиваются освобождения Джонни. Гуся злит безнаказанность байкеров, и он едва удерживается от избиения Джонни, которого спасают коллеги. Джонни угрожает Гусю расправой.
Во время пребывания в клубе, Гусь обнаруживает, что Джонни испортил его мотоцикл, из-за чего на следующий день он попадает в аварию, но остается жив. В поисках транспорта он одалживает машину у знакомого, который подвозит его, однако байкеры снова выслеживают его. Машина переворачивается, и Потрошитель заставляет Джонни сжечь Гуся заживо.
Гибель друга приводит Макса в состояние отчаяния. Он берет отпуск и уезжает на север вместе с женой Джесси и их сыном Спрогом.
Неприятности продолжают следовать: Джесси, направляясь в магазин, сталкивается с агрессивным Потрошителем. Ей удается бежать, несмотря на потерю кисти руки Кундалини, пытавшегося остановить ее машину. Однако, байкеры продолжают преследовать Джесси и похищают ее сына, требуя вернуть кисть в обмен на ребенка. Пожилая местная женщина с ружьём предоставляет Джесси несколько секунд времени для побега. На шоссе её машина выходит из строя, и байкеры сбивают Джесси и Спрога. Джесси впадает в кому, а Спрог умирает.
Макс решает отомстить. Он берет улучшенную версию «Перехватчика» из гаража MFP и уничтожает бандитов один за другим, сталкивая их с моста и застрелив Баббу Занетти.Макс оказывается ранен в колено (что вынуждает его использовать необычный импровизированный костыль). Потрошитель осознаёт, что его жизнь также под угрозой, и выбирает бегство, но Макс догоняет его и толкает под колёса встречного грузовика.
После длительного преследования Макс обнаруживает Малыша Джонни, застав его на месте очередного преступления. Макс приковывает Джонни к перевёрнутой машине, установив зажигательную бомбу с помощью зажигалки. Макс оставляет Джонни шанс: для спасения своей жизни тому придётся отпилить собственную ступню. Макс отъезжает, и на фоне раздаётся взрыв.
В ролях
- Мел Гибсон — Макс Рокатански
- Джоэнн Сэмюэл — Джесси Рокатански
- Хью Кияс-Бёрн — Потрошитель
- Джефф Пэрри — Бабба Занетти
- Стив Бисли — Джим «Гусь» Рейнс
- Тим Бёрнс — Малыш Джонни, член банды Потрошителя
- Брендан Хит — Спрог, сын Макса и Джесси
- Роджер Уорд — капитан MFP Фред «Фифи» МакЭфи
- Лиза Альденховен — медсестра
- Дэвид Брэкс — Мадгатс, член банды Потрошителя
- Пол Джонстон — Кундалини, член банды Потрошителя
- Дэвид Камерон — механик, создатель «Специального Преследователя»
- Джонатан Харди — комиссар полиции Лабатуш
- Винсент Джил — Кроуфорд Монтазано, он же Ночной Ездок
- Ким Салливан — девушка, подвергшаяся насилию от банды Потрошителя
История создания
Предыстория
Проводя время в мельбурнском госпитале, доктор Джордж Миллер в 1971 году познакомился в школе кинематографии с начинающим продюсером и кинооператором Байроном Кеннеди. Вместе они создали свой первый короткометражный фильм «Violence in the Cinema, Part 1», который был представлен на многочисленных фестивалях и выиграл несколько наград. Спустя четыре года, они решили снять полнометражный фильм. Работая в скорой помощи, Миллер наблюдал множество случаев ранений и смертей, что оказало влияние на его фильм. Вдохновение он черпал из статей Джеймса МакКаусланда, который писал о культуре автомобилей в Австралии и глобальных проблемах топливной индустрии.[2].
Написание сценария
Джеймс Маккаусланд являлся американцем и увлечённым кинолюбителем, он переехал из Нью-Йорка в Австралию в 1971 году, где продолжил карьеру в уважаемых изданиях The Australian и The Age в качестве редактора и журналиста, специализирующегося на экономических и финансовых темах. Миллер первоначально хотел через сценарий затронуть проблему дорожных аварий, акцентируя внимание на том, что правительство позволяет гражданам пользоваться высокоскоростными автомобилями, тогда как большинство дорог не подходят для таких скоростей, и не предпринимает никаких действий для решения этой проблемы. Маккаусланд же воспринимал молодых водителей как бесшабашных гонщиков, для которых автомобили были главным смыслом жизни. Особенно это проявилось в период «нефтяного кризиса» 1973 года, когда бензин стал дефицитным, а цены на топливо взлетели. В результате австралийские водители часто устраивали драки на заправках за право заправить бак, чего Маккаусланд никогда не наблюдал в США. Он также поддерживал теорию пика нефти, предложенную американским геологом и геофизиком Мэрионом Кингом Хаббертом.[3].
Миллер разглядел в этих размышлениях основу для следующего фильма и предложил Маккаусланду разработать сценарий, основываясь на его идеях. У Миллера и Кеннеди уже были несколько наработок сюжета: один касался молодежного конфликта между дорожной полицией и опасными гонщиками на скоростных автомобилях, из-за которых главный герой терял близких, следующий описывал напряженную схватку полицейских и байкеров, которые желали отомстить за друга, погибшего в погоне. В третьем варианте центральной фигурой выступал один из лихачей. В голове у Миллера также зародилась концепция картины, показывающей мрачное будущее, где глобальные запасы нефти исчерпаны, мир погрузился в хаос, и водители сражаются за последние капли топлива. Маккаусланд предложил объединить эти элементы в один общий сюжет, а главного героя сделать одновременно дерзким гонщиком и стражем порядка.
Перенос действия в близкое будущее был интерпретирован как способ продемонстрировать уникальные транспортные средства и оружие. Они договорились, что Маккаусланд займется диалогами и созданием биографий персонажей, а Миллер и Кеннеди доработают экшен-элементы и сцены с погонями. За сценарную работу в течение года Джеймс смог заработать всего 3500 долларов, поэтому продолжал выполнять свою основную работу каждый день. Он посвящал написанию сценария время по вечерам с 19:00 до полуночи, а в 6 утра к нему приходил Миллер и они совместно обсуждали новые наработки. Каждую неделю они посещали кинотеатр, где после сеансов обсуждали виденное, вдохновляясь вестернами, боевиками и фильмами о дорогах[4]. Однако итоговый сценарий, насчитывающий 214 страниц, пришлось существенно урезать из-за нехватки средств для съёмок (многие концепции, предназначенные для первого фильма, Миллер воплотил впоследствии в сиквелах «Безумного Макса», в основном в «Воине дороги» и «Дороге ярости»)[5].
Подготовительный период и съёмки фильма
Всё началось с написания сценария, поиска художественных решений и финансовых ресурсов, что заняло около 14 месяцев.
Съемочный процесс растянулся на двенадцать недель, проходя с 24 октября 1977 года по январь 1978 года в пригородах Мельбурна. В мае 1978 года была переснята сцена, где погибает Ночной Ездок. Постпродакшн занял двенадцать месяцев.
Из-за ограниченности бюджета финальные этапы монтажа и звуковые работы завершались в доме Миллера: редактирование фильма происходило на его кухне, а Байрон Кеннеди занимался звуковой обработкой в гостиной[6].
Места съёмок
Производство фильма проходило в западных районах Мельбурна, непосредственно в Мельбурне и по всему штату Виктория.
- Офис MFP — здание насосной станции в Спотсвуде, пригороде Мельбурна. В настоящее время этот комплекс принадлежит Мельбурнскому научному музею.
- Внутренние интерьеры MFP снимались в заброшенной газовой станции в Порт-Мельбурне. Сейчас это здание преобразовано в элитное жильё.
- Парковочная зона MFP — это подземная парковка Мельбурнского университета.
- Экстерьерные сцены снимали к западу от Мельбурна, в таких населённых пунктах, как Авалон и Литтл-Ривер, а также в районах Большого Мельбурна, таких как Лавертон, Крейгиберн и Санбури.
Транспорт
Из-за стеснённого бюджета фильма, все транспортные средства в нём представляли собой доработанные версии уже существовавших автомобилей. Жёлтый «Перехватчик» («Interceptor») Макса был изготовлен на базе австралийского седана Ford Falcon XB 1973 года. Этот автомобиль ранее служил в полиции Мельбурна и был оснащён двигателем V8 с объёмом 5,8 литра и мощностью 260 л. с.. Автомобиль также получил капот, радиаторную решётку, фары, подвеску и трансмиссию от версии GT[7]. "Большой Боппер", которым управляли Руп и Чарли, это тоже был седан Ford Falcon XB с объёмом двигателя V8 в 5 литров и мощностью 230 лошадиных сил[8]. «Мартовский Заяц» («March Hare»), которым управляли Сарс и Скаттл, представлял собой седан Ford Falcon XA с шестицилиндровым двигателем в ряд. В городе Мельбурн эта машина использовалась в качестве такси[9].
Чёрный «Pursuit Special» — «Особый преследователь» представлял собой ограниченную модификацию модели GT351 австралийского автомобиля Ford Falcon XB, производившегося с декабря 1973 по август 1976 годов и доработанного киношной командой. По сюжету, мощность двигателя этого транспортного средства составляла 600 лошадиных сил. Нагнетатель, установленный на автомобиле, является бутафорией[10]. По завершении кинопроизводства машину разобрали, чтобы адаптировать её для передвижения по обычным дорогам, хотя некоторое время её неизменный облик ещё демонстрировался на киносеансах.
Полицейский Джим Гусь использовал мотоцикл Kawasaki KZ1000 1977 года выпуска. Члены байкерской банды передвигались на мотоциклах Kawasaki KZ1000 и Honda CB750/CB900. Из Honda CB750 также сделали трицикл с коляской и стеклянным сферическим куполом, который останавливает Гусь. Все мотоциклы были предоставлены для съёмок бесплатно, и в ходе съёмок они были полностью разрушены. В роли бандитов выступили местные байкеры из штата Виктория[11].
Автомобиль, уничтоженный бандой при помощи топоров, − это Chevrolet Impala, выпуска 1959 года. Машина была предоставлена для съёмок, так как ей предстояло отправиться на лом.
Достижения
На протяжении значительного времени фильм удерживал рекорд в Книге рекордов Гиннесса за наибольшую рентабельность в отношении бюджета, уступив его только в 2000 году киноленте «Ведьма из Блэр». Бюджет фильма составлял 300 тысяч австралийских долларов, из которых пятнадцать тысяч ушли на гонорар Мела Гибсона. На конец 1982 года глобальные кассовые сборы достигли 100 миллионов долларов.
В 1979 году картина была удостоена трёх наград Австралийского киноинститута в категориях лучший сценарий, звук и музыка.
При первом выходе на экраны в США, весь аудиоряд, включая голос Мела Гибсона, был переозвучен по требованию дистрибьютора «American International Pictures». Они опасались, что американцы не поймут австралийский акцент актеров, и решили внести американский акцент вместо этого. Единственной, кто сохранил свой оригинальный голос, стала певица кабаре «Sugartown», роль которой исполнила Робина Чаффи. Однако оригинальная звуковая дорожка на австралийском акценте была выпущена ограниченным тиражом в 2000 году компанией Metro Goldwin Mayer, обладающей текущими правами на фильм.
Три сиквела были сняты впоследствии: «Безумный Макс 2: Воин дороги», «Безумный Макс 3: Под куполом грома» и «Безумный Макс: Дорога ярости».
Влияние
- С начала сентября 2010 года в пустыне Мохаве на юге Калифорнии, каждый год проходит трёхдневный фестиваль в стиле «Безумного Макса» под названием Wasteland Weekend Все посетители праздника обязаны носить наряды в духе "Безумного Макса", а атмосфера мероприятия тщательно воспроизводит элементы всех частей фильма.
- В гонке Carmageddon TDR 2000 Максов жёлтый "Перехватчик" фигурирует под именем "Шериф" или "Давитель" в другом переводе, выступая в одной из локаций как полицейский авто. Также можно встретить и "Специальный преследователь" под именем "SXE Чёрный Люк".
- Музыкальное видео Puretone на композицию «Addicted to Bass» играет на начальной сцене погони из оригинального фильма, с тем различием, что преследуемым удаётся скрыться.
- В третьем сезоне анимационного сериала «Аватар: Легенда о Корре» появляется группа бандитов, чей внешний вид напоминает персонажей из "Безумного Макса".
- В игре Wasteland 2, во время прохождения миссии Тюрьма, игрок может наткнуться на "Перехватчик", частично погребённый песком.
- На игровой консоли SEGA Mega Drive в 1992 году была выпущена игра Outlander , сочетающая жанры гонки, аркады и выживания.
- В игре Bandits: Phoenix Rising спрятан оригинальный "Перехватчик", обнаруживаемый в подземной мастерской Воинов Христа[12].
Награды
Награда | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
Награда Австралийской академии кино и телевидения (1979 AFI Awards) |
Лучший фильм | Байрон Кеннеди | Номинация |
Лучшая режиссура | Джордж Миллер | Номинация | |
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | ||
Джеймс Маккосленд | Номинация | ||
Лучшая роль второго плана | Хью Кис-Бёрн | Номинация | |
Лучший монтаж | Клифф Хэйес | Победа | |
Тони Патерсон | Победа | ||
Лучший саундтрек | Брайан Мэй | Победа | |
Лучший звук | Нэд Доусон | Победа | |
Байрон Кеннеди | Победа | ||
Роджер Сэведж | Победа | ||
Гэри Уилкинс | Победа | ||
Фестиваль фантастики в Авориазе | Специальная награда жюри | Джордж Миллер | Победа |
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Piecraft; Ottens, Nick. Discovering Dieselpunk (англ.) // The Gatehouse Gazette : magazine. — The Gatehouse, 2008. — July (iss. 1). — P. 3–9. Архивировано 29 февраля 2012 года.
- ↑ Mad Max - Review - Photos (англ.). Ozmovies.com.au. Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 15 июля 2020 года.
- ↑ Scientists' warnings unheeded (англ.). The Courier Mail (4 декабря 2006). Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 9 апреля 2019 года.
- ↑ James Robert Douglas. The Kennedy Miller Method: A Half-Century of Australian Screen Production (pages 105 - 107) (англ.). Research Repository. RMIT University (октябрь 2019). Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 8 июня 2020 года.
- ↑ Mad Max (англ.). The Mad Max Wiki. Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 1 октября 2019 года.
- ↑ Mad Max - Review - Photos (англ.). Ozmovies.com.au. Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 1 февраля 2020 года.
- ↑ Mad Max Cars—Max’s Yellow Interceptor (4 Door XB Sedan) (англ.). MadMaxMovies.com. Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 26 июня 2010 года.
- ↑ Mad Max Cars—Big Boppa/Big Bopper (англ.). MadMaxMovies.com. Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 25 мая 2010 года.
- ↑ Mad Max Cars—March Hare (англ.). MadMaxMovies.com. Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 25 мая 2010 года.
- ↑ Mad Max Movies—The History of the Interceptor, Part 1 (англ.). MadMaxMovies.com. Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 1 марта 2009 года.
- ↑ Mad Max Cars—Toecutter’s Gang (Bikers) (англ.). MadMaxMovies.com. Дата обращения: 9 сентября 2004. Архивировано 11 февраля 2009 года.
- ↑ History - Wasteland Weekend (англ.). Official Website. Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 20 ноября 2023 года.
Ссылки
- Mad Max Movies FAQ
- Mad Max Unlimited — компания, выпускающая копии «Перехватчика» и других машин из «Безумного Макса»
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Перенаправления вместо статей
- Страницы с неработающими файловыми ссылками
- Фильмы по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Фильмы о Безумном Максе
- Фильмы Австралии 1979 года
- Фильмы-боевики Австралии
- Фильмы-антиутопии 1970-х годов
- Фильмы о байкерах
- Дебютные фильмы кинорежиссёров
- Фильмы American International Pictures