Барышня-крестьянка (фильм, 1995)

Барышня-крестьянка (фильм, 1995) | |
---|---|
Барышня-крестьянка | |
![]() | |
Жанр | мелодрама, лирическая комедия |
Режиссёр | Алексей Сахаров |
На основе | Повести А. С. Пушкина |
Автор сценария |
Александр Житинский Алексей Сахаров |
В главных ролях |
Елена Корикова Дмитрий Щербина |
Оператор | Николай Немоляев |
Композитор | Владимир Комаров |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм». Киностудия «Ритм» |
Длительность | 112 минут |
Страна |
![]() |
Год | 1995 |
«Ба́рышня-крестья́нка» — российский художественный фильм киностудии Мосфильм 1995 года, снятый по мотивам повестей «Барышня-крестьянка» и «Роман в письмах» А. С. Пушкина. Фильм рассказывает о счастливой истории любви, начавшейся как девичья шутка. Дочери помещика Лизе захотелось взглянуть на молого соседа Алексея, но их отцы не ладят, поэтому девушка наряжается крестьянкой, выдавая себя за дочь кузнеца Акулину. Съёмки фильма проходили на северо-западе Москвы, в усадебном комплексе Братцево, а также в усадьбе Ярополец вблизи Волоколамска, принадлежавшей тёще А. С. Пушкина, Н. И. Гончаровой. Премьера фильма «Барышня-крестьянка» в России состоялась 26 мая 1995 года. Пушкинский слог, звёздный актёрский состав, красота русской природы и архитектуры обеспечили успех фильму, который получил призы фестивалей и полюбился зрителям на долгие годы [1].
Литературная основа сюжета
Лиза Муромская (Елена Корикова), юная дочь помещика, узнала, что к хозяину соседнего имения Ивану Петровичу Берестову (Василий Лановой) приехал его сын Алексей (Дмитрий Щербина). Однако отец Лизы Григорий Иванович Муромский (Леонид Куравлёв) много лет не общается с Берестовым из-за давней вражды[2].
Лиза узнаёт от служанки Насти (Екатерина Редникова), что красивый молодой сосед любит ходить в лес и охотиться, дочь помещика переодевается крестьянкой, якобы дочерью местного кузнеца по имени Акулина. С корзиной для грибов Лиза-Акулина отправляется в лес, где встречает молодого Берестова. Алексей, не любивших жеманных барашень, влюбляется в очаровательную крестьянку, начинает ухаживания, стремится получить её согласие на брак. Берестов-младший готов пожертвовать отношениями с отцом, лишиться наследства. Лиза отвечает Алексею взаимностью[2].
По случайности отцы Алексея и Лизы — Григорий Муромский упал с коня на поле Ивана Берестова. Тот оказал ему любезный приём, и за беседой враги стали друзьями. Муромский приглашает Берестова с сыном посетить свой дом. Во время Лиза вновь наряжается, на этот раз в столь нелюбезную Алексею Берестову жеманную барышню. Они использует белила и румяна своей гувернантки мисс Жаксон (Людмила Артемьева), поэтому Алексей не узнаёт в ней свою Акулину[2].
Старшие Берестов и Муромский принимают решение поженить своих детей. Услышав об этом, Алексей решает объясниться с дочерью Григория Петровича. Он приходит в дом Муромских и узнаёт в барышне Лизе свою милую крестьянку Акулину[2].
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Елена Корикова | Елизавета Григорьевна (Лиза) Муромская |
Дмитрий Щербина | Алексей Иванович Берестов |
Леонид Куравлёв | помещик Григорий Иванович Муромский |
Василий Лановой | помещик Иван Петрович Берестов |
Екатерина Редникова | служанка Настя |
Людмила Артемьева | гувернантка мисс Жаксон |
Евгений Жариков | помещик Павел Петрович Рощин |
Вадим Захарченко | слуга Муромских |
Елена Котихина | возница |
Алексей Шадхин | пастух Трофим |
Наталья Гвоздикова | помещица Наталья Фёдоровна Рощина |
Марианна Крахмалева | Софья Рощина |
Оксана Самохвалова | Вера Рощина |
Юлия Артамонова | Ненила |
Юрий Мартынов | Павел Алексеевич, управляющий Берестова |
Инна Выходцева | жена Колбина |
Анатолий Ведёнкин | Владимир Яковлевич Хлупин |
Юрий Воробьёв | Евгений Семёнович Захарьин |
Лев Поляков | Лев Дмитрич Колбин |
Светлана Аманова | Амалия, сестра Колбиной |
Валентин Голубенко | кузнец Василий |
Галина Комарова | приказчица |
Раиса Рязанова | Анисья Егоровна, ключница Муромского |
Елена Ткачёва | Лукерья Федотовна |
Инна Любавина | Мария Захарьина |
Съёмочная группа
- Автор сценария — Александр Житинский, Алексей Сахаров
- Режиссёр — Алексей Сахаров
- Оператор — Николай Немоляев
- Композитор — Владимир Комаров
- Художник — Людмила Кусакова
- Художник по костюмам — Виктория Ильина
Награды
- Фильм был удостоен множества престижных наград отечественных кинофестивалей.
- Гран-при «Золотая лоза» и приз за лучшую женскую роль на ОРКФ «Киношок-95» в Анапе получила Елена Корикова
- Большой специальный приз жюри игровых фильмов и приз «Золотой Феникс» Гильдии актёров кино России на Международном кинофестивале «Золотой Витязь-95» (Алексей Сахаров)
- Приз жюри Кинофестиваля «Литература и кино-96» в Гатчине (Елена Корикова)
- Приз Киноакадемии «Ника» в категориях «лучшая работа художника по костюмам», «лучшая работа художника-постановщика», «лучшая музыка к фильму» за 1995 год (Виктория Ильина, Людмила Кусакова, Владимир Комаров)
- Пушкинская премия (к 200-летию рождения поэта)[3].
Отзывы кинокритиков
Андрей Шемякин в рецензии на страницах журнала «Искусство кино» писал: ««Барышня-крестьянка» Алексея Сахарова — удача. Перед нами действительно рассказ простодушного Ивана Петровича Белкина, а не самого А.С.Пушкина. Плюс к тому — забавная модернизация конфликта «славянофилов» и «западников», помирившихся на том, что отечественная выпивка лучше заграничной, но и та недурна..»[4].
Интересные факты
В повести А.С. Пушкина отсутствует эпизод с купанием девушек и молодого Берестова, внезапно вынырнувшего перед ними. Также отсутствует любовная линия Насти и пастуха Трофима. В повести Лиза пытается по-крестьянски пройти босиком, но её ноги слишком нежны для травы и камней, потому на встречу с Берестовым девушка надевает лапти. В фильме она сначала собирается на встречу в туфлях, однако Настя напоминает, что крестьянки в туфлях не ходят. Лиза выбегает во двор в чулках, а их крестьянки тоже не носили. Только потом она вспоминает про лапти. В эпизоде застолья Муромских и Берестовых, Лиза, чтобы не выдать себя, «жеманилась, говорила сквозь зубы, нараспев, и только по-французски», а в фильме говорила по-английски[5].
В одном из эпизодов Настя проходит мимо зарослей борщевика Сосновского, которого во времена Пушкина в средней полосе России не было. Действие повести заканчивается на реплике: - Ага! — сказал Муромский, — да у вас, кажется, дело совсем уже слажено… — с добавлением: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». В фильме после слов Муромского следует длинная концовка — Лиза убегает на верхний этаж усадьбы, за ней устремляется Алексей и все остальные. Лиза и Алексей становятся на колени перед отцом, Муромский благословляет их, держа икону над головой[3].
Другие экранизации
- 1912 — Барышня-крестьянка — первая экранизация, кинофабрика А. А. Ханжонкова, рук. П. И. Чардынин[6].
- 1916 — Барышня-крестьянка, режиссёр Ольга Преображенская.
- 1970 — Барышня-крестьянка, телефильм режиссёра Дины Луковой.
- 1990 — Барышня-крестьянка (англ. Young lady-peasant), мультфильм, режиссёр Брэд Бёрд.
Примечания
- ↑ Барышня-крестьянка, 1995 . Кинопоиск (2024). Дата обращения: 23 января 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Пушкин А. С. Барышня-крестьянка // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т.. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — Т. 6. — С. 99—115.
- ↑ 3,0 3,1 Барышня-крестьянка (1995) . Кинотеатр (2024). Дата обращения: 23 января 2025.
- ↑ Шемякин, Андрей. Барышня-крестьянка // Искусство кино : журнал. — 1995. — № 9.
- ↑ Кто назывался англоманом в повести белкина — Школьные Знания.com . Дата обращения: 16 декабря 2024. Архивировано 15 декабря 2024 года.
- ↑ Барышня-крестьянка (1912) . Культура (2024). Дата обращения: 23 января 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |