Алексеев, Семён Михайлович (авиаконструктор)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Алексеев, Семён Михайлович»)
Семён Михайлович Алексеев
Семён Михайлович Алексеев авиаконструктор.jpg
Дата рождения 24 декабря 1909(1909-12-24)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 4 февраля 1993(1993-02-04) (83 года)
Место смерти Москва, СССР, Россия
Гражданство  Российская империя
 СССР
Флаг России Россия
Подданство Российская империя, СССР, Россия
Род деятельности авиаконструктор
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды

Семён Миха́йлович Алексе́ев (24 декабря 1909 — 4 февраля 1993) — советский авиаконструктор самолётов истребителей, систем спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических объектов, Герой Социалистического Труда[1][2].

Биография

Семён Михайлович Алексеев родился 24 декабря 1909 года в деревне Ведерниково, ныне Юхновского района Калужской области, в семье крестьянина.

На долю мальчика выпало трудное детство. В раннем возрасте он остался сиротой и попал в детский дом. Семья рабочих Алексеевых, являющаяся дальними родственниками умерших родителей, взяли мальчика в свою семью и дали ему свою фамилию[3].

В Москве он окончил 7-летнюю школу и начал работать в 1926 году на фабрике «Пролетарский труд».

В начале 1930-х годов Алексеев окончил вечернее отделение Московского авиационного института (при ЦАГИ), параллельно обучаясь на конструкторских курсах и работая в ОКБ А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина. В этот период он участвует в разработке герметичной кабины стратостата «СССР-1» и первого в Советском Союзе стратосферного самолёта БОК-1[4].

С 1933 года С. М. Алексеев работал в должности Начальника конструкторской бригады Бюро особых конструкций Московского Авиационного завода № 39 имени В. Р. Менжинского. Руководителем бюро являлся Чижевский Владимир Антонович. Работая на этом предприятии Семён Михайлович участвовал в создании герметичной кабины стратостата «СССР-1», на котором 30 сентября 1933 года совершили свой полёт стратонавты Георгий Алексеевич Прокофьев, Константин Дмитриевич Годунов и Эрнст Карлович Бирнбаум, установивший рекордный по тому времени подъём на высоту 19 километров[5].

В 1935 году окончил Московский авиационный институт (дипломная работа «Конструкция истребителя с двойным фюзеляжем и толкающим винтом»), продолжал работать в КБ В. А. Чижевского. С 1937 года работал в конструкторском бюро А. А. Дубровина. С 1939 года — в ОКБ-301 (будущее КБ С. А. Лавочкина) под руководством В. И. Горбунова.

В 1940 году месте с С. А. Лавочкиным Алексеев отправился с головного завода по производству истребителей ЛаГГ-3 (завод № 301 г. Химки Московской области) на серийный Горьковский авиационный завод имени Серго Орджоникидзе № 21 Народного комиссариата авиационной промышленности, (ныне — ПАО "Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»). Первым заместителем Лавочкина был тогда П. Д. Грушин, которого в 1942 году перевели на другое предприятие. К 1943 году С. М. Алексеев становится ведущим конструктором, начальником бюро, первым заместителем главного конструктора[3].

Ла-5

В годы Великой Отечественной войны стал одним из ближайших соратников С. А. Лавочкина, имеет огромные заслуги в создании истребителей Ла-5, Ла-5ФН, ЛаГГ-3, Ла-7, Ла-9, а также в организации их массового производства на предприятиях страны[4].

C одобрения Лавочкина Алексеев возглавил работу по переоборудованию серийного самолета ЛаГГ-3 новым, мощным двигателем Аркадия Швецова М-82. Это и решило судьбу новой машины Ла-5, с поступлением которой на фронты было завоевано превосходство над вражеской авиацией.

Начало сотрудничества с Королёвым

В тот период, решая проблему дальнейшего совершенствования лётных характеристик нового истребителя ЛА-7, путём установки дополнительного, разгонного реактивного двигателя, Семен Михайлович добивается встречи и впервые встречается в «шарашке» при авиационном заводе в Казани, с Сергеем Павловичем Королёвым и его товарищами по работе, которые занимались реактивными ускорителями. Эта встреча, в последствии, существенно повлияла на их сотрудничество. Среди заключенных, с которыми встретился Семён Михайлович, был и товарищ С. П. Королёва — Наум Львович Уманский, с которым после освобождения из заключениябыли направлены в Германию, где они занимались детальным изучением, освоением производства и испытаниями ракет дальнего действия типа А-4 («Фау-2») и зенитных управляемых по радио ракет типа Н-117 («Шметтерлинг») и С-2 («Вассерфаль»)[5].

ОКБ-21

В 1946 году, после возвращения ОКБ Семена Лавочкина из эвакуации в Москву, Семен Михайлович с санкции Верховного Главнокомандующего назначен в Горький на должность Главного конструктора ОКБ огромного серийного завода № 21, выпускавшего самолеты Лавочкина.

Здесь Алексеев, уже как Главный конструктор, берется разрабатывать целую серию реактивных самолетов-истребителей, начатую И-211. Далее последовали его модификации: И-212, И-215 и И-217. В этой серии опробуются и внедряются принципиально новые для отечественной авиации инженерные решения. Два реактивных двигателя, шасси велосипедного типа и другие[4].

С середины 1948 года Семён Алексеев трудился начальником ОКБ-1 государственного опытного авиазавода № 1 НКАП в поселке Иваньково (Дубна) Московской области (ныне ОАО «Дубненский машиностроительный завод имени Николая Федорова») по проектированию и доводке реактивных самолетов, созданных германскими конструкторами. Самолеты, сконструированные в ОКБ, перестали соответствовать тактико-техническим требованиям, и тему закрыли.

В 1950 году произошла репатриация немецких специалистов, работавших в советских КБ, и было расформировано ОКБ, в котором работал Алексеев. Его переводят в ЛИИ имени Михаила Громова.

Основной его деятельностью стало производство самолетов-лабораторий, систем заправки самолетов топливом в полёте и противоперегрузочных средств.

Руководством страны в начале 1950-х годов было принято решение создать специализированное ОКБ в системе авиационной промышленности.

В октябре 1952 года приказом министра авиационной промышленности Михаила Хруничева было объявлено о создании Завода № 918, впоследствии получившего название «НПП Звезда», и Алексеев был назначен его руководителем[4]. Под его руководством были созданы системы жизнеобеспечения животных для исследовательских суборбитальных и орбитальных космических полётов во второй половине 1950-х годов, скафандры, катапультные кресла для всех советских пилотируемых космических кораблей, в том числе использовавшиеся при полётах первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Звёздным часом конструктора стал первый в мире скафандр для работы в открытом космосе, испытанный на орбите А. А. Леоновым. Руководил созданием систем жизнеобеспечения для пилотируемых космических кораблей «Восход-2», «Союз», целой серии катапультных кресел, как для космических, так и для советских реактивных самолётов[6]. С. М. Алексеев руководил созданием систем шлюзования пилотируемого космического корабля «Восход-2», через которую А. А. Леонов совершил выход в открытый космос.

С 1974 года — ведущий конструктор. Продолжал активную творческую работу и внёс неоценимый вклад в закрепление лидерской позиции НПП «Звезда» в области создания скафандров и катапультных установок для космоса и реактивной авиации. С 1987 года — на пенсии.

Приобретённые знания и опыт нашли отражение в ряде фундаментальных трудов, подготовленных и изданных С. М. Алексеевым в соавторстве с сотрудниками предприятия. Ему принадлежит ряд научных трудов и изобретений. Вместе с конструктором НПП «Звезда» и историком космонавтики Семёном Петровичем Уманским, Семён Михайлович Алексеев написал книгу «Высотные и космические скафандры»[5].

Автор ряда изобретений[3].

Семён Михайлович Алексеев скончался 4 февраля 1993 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Почётные звания и награды

За выдающийся вклад в развитие отечественной авиации и космонавтики Семён Михайлович Алексеев удостоен высоких государственных и правительственных наград и званий, в том числе: Герой Социалистического труда (1961), орденом Ленина (17.06.1961)[7], двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 12.07.1957), орденом Красной Звезды (31.10.1941), медалью «За трудовую доблесть» (21.06.1943), другими медалями[3].

Память

В главном корпусе "НПП «Звезда» имени академика Г. И. Северина в посёлке Томилино установлена мемориальная доска С. М. Алексееву.

Примечания

  1. XX век. Авиастроение России в лицах / Под ред. Ю.А. Остапенко. — М.: МОО «Общество авиастроителей», 2005. — С. [14—15] (стб. 3, 1, 2). — 552 с. — 1700 экз. — ISBN 5-901262-01-2.
  2. Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 / Под ред. А. Н. Зелина. — М.: Столичная энциклопедия, 2009. — С. [17—18] (стб. 2—1). — 880 с. — 1000 экз. — ISBN 9785903989034.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 АЛЕКСЕЕВ Семён Михайлович
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Семен Алексеев — Герой Социалистического Труда
  5. 5,0 5,1 5,2 Семён Михайлович Алексеев
  6. Алексеев Семён Михайлович / сайт Герои страны
  7. Кавалеры Ордена Ленина
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!