Алексеев, Семён Михайлович (авиаконструктор)
Семён Михайлович Алексеев | |
---|---|
Дата рождения | 24 декабря 1909 |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 4 февраля 1993 (83 года) |
Место смерти | Москва, СССР, Россия |
Гражданство |
Российская империя → СССР → Россия |
Подданство | Российская империя, СССР, Россия |
Род деятельности | авиаконструктор |
Награды и премии |
Семён Миха́йлович Алексе́ев (24 декабря 1909 — 4 февраля 1993) — советский авиаконструктор самолётов истребителей, систем спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических объектов, Герой Социалистического Труда[1][2].
Биография
Семён Михайлович Алексеев родился 24 декабря 1909 года в деревне Ведерниково, ныне Юхновского района Калужской области, в семье крестьянина.
На долю мальчика выпало трудное детство. В раннем возрасте он остался сиротой и попал в детский дом. Семья рабочих Алексеевых, являющаяся дальними родственниками умерших родителей, взяли мальчика в свою семью и дали ему свою фамилию[3].
В Москве он окончил 7-летнюю школу и начал работать в 1926 году на фабрике «Пролетарский труд».
В начале 1930-х годов Алексеев окончил вечернее отделение Московского авиационного института (при ЦАГИ), параллельно обучаясь на конструкторских курсах и работая в ОКБ А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина. В этот период он участвует в разработке герметичной кабины стратостата «СССР-1» и первого в Советском Союзе стратосферного самолёта БОК-1[4].
С 1933 года С. М. Алексеев работал в должности Начальника конструкторской бригады Бюро особых конструкций Московского Авиационного завода № 39 имени В. Р. Менжинского. Руководителем бюро являлся Чижевский Владимир Антонович. Работая на этом предприятии Семён Михайлович участвовал в создании герметичной кабины стратостата «СССР-1», на котором 30 сентября 1933 года совершили свой полёт стратонавты Георгий Алексеевич Прокофьев, Константин Дмитриевич Годунов и Эрнст Карлович Бирнбаум, установивший рекордный по тому времени подъём на высоту 19 километров[5].
В 1935 году окончил Московский авиационный институт (дипломная работа «Конструкция истребителя с двойным фюзеляжем и толкающим винтом»), продолжал работать в КБ В. А. Чижевского. С 1937 года работал в конструкторском бюро А. А. Дубровина. С 1939 года — в ОКБ-301 (будущее КБ С. А. Лавочкина) под руководством В. И. Горбунова.
В 1940 году месте с С. А. Лавочкиным Алексеев отправился с головного завода по производству истребителей ЛаГГ-3 (завод № 301 г. Химки Московской области) на серийный Горьковский авиационный завод имени Серго Орджоникидзе № 21 Народного комиссариата авиационной промышленности, (ныне — ПАО "Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»). Первым заместителем Лавочкина был тогда П. Д. Грушин, которого в 1942 году перевели на другое предприятие. К 1943 году С. М. Алексеев становится ведущим конструктором, начальником бюро, первым заместителем главного конструктора[3].
Ла-5
В годы Великой Отечественной войны стал одним из ближайших соратников С. А. Лавочкина, имеет огромные заслуги в создании истребителей Ла-5, Ла-5ФН, ЛаГГ-3, Ла-7, Ла-9, а также в организации их массового производства на предприятиях страны[4].
C одобрения Лавочкина Алексеев возглавил работу по переоборудованию серийного самолета ЛаГГ-3 новым, мощным двигателем Аркадия Швецова М-82. Это и решило судьбу новой машины Ла-5, с поступлением которой на фронты было завоевано превосходство над вражеской авиацией.
Начало сотрудничества с Королёвым
В тот период, решая проблему дальнейшего совершенствования лётных характеристик нового истребителя ЛА-7, путём установки дополнительного, разгонного реактивного двигателя, Семен Михайлович добивается встречи и впервые встречается в «шарашке» при авиационном заводе в Казани, с Сергеем Павловичем Королёвым и его товарищами по работе, которые занимались реактивными ускорителями. Эта встреча, в последствии, существенно повлияла на их сотрудничество. Среди заключенных, с которыми встретился Семён Михайлович, был и товарищ С. П. Королёва — Наум Львович Уманский, с которым после освобождения из заключениябыли направлены в Германию, где они занимались детальным изучением, освоением производства и испытаниями ракет дальнего действия типа А-4 («Фау-2») и зенитных управляемых по радио ракет типа Н-117 («Шметтерлинг») и С-2 («Вассерфаль»)[5].
ОКБ-21
В 1946 году, после возвращения ОКБ Семена Лавочкина из эвакуации в Москву, Семен Михайлович с санкции Верховного Главнокомандующего назначен в Горький на должность Главного конструктора ОКБ огромного серийного завода № 21, выпускавшего самолеты Лавочкина.
Здесь Алексеев, уже как Главный конструктор, берется разрабатывать целую серию реактивных самолетов-истребителей, начатую И-211. Далее последовали его модификации: И-212, И-215 и И-217. В этой серии опробуются и внедряются принципиально новые для отечественной авиации инженерные решения. Два реактивных двигателя, шасси велосипедного типа и другие[4].
С середины 1948 года Семён Алексеев трудился начальником ОКБ-1 государственного опытного авиазавода № 1 НКАП в поселке Иваньково (Дубна) Московской области (ныне ОАО «Дубненский машиностроительный завод имени Николая Федорова») по проектированию и доводке реактивных самолетов, созданных германскими конструкторами. Самолеты, сконструированные в ОКБ, перестали соответствовать тактико-техническим требованиям, и тему закрыли.
В 1950 году произошла репатриация немецких специалистов, работавших в советских КБ, и было расформировано ОКБ, в котором работал Алексеев. Его переводят в ЛИИ имени Михаила Громова.
Основной его деятельностью стало производство самолетов-лабораторий, систем заправки самолетов топливом в полёте и противоперегрузочных средств.
Руководством страны в начале 1950-х годов было принято решение создать специализированное ОКБ в системе авиационной промышленности.
В октябре 1952 года приказом министра авиационной промышленности Михаила Хруничева было объявлено о создании Завода № 918, впоследствии получившего название «НПП Звезда», и Алексеев был назначен его руководителем[4]. Под его руководством были созданы системы жизнеобеспечения животных для исследовательских суборбитальных и орбитальных космических полётов во второй половине 1950-х годов, скафандры, катапультные кресла для всех советских пилотируемых космических кораблей, в том числе использовавшиеся при полётах первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Звёздным часом конструктора стал первый в мире скафандр для работы в открытом космосе, испытанный на орбите А. А. Леоновым. Руководил созданием систем жизнеобеспечения для пилотируемых космических кораблей «Восход-2», «Союз», целой серии катапультных кресел, как для космических, так и для советских реактивных самолётов[6]. С. М. Алексеев руководил созданием систем шлюзования пилотируемого космического корабля «Восход-2», через которую А. А. Леонов совершил выход в открытый космос.
С 1974 года — ведущий конструктор. Продолжал активную творческую работу и внёс неоценимый вклад в закрепление лидерской позиции НПП «Звезда» в области создания скафандров и катапультных установок для космоса и реактивной авиации. С 1987 года — на пенсии.
Приобретённые знания и опыт нашли отражение в ряде фундаментальных трудов, подготовленных и изданных С. М. Алексеевым в соавторстве с сотрудниками предприятия. Ему принадлежит ряд научных трудов и изобретений. Вместе с конструктором НПП «Звезда» и историком космонавтики Семёном Петровичем Уманским, Семён Михайлович Алексеев написал книгу «Высотные и космические скафандры»[5].
Автор ряда изобретений[3].
Семён Михайлович Алексеев скончался 4 февраля 1993 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Почётные звания и награды
За выдающийся вклад в развитие отечественной авиации и космонавтики Семён Михайлович Алексеев удостоен высоких государственных и правительственных наград и званий, в том числе: Герой Социалистического труда (1961), орденом Ленина (17.06.1961)[7], двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 12.07.1957), орденом Красной Звезды (31.10.1941), медалью «За трудовую доблесть» (21.06.1943), другими медалями[3].
Память
В главном корпусе "НПП «Звезда» имени академика Г. И. Северина в посёлке Томилино установлена мемориальная доска С. М. Алексееву.
Примечания
- ↑ XX век. Авиастроение России в лицах / Под ред. Ю.А. Остапенко. — М.: МОО «Общество авиастроителей», 2005. — С. [14—15] (стб. 3, 1, 2). — 552 с. — 1700 экз. — ISBN 5-901262-01-2.
- ↑ Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 / Под ред. А. Н. Зелина. — М.: Столичная энциклопедия, 2009. — С. [17—18] (стб. 2—1). — 880 с. — 1000 экз. — ISBN 9785903989034.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 АЛЕКСЕЕВ Семён Михайлович
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Семен Алексеев — Герой Социалистического Труда
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Семён Михайлович Алексеев
- ↑ Алексеев Семён Михайлович / сайт Герои страны
- ↑ Кавалеры Ордена Ленина
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 24 декабря
- Родившиеся в 1909 году
- Умершие 4 февраля
- Умершие в 1993 году
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Похороненные на Ваганьковском кладбище
- Выпускники Московского авиационного института
- Сотрудники ЛИИ
- Машиностроители
- Авиаконструкторы СССР
- Авиаконструкторы России
- Авиаконструкторы по алфавиту
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту