Азазелло

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Азазелло
Сергей Поздняков в роли Азазелло в спектакле «Мастер и Маргарита» в Северодвинском театре.Сергей Поздняков в роли Азазелло в спектакле «Мастер и Маргарита» в Северодвинском театре.
Создатель Михаил Булгаков
Произведения «Мастер и Маргарита»
Первое упоминание Часть 1. Глава 7. «Нехорошая квартирка»
Последнее упоминание Часть 2. Глава 32. «Прощение и вечный приют»
Пол мужской
Возраст бессмертен
Род занятий член свиты Воланда
Роль исполняет Олег Табаков — кинофельетон Никогда не отвлекайтесь на работе (СССР, 1976),
Зинаида Славинаспектакль 1977 года (СССР),
Павле Вуисичфильм 1972 года (Италия, Югославия),
Мариуш Бенуафильм 1988 года (Польша),
Владимир Стекловфильм 1994 года (Россия),
Александр Филиппенкотелесериал 2005 года (Россия),
Алексей Розинфильм 2024 года (Россия)

Азазе́лло — один из центральных персонажей романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастера и Маргариты». Демон, член свиты Воланда, «демон безводной пустыни, демон-убийца». Его имя, итальянизированная форма еврейского имени Азазель, символизирует его сущность. В апокрифической книге Еноха Азазелло изобран как падший ангел, искушающий людей[1].

Внешний вид и образ

Внешность Азазелло имеет свои отличительные черты: маленький рост, широкие, «атлетические» плечи, рыжие волосы, котелок на голове, бельмо на левом глазу, кривой глаз, клык во рту, хромота. Ярко-рыжий оттенок волос в литературной традиции часто сообщает о влиянии нечистой силы, поскольку ведьмы и колдуны часто изображались именно с такими волосами[2]:

Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий.

часть I , гл. 7

В эпилоге романа Булгакова показывает истинный облик Азазелло: одетый в блестящие стальные доспехи, под светом луны исчез безобразный и нелепый клык, а кривоглазие оказалось всего лишь иллюзией. Глаза Азазелло остались одинаково чёрными и пустыми, а его лицо приобрело белую и холодную окраску[2]:

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца

часть II, гл. 32

Азазелло в романе выглядит как пародия на хулигана или бандита 20-х — 30-х годов. Он имеет типичное разбойничье лицо и стиль одежды, претендуя на европейский внешний вид, но при этом проявляя отсутствие вкуса: котелок, лаковые башмаки, яркий галстук и добротный пиджак. Манеры Азазелло соответствуют его внешности. Он говорит на языке уличной шпаны. Изначально у этого персонажа было имя Фиелло, но есть версия, что Булгаков выбрал итальянское имя для этого героя неспроста. В 30-х годах итальянская мафия стала известна своими дерзкими нападениями и «разборками» в городах Сицилии и Чикаго в США. Таким образом, образ итальянского мафиози начал принимать форму типичного бандита и убийцы[3].

Характер

В начале он предстает как мужчина с грубой внешностью, его голос звучит гнусаво. Всё явственнее становятся его черты характера: бесцеремонность, хитрость и коварность. Даже Коровьева и Кота Бегемота охватывает страх перед ним. Они предупредили Маргариту о том, что Азазелло обладает уникальным мастерством в стрельбе и лучше не стоит провоцировать его. Демон всегда прямо и ясно выражает свое отношение.

Кроме того, у демона есть вредные привычки: он пьёт алкоголь, особенно любит коньяк, и много курит. Воланд ценит своего слугу за его способность организовывать события, аккуратность и дисциплинированность. Он уверен, что как только Азазелло получит приказ, всё будет выполнено быстро и безошибочно. В отличие от Бегемота, Азазелло немногословен и предпочитает всё делать молча. Азазелло не испытывает восхищения к женщинам. Они всегда казались ему непредсказуемыми[4].

Основные обязанности

Когда Маргарита впервые встречает героя в Александровском саду, то ошибочно принимает Азазелло за сводника и обольстителя. Однако в романе упор сделан на другую функцию Азазелло — физическое насилие. Этот персонаж перебрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет дядю Берлиоза из его нехорошей квартиры и убивает предателя барона Майгеля, воспользовавшись револьвером. Крем, превративший Маргариту в ведьму, также передал Азазелло. Этот крем позволил героине стать невидимой, обрести способность летать и невероятную, ведьминую красоту. Кроме того, в романе Азазелло выполняет функции посыльного и слуги. Он жарит мясо и предлагает его отведать Сокову, когда тот приходит к Воланду, а также выступает в роли медсестры для профессора Кузьмина. Именно Азазелло встречает Маргариту на кладбище и потом отправляет её в квартиру № 50 дома № 302 по Садовой улице. Когда Мастер и Маргарита возвращаются из своего подвала, Азазелло навещает их от имени Воланда и предлагает им прогуляться. Он также предлагает им выпить вина, после чего герои умирают и попадают в иной мир. Азазелло жестоко лишает Мастера и Маргариту их прежней жизни и вместе с ними мчится над городом на чёрном коне[5].

Образ Азазелло в кинематографе и театре

Название Страна Год Режиссёр В роли Азазелло Примечания
Мастер и Маргарита  Италия 1972 Александр Петрович Павле Вуисич
Никогда не отвлекайтесь
на работе
 СССР 1976 Виталий Фесисов Олег Табаков короткометражный
кинофельетон
Мастер и Маргарита  СССР 1977 Юрий Любимов Зинаида Славина спектакль
Мастер и Маргарита  Польша 1988 Мацей Войтышко Мариуш Бенуа
Мастер и Маргарита Флаг России Россия 1994 Юрий Кара Владимир Стеклов
Мастер и Маргарита Флаг России Россия 2005 Владимир Бортко Александр Филиппенко телесериал
Конец света Флаг России Россия 2022 Александр Незлобин Владимир Канухин
Мастер и Маргарита Флаг России Россия 2024 Михаил Локшин Алексей Розин[6]

фэнтезийный драматический фильм

Литература

  • Полякова Е. Н., Павлов А. Л. Инфернонимы — средство выражения ирреального ужасного в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова / Е. Н. Полякова, А. Л. Павлов // Евразийское научное объединение. — 2019. — № 3—6(49). — С. 376—382. — EDN GNIYYK.

Примечания

  1. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид; Миф, 1996.
  2. 2,0 2,1 Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. masterimargo.ru. Дата обращения: 7 апреля 2024.
  3. Азазелло. m-bulgakov.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  4. Азазелло в романе "Мастер и Маргарита": образ, характеристика, описание внешности и характера. literaturus.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  5. Азазелло. Падший ангел // LIVEJOURNAL : журнал. — 2014. — 7 июня.
  6. Сусанна Альперина. Стало известно, кто сыграет персонажей в фильме «Воланд». Российская газета (11 октября 2021). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 11 октября 2021 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!