Абрамов, Алексей Сергеевич

Материал из «Знание.Вики»
Алексей Сергеевич Абрамов
Абрамов-А.С.-320x320.jpg
Дата рождения 17 декабря 1911(1911-12-17)
Место рождения Баку
Дата смерти 24 июля 2000(2000-07-24) (88 лет)
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР, Россия
Род деятельности авиаконструктор
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1961
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени
Ленинская премия Сталинская премия

Алексей Сергеевич Абрамов (17 декабря 1911 — 24 июля 2000) — советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии.

Биография

Алексей Сергеевич Абрамов родился 17 декабря 1911 года в Баку (ныне — столица Азербайджанской Республики). После окончания школы, Алексей Сергеевич Абрамов поступил в Азербайджанский индустриальный институт, который окончил в 1936 году (с 2015 года, после череды преобразований — Азербайджанский Государственный университет нефти и промышленности)[1].

С 1939 года он работал в созданном при Заводе № 230 Опытном конструкторском бюро по авиационному приборостроению (ОКБ-230) Народного комиссариата (с марта 1946 года — Министерства) авиационной промышленности СССР, которое затем было переименовано в ОКБ-2 и находилось в городе Раменское Московской области, где вскоре стал заместителем главного конструктора ОКБ-2, которое в 1947 году было перебазировано в Москву и получило название ОКБ-12. Главным конструктором нового предприятия, подчинявшегося Министерству авиационной промышленности был назначен Абрамов Алексей Сергеевич (14 декабря 1957 года, на базе упразднённого Министерства был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике, с 13 марта 1963 года — Государственного комитета по авиационной технике СССР).

С 1947 года коллектив ОКБ-12, руководимый А. С. Абрамовым, по инициативе Академика Курчатова Игоря Васильевича участвовал в создании системы регулирования и защиты промышленных атомных реакторов, разработка, монтаж и отладка которых были полностью завершены в 1948 году[1]. В 1950-х—начале 1960-х годов коллектив, руководимого им предприятия, выполнил важные правительственные задачи, впервые в отечественной практике, разработав и внедрив в серийное производство системы управления и защиты ядерных реакторов для атомных электростанции малой мощности, автономные источники питания для атомных подводных лодок и атомного ледокола «Ленин»; системы оптимального расходования запасов компонентов топлива и их синхронизации для многоступенчатой ракеты-носителя созданной на базе межконтинентальной баллистической ракет Р-7, первого и последующих искусственных спутников Земли, первых пилотируемых космических кораблей «Восток» и «Восход»[2].

С 1963 года ОКБ-12 по заданию Министерства обороны СССР осуществляло разработку и изготовление электронных систем управления расходом компонентов топлива на борту ракет стратегического назначения. Одной из наиболее сложных задач явилось создание датчиков, обеспечивающих высокую точность измерения в агрессивных жидкостных средах ракетного топлива.

Максимальный срок работы таких изделий составлял 5 лет.

Cпециалисты ОКБ-12 под руководством А. С. Абрамова сумели сделать их настолько надежными, что уже более 40 лет эта электроника успешно эксплуатируется в боевых ракетных комплексах, созданных в коллективах под руководством Академиков Янгеля Михаила Кузьмича, Челомея Владимира Николаевича и Королёва Сергея Павловича[1].

В 1964 году ОКБ-12 был объединён с НИИ-25 с образованием единой организации — Научно-исследовательского института приборостроения Государственного комитета по авиационной технике СССР. Начальником и Главным конструктором института был назначен Абрамов Алексей Сергеевич, который работал в этой должности до ухода на пенсию в 1992 году. В 1970—1980 годах, руководимый им коллектив Научно-исследовательского института приборостроения выполнил большой объём работ по созданию электронных систем управления авиационными двигателями, в том числе — для первого широкофюзеляжного аэробуса ИЛ-86, позднее запущенных в серийное производство, и которые, в настоящее время продолжает производить Саратовское приборостроительное объединение. Для стратегического бомбардировщика Ту-160 были разработаны и изготовлены система управления двигателем и расходом топлива, центровкой, а также сервисная система, от которой в кризисных ситуациях экипаж может получить подсказку о наиболее оптимальных действиях. Для орбитального космического корабля многоразового использования «Буран» специалистами Научно -исследовательского института приборостроения были выполнены работы по созданию систем контроля и управления всей гидравликой, а также был проведены работы по обеспечение надежности выпуска шасси при посадке. Испытания этих систем были выполнены на полноразмерном самолёте-аналоге этого корабля БТС-002 ОК-ГЛИ, предназначенном для наземной отработки в атмосфере схем захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы. С 1975 года, коллективом института под руководством А. С. Абрамова разрабатывались системы управления электропитанием для аппаратов космической разведки «Алмаз-1», работавшего в космосе с 31 марта 1991 года по 17 октября 1992 года и «Алмаз-2» (в космосе не был), позволившие рационально использовать солнечные батареи и аккумуляторы. Под руководством и во многих случаях по его инициативе, был сформулирован и решён целый ряд научно-технических задач. Помимо вышеизложенного разработаны и внедрены в серийное производство: первая в нашей стране бесплатформенная инерциальная система управления для ракет зенитно-ракетного комплекса С-З00В; системы конечного наведения по картам рельефа местности для стратегической ракеты морского базирования; миниатюрная система управления для управляемой ракеты класса средней дальности класса «воздух-воздух» с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной головкой самонаведения[2].

Преподавательская деятельность

А. С. Абрамов совмещал основную работу с преподавательской деятельностью. В Научно-исследовательском институте приборостроения по тематике работ было защищено 5 докторских и 42 кандидатские диссертации. Доктор технических наук (с 1956 года), Профессор Абрамов Алексей Сергеевич, с 1987 года руководил филиалом Кафедры № 301 «Системы автоматического управления» Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе (ныне — Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) — Институт № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика»)[2].

Почётные звания и награды

  • Герой Социалистического Труда за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта человека в космическое пространство (1961)
  • Лауреат Сталинской премии — за разработку приборов дистанционного и автоматического управления заводом «А» комбината № 817 (1949).
  • Лауреат Ленинской премии
  • Орден Трудового Красного Знамени (1954)
  • 3 ордена Ленина за большой вклад в создание ракетно-космической техники (1949, 1961, 1976)
  • Орден Октябрьской Революции за выдающиеся заслуги в области специального приборостроения (1971)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970)
  • Медаль «Ветеран труда»

Память

6 мая 2015 года в Москве, на здании Государственного научно-исследовательского института приборостроения (ГосНИИП) Абрамову А. С. открыта мемориальная доска[3][4].

Примечания

Ссылки

Hero of Socialist Labor medal.png Абрамов, Алексей Сергеевич. Сайт «Герои страны».

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!