В роли лекторов выступили практикующий психолог, член Российского психологического общества, преподаватель кафедры социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин МФЮА Елена Витер и заместитель начальника Управления по взаимодействию с родительским сообществом Росдетцентра Елена Курочка. Модератором беседы стала гештальт-терапевт, эксперт федеральных телеканалов Любовь Розенберг.
Елена Витер рассказала о том, как родителям определить зависимость от гаджетов с научной точки зрения. Она отметила, что при любой зависимости у человека отключается механизм самосохранения и в этом случае нужна помощь специалиста. Эксперт перечислила признаки, на которые нужно обратить внимание, если ребенок проводит много времени за компьютером или смартфоном: расстройство сна и пищевого поведения, головные боли, физическая пассивность и дрожащие руки. К тревожным сигналам также относятся агрессия, обман, снижение успеваемости и проявление беспокойства.
Родителей должны насторожить любые резкие изменения в поведении ребенка. Но главная ошибка в такой ситуации — немедленно вводить жесткие запреты. Вместо этого важно помочь ему мягко переключиться, показать на личном примере, сколько в мире увлекательных занятий. При этом не стоит демонизировать технологии — важно научить ребёнка использовать их как инструмент для учёбы и развития, а не как единственный способ отдыха,
— отметила Елена Витер.
Говорили и о позитивном воздействии цифровых устройств на детей. Лектор привела в пример исследования, демонстрирующие благотворное влияние технологий на когнитивные функции: улучшение обучаемости, укрепление памяти и развитие мелкой моторики.
О принципах безопасного использования гаджетов в семье рассказала Елена Курочка. Она обратила внимание слушателей, что гаджет — это инструмент, а не игрушка для отвлечения. Родители должны объяснить правила пользования смартфоном и планшетом, показать личный пример, а также обсудить ограничения, которые необходимо соблюдать. Вместо запретов она посоветовала формы досуга, которые помогают снизить экранное время. Например, совместное чтение книг, настольные игры, прогулки на свежем воздухе, спорт, совместное приготовление еды и другие объединяющие увлечения.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя участником процесса, а не только исполнителем запретов. Начните с малого — введите экранные паузы для всей семьи, например, откажитесь от телефонов за ужином. Так вы покажете здоровый пример на практике. Одновременно научите использовать гаджеты как инструмент: покажите, что смартфон может быть помощником — навигатором, переводчиком, библиотекой знаний,
— подчеркнула Елена Курочка.
Эксперт отметила и важность использования технических помощников, таких как приложения родительского контроля, настройка возрастных фильтров контента и таймеры «сна».
Во время эфира поступали вопросы от родителей, на которые эксперты давали практические советы. Всего к трансляции присоединилось более 19 тысяч зрителей. Посмотреть запись онлайн-лекции можно по ссылке.
Мероприятие организовано Российским обществом «Знание» при поддержке Росдетцентра.
Отметим, что профилактике игровой и гаджетовой зависимости посвящен бесплатный онлайн-курс, доступный на платформе Знание.Академия. Он ориентирован на преподавателей, родителей и социальных работников, желающих развить здоровые пользовательские привычки у детей и предотвратить зависимость от гаджетов. Слушатели научатся определять, перешел ли ребенок черту зависимости, изучат теоретические аспекты профилактической работы и узнают, как использовать гаджеты в качестве инструмента воспитания. По окончании обучения выдается сертификат.