«Креативная экономика поможет сформировать альтернативные центры притяжения в малых городах», — Валерий Федоров, глава ВЦИОМ, в студии Знание.Лекторий на ПМЭФ-2024

Мультимедийная студия Знание.Лекторий Российского общества «Знание» и Российского военно-исторического общества в четвертый раз открыла двери на платформе Петербургского международного экономического форума. Первым ее гостем стал Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Он рассказал о том, какую роль играет общественное мнение в качестве инструмента аналитики для государства и предпринимателей, особенно когда речь идет о благоустройстве малых городов.

В первую очередь Валерий Федоров обратился к зрителям с призывом участвовать в социологических опросах и открыто делиться своим мнением. Спикер подчеркнул, что все данные, которые собираются для статистики, ложатся в основу глубоких и серьезных выводов — и принимаемых на их основе важных государственных решений, которые касаются всей России. Отслеживать динамику общественного мнения по самым разным вопросам с 90-х можно в постоянно пополняемой базе данных ВЦИОМ Навигатор.

На сегодняшний день общественное мнение лежит в основе важнейших решений, принимаемых и государством, и бизнесом. Позволяйте нам узнавать ваше мнение, выполнять нашу работу. Я гарантирую, что оно будет донесено до лиц, принимающих решения, и эти решения будут более качественными, ответственными и стратегическими,

— отметил глава ВЦИОМ. 

Одной из тем выступления Валерия Федорова стала креативная экономика. Под «креативным потенциалом» подразумеваются творческие люди, которые умеют монетизировать свои таланты. Наивысшая концентрация таких граждан приходится на культурные центры: в России это Москва и Санкт-Петербург. Именно здесь, по данным исследования, креативная экономика развивается быстрее всего. 

Однако в стране больше не крупных, а малых городов, и ситуация в них иная. По данным ВЦИОМ, сейчас около 7% их жителей заняты в креативной сфере, в то время как потенциал в себе видят 32% опрошенных — практически в четыре раза больше. Валерий Федоров подчеркнул, что прежде всего это молодежь, которая получила образование и ищет ему применение. Перед юными поколениями встает выбор: искать работу локально и помогать своему городу — или уехать ближе к крупным центрам. По данным статистики, почти треть населения от 18 лет — 29% — собирается покидать родные населенные пункты. 

Для государства данные цифры являются сигналом тревоги: малым городам нужна помощь. Креативная экономика, в свою очередь, поможет сформировать альтернативные центры притяжения в таких городах. Она включает набор простых и понятных действий, инфраструктур, пространств, культурных институций — и может стать решением этой проблемы малых населенных пунктов. В том числе она подразумевает объединение усилий местных властей и бизнеса с соответствующими городами присутствия.

Состояние рынка труда спикер отметил как ключевой вопрос экономики на сегодняшний день. В качестве основной проблемы участвующие в опросах ВЦИОМ предприниматели чаще всего отмечают именно отсутствие профессиональных кадров. Это касается любой сферы экономики, и не только в России, а во всех развитых регионах, включая США, Европу и Китай.  

Современные предприниматели особенно озадачены вопросом повышения своей конкурентоспособности в качестве работодателей. Новое поколение работников — как еще несколько лет назад предсказывал ВЦИОМ — ставит более высокие планки, имеет особый уровень притязаний и не работает «только ради денег». Работа для современного человека должна быть интересной, соответствовать талантам, воодушевлять и привлекать. Сейчас этот тренд стал очевиден, а раньше казался невозможным. Изменение произошло на наших глазах и продержится ориентировочно до 2030 года,

— поделился спикер.

Государство, а также крупный и средний бизнес наиболее часто обращаются во ВЦИОМ с запросами на исследования. Основное внимание предпринимателей сегодня посвящено концепции социальной ответственности, ESG (Environmental, Social, Governance). Компании со старой философией, в которых устойчивое развитие считалось чем-то необязательным, обречены на провал. Чтобы иметь успех, организации должны развивать территории присутствия, заботиться не только о своих сотрудниках, но и о жителях всего региона — и делать это в коллаборации с местными властями. 

В качестве примера глава ВЦИОМ привел ситуацию в городе Новотроицке, спутнике Орска, где Орско-Халиловский металлургический комбинат взял на себя ответственность за благоустройство региона. На предприятии работала примерно половина жителей Новотроицка. В один момент произошло изменение жизненного стандарта людей: их перестала устраивать устаревшая жилищная и транспортная инфраструктура. Это стало вызовом для предприятия. Стало понятно, что город нельзя рассматривать как источник жизненных соков — и появился запрос на лидерскую роль ведущей компании. Так возник слоган «Новотроицк меняется». Появились новые точки роста, зоны притяжения — и возникла надежда, что город будет жить. Подобная борьба за устойчивое будущее, по словам спикера, развивается почти в каждом городе присутствия крупного бизнеса.

Напоследок Валерий Федоров подчеркнул, что для того, чтобы добиться успеха, государство, бизнес и общество должна объединять общая цель. Только в условиях трехстороннего сотрудничества можно максимально эффективно добиться выгодного для всех положения. 

`