В Москве на круглом столе Общества «Знание» обсудили общественно-государственный характер просветительской деятельности

1 декабря в Москве состоялся межрегиональный круглый стол по развитию просветительской деятельности в России с участием филиалов и региональных отделений Российского общества «Знание». Мероприятие закрыло серию дискуссий, которые прошли 11 ноября в Санкт-Петербурге и 18 ноября в Красноярске.

Одним из главных событий 2021 года в сфере просвещения стало возрождение Российского общества «Знание». В апреле 2021 года в Послании Федеральному собранию президент Российской Федерации Владимир Путин указал на необходимость перезагрузки старейшей просветительской организации страны на высокотехнологичной просветительской платформе.

Просветительство становится частью нашей жизни, – отметила первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Координационного совета Российского общества «Знание» Любовь Глебова. – Масштаб сообщества, включенного в просветительство, является подтверждением того, что деятельность переживает период своего активного развития. А государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

По мнению сенатора, именно общественно-государственный характер повышает эффективность просветительской деятельности.

Она добавила, что в последнее время было зарегистрировано более 100 тысяч детских организаций, и предложила сделать Российское движение детей и молодежи одним из партнеров государства и общества в развитии просветительской деятельности на современном этапе.

Важным моментом в дискуссии стал тезис о том, что просветительская деятельность не должна быть зарегулированной в отличие от образовательной деятельности, т.к. это более гибкий инструмент удовлетворения потребностей гражданина.

Профессор МГЮА им. О.Е. Кутафина, и.о. заведующего кафедрой образовательного права Вадим Чеха отметил, что просветительская деятельность осуществляется в свободном режиме при минимальном правовом регулировании и направлена на распространение знаний, опыта, формирование условий, навыков, ценностных установок и компетенций.
«Регулирование не означает введение каких-то запретов для ограничения просветительской инициативы как с точки зрения содержания, так и с точки зрения форм проведения», – уточнил Чеха. Он выступил с предложениями распространить механизмы государственно-частного партнерства в отношении просветительской деятельности и урегулировать статус участников просветительских отношений.

Заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Арсений Майоров выделил ценности, которые транслирует Общество «Знание» в просветительской деятельности: ценность самореализации, ценность преемственности и ценность научных знаний. Также в выступлении он поднял тему патриотизма, утверждая, что одной из ключевых характеристик современного патриотизма должен стать высокий уровень образования и культуры человека.

Патриот – это в первую очередь просвещенный человек, хорошо знакомый с историей и культурой своей страны, умеющий подвергать получаемую информацию сомнению и критике, участвовать в дискуссиях и выдвигать собственные суждения и предложения, а также действовать в соответствии с полученными им знаниями и выстраивать социально-бытовое, коммуникационное и ценностное пространство,

– считает Майоров.

Тему реализации просветительской деятельности в организациях высшего образования в своем докладе затронул Петр Кучеренко, статс-секретарь – заместитель министра науки и высшего образования РФ. Он акцентировал внимание на том, что, опираясь на весь накопленный опыт, важно продолжить путь взаимодействия всех институтов общества для подготовки высококвалифицированных специалистов просветительской деятельности, которые обладают необходимыми компетенциями.

О возможностях использования потенциала просветительской деятельности в сфере общего образования говорила Наталья Наумова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ. В своем выступлении она уточнила, что просветительская деятельность осуществляется за пределами образовательной программы, и активизация этой деятельности в школах, безусловно, будет содействовать достижению личностных результатов освоения образовательных программ общего образования, предусмотренных ФГОС.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб обратил внимание на потенциал блогеров, предлагая поддерживать всех, кто занимается просвещением и создаёт интересный контент, а также увеличить финансирование на просветительскую деятельность.

Иначе блогосфера будет отнимать молодые умы, и нам останется только восклицать, потому что некоторые блогеры, на мой взгляд, занимаются антипросвещением,

– убежден он.

Кроме того, Владислав Гриб считает, что должны появиться определенные награды за просветительскую деятельность, например, почетный знак за вклад в просвещение. Также, по его словам, необходимо расширить бесплатную правовую помощь, проводя онлайн-консультации для отдалённых районов России.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский говорил о просветительском потенциале социализации.

Вызовы последних десятилетий расширили обычное понятие «социализация», – пояснил он. – Если традиционно это касалось молодого поколения, которому нужно было помочь самореализоваться во взрослой жизни, то теперь в течение жизни человеку приходится «социализироваться» несколько раз. Потому что «войти в жизнь» – значит принять действующие правила и нормы и следовать им. А мы вдруг оказались в жизненной ситуации не просто стремительных перемен, что само по себе травматично, но в ситуации неопределенности – в моменте непредсказуемости и стремительности изменений.

По его мнению, задача и проблема социализации перестала быть исключительно образовательной и стала касаться всех возрастов и всех сфер жизни.

Мы рассматриваем «просветительскую деятельность» как объект научного исследования и как наиболее эффективный сегодня способ социализации всех возрастных когорт и социальных групп,

– заявил эксперт.

В подтверждение того, что исследования опыта просветительской деятельности уже ведутся, Алексей Помазов, главный эксперт отдела по развитию просветительской деятельности Российского общества «Знание», поделился результатами региональной экспедиции по исследованию просветительской деятельности в Нижегородской области. Следствием стало выявление проблем и дефицитов, формирование банка данных просветительских практик и появление модели регионального исследования просветительства. В течение 2022 года ведется изучение практики просветительской деятельности в сфере экологии, в цифровой среде, в детских организациях и в молодежной политике.

Региональным опытом поделились представители отделений и филиалов Российского общества «Знание». И.о. ректора КамГУ, председатель Камчатского регионального отделения Российского общества «Знание» Евгений Меркулов рассказал об участии студентов и преподавателей в организации просветительской деятельности. Например, для широкой общественности в регионе проводились мастер-классы, интерактивные игры-викторины о русском языке, психологические тренинги о доверии и поведении в экстремальных ситуациях, а также лекции в творческом формате о математике и значимых достижениях в различных сферах профессиональной деятельности. Директор филиала Российского общества «Знание» в Ростовской области Жанна Метелкина назвала основные направления организации просветительской деятельности в регионе (духовно-нравственное просвещение населения, повышение правовой грамотности, популяризация знаний об истории России и ее достижениях в области науки и культуры) и перечислила некоторые значимые проекты: уроки дипломатии, конкурс на лучший рассказ (сказку) для детей «Мистер добрый дом», молодежный хакатон антикоррупционной направленности, цикл лекций «Мир вашему дому», «Педагог для современной школы и мн. др.

Говоря о просвещении, невозможно не отметить важность отраслевых направлений: политического, экономического, правового, медицинского и экологического. Представители регионального просвещения поделились своими практиками. Например, директор Арзамасского филиала ННГУ Тамара Щелина рассказала об эколого-просветительских проектах: в регионе проводятся лекции по естественнонаучной тематике, экскурсии в природные особо охраняемые территории, акции по сбору макулатуры и мусора, также существует сообщество лидеров-наставников-профессионалов, которые распространяют знания об экологическом просвещении. Кроме того, в Арзамасе есть уникальный проект – зеленые классы Аптекарского огорода, которые призваны воспитывать бережное отношение к природе родного края и формировать экологическую грамотность.

Вячеслав Щербаков, директор Национального парка «Красноярские Столбы», тоже отметил важность эколого-просветительской деятельности, которая часто сочетается с медиадеятельностью: участники экспедиций снимают ролики и репортажи, благодаря которым интерес к экологическому просвещению растёт. Кроме того, участие школьников в подобных проектах способствует сохранению не только города, региона или страны, но и всей планеты. А директор движения КВН Красноярского края, руководитель Открытой школьной лиги КВН Красноярского края «Сибирь Молодая» Светлана Неделько заявила, что просвещение и обучение возможно в игре, а КВН помогает стать успешным человеком.
Также участники познакомились с новым форматом просветительской деятельности – физической гостиной, которую представила команда Ксении Тепляковой из МПГУ. «Мы через эксперименты показываем, что физика – интересная наука, и создаем для ребенка ситуацию успеха», – объяснила Теплякова. По ее словам, просветительской деятельностью нужно заниматься со всеми детьми без исключения. Так, волонтёры физической гостиной проводят различные события просветительского характера в школах, в хосписах и детских домах.

Подводя итоги, участники круглого стола согласились с тем, что потенциал просветительства – в усилении взаимодействия государства и гражданского общества.

`