На сессии были представлены результаты совместного исследования общественного мнения*, проведенного «Мастерской новых медиа» и социологическим агентством «Вебер» накануне Дня космонавтики. По результатам исследования, более половины россиян частично или полностью представляют себе образ будущего России. При этом 67% опрошенных хотели бы получать больше информации о том, какой будет Россия. Около 41% опрошенных говорят о том, что сегодня достаточно информации, чтобы сформировать понятный образ будущего страны, но еще столько же утверждает, что данных недостаточно.
Обратите внимание на цифру 67% в ответе на вопрос «Хотелось бы вам получать больше информации о том, что нас ждет в будущем?». Почему такой интерес? Потому что нам там жить. Мы 10 минут назад начали наше выступление, а оно уже в прошлом. Мы все живем в будущем. И даже если нам кажется, что нас интересует только год или пять максимум, мы все равно проживем больше. Так почему бы нам не узнать то, что будет дальше, разработать, что будет в стратегическом будущем, а не тактическом. Это самый интересный момент – стратегическое будущее, куда мы все движемся. И это одна из интереснейших задач для писателя,
– отметил Вадим Панов, писатель-фантаст.
Фантастика – самый стимулирующий мышление раздел книжной культуры и, тем самым, медиа, отметил историк и футуролог Сергей Переслегин. По его мнению, для формирования картины будущего нужны разные типы и виды содержательной информации, основанные в том числе на научной фантастике.
Фантастика дает человеку умение думать. А уж к чему он это приложит, к какой технологии, к какой области деятельности, будет зависеть от его собственного развития. Так вот, фантастика – самый стимулирующий мышление раздел книжной культуры и, тем самым, медиа. Но медиа не исчерпываются книгой. Сейчас создаются принципиально новые медиа. Книга ведет эту работу, она в ней ведущая. Но также есть и фильмы, и сериалы, и компьютерные игры. При этом фантастика почти не занимается будущим. Фантастика – это проекция сегодняшнего дня в иные миры или иногда в языки, перемещение во времени или в пространстве. Занимаясь проблемами сегодняшнего дня, фантасты, разумеется, регулярно могут найти завтрашние решения,
– сказал Сергей Переслегин.
О том, почему думать о будущем стало сложнее, рассуждал Евгений Сжёнов – научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России:
Раньше у нас, конкретно у меня, было время смотреть на небо и видеть звёзды. У меня не было так много источников, чтобы прочитать о звездах, как сейчас. Мы все живём в том самом будущем, оно нас окружает сейчас: в наших смартфонах, в этом замечательном павильоне, технологии витают вокруг, многие из нас их создают, те задачи, которые ставятся в горизонте 2030 года, технологический суверенитет, который является одной из главных линий стратегической политики нашей страны – это то, что нас окружает. Возможно, этот переизбыток информации, который есть сейчас – это ответ на то, почему мы стали чуть меньше мечтать и задумываться о будущем. Мы привыкли к тому, что это будущее находится прямо сейчас, с нами. Возможно, это просто другая стадия мечтания.
О киноиндустрии в жанре фантастики рассказал режиссер кино и продюсер Джаник Файзиев.
Люди мечтают, мечтали и мечтать будут. Иногда это бывают фантастические мечты, иногда менее фантастические. Но область мозга, которая задействована в проекциях на будущее, у нас находится всегда в активном состоянии. Поэтому проекции людей, которые в состоянии предложить вам какие-то красивые образы, всегда будут любопытны,
– заключил спикер.
* Изучение общественного мнения проводилось 8 апреля 2024 года. Количественный опрос, репрезентативная выборка 1 200 респондентов, старше 18 лет.