С принципами здорового питания знакомы более 60% жителей России

Результаты масштабного социологического исследования «Тренды потребления россиянами продуктов питания» аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Фонда Росконгресс были впервые представлены в студии Российского общества «Знание».

Сегодня, 7 апреля, здесь проходит просветительский марафон, приуроченный к Всемирному дню здоровья. 

Совместное исследование НАФИ и Росконгресса – это обзор международных тенденций и результаты всероссийского репрезентативного опроса населения. Его провели среди жителей федеральных округов Российской Федерации старше 18 лет на исследовательской платформе НАФИ «Тет-О-Твет».

Как отметила директор стратегических проектов аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт, организация занимается социологическим анализом уже 20 лет, и тема здорового образа жизни и практик питания всегда являлась одной из ключевых. В исследовании трендов потребления продуктов питания приняли участие почти 2 тыс. человек, и полученные данные, по ее мнению, позволяют не просто комплексно увидеть ситуацию, но и научиться ее контролировать. Среди главных трендов Ирина Гильдебрандт отметила рост потребления жителями страны более качественных и натуральных продуктов и контроль в рационе жиров, глютена и сахара. Помимо этого, граждане стали более ответственно относиться к покупке товаров в пластиковой упаковке.

Согласно результатам исследования, большинство россиян (61%) считают себя хорошо знакомыми с правилами питания, которые помогают поддерживать здоровье организма. Четверть участников исследования (25%) не соблюдают никаких ограничений, связанных с питанием, а в ТОП-5 самоограничений вошли отказ от поздних ужинов, потребления некачественных продуктов, жирной пищи, газированных напитков и алкоголя.

Недостаточно осведомлены о принципах здорового питания почти треть опрошенных – 32%. Чаще всего это представители рабочих специальностей (41%) и молодые люди в возрасте 18–24 лет (38%), из которых 39% – это мужчины и 27% – женщины. 

Как считает 82% россиян, о принципах правильного питания и влиянии продуктов на организм нужно рассказывать еще в школе.  

Где покупают и сколько тратят

По мнению 80% опрошенных, самое популярное место среди россиян для покупок продуктов – небольшой супермаркет. 49% респондентов выбирают гипермаркеты, основное преимущество которых заключается в широте ассортимента. Менее половины россиян (38%) хотя бы раз за последний год заказывали продукты питания домой или на работу за исключением готовых блюд.

Российские тренды потребления продуктов питания в значительной степени определяются социально-экономической обстановкой, сложившейся в стране. Управление факторами, определяющими эту обстановку, в совокупности с другими факторами общественного здоровья дает возможность влиять на качество и продолжительность жизни граждан, осознанность и экологичность потребительского поведения общества, а в конечном итоге – на здоровьесбережение нации и сохранение экосистемы планеты. Для этого требуется объединение усилий международных и российских бенефициаров устойчивого развития и эффективной социально-экономической политики – государственной власти, бизнеса, а также самого главного бенефициара – общества. В том числе и в рамках деловой повестки мероприятий Фонда Росконгресс и проекта “Здоровое общество”,

– заявил Александр Стуглев, председатель правления, директор Фонда Росконгресс. 

Помимо вышеперечисленного, в исследовании сказано о том, что затраты россиян на покупку продуктов питания в месяц составляют от 6 до 30 тыс. рублей. 82% людей, выбирая продукты, ориентируются в первую очередь на цену, а для 88% важны скидки и акции.

Подавляющее большинство россиян (90%) стараются покупать продукты питания знакомых марок, которым доверяют. Более половины опрошенных (59%) скорее отдадут предпочтение вкусным продуктам, нежели полезным, 46% обращают внимание на маркировку «био», «эко» или «органик», но не придают ей особого значения.

Где едят и как оценивают качество питания 

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ, отметила, что сегодня потребление пищи все чаще отождествляется не просто с «физическим» насыщением, но и обретает дополнительные смыслы. 

Осознанный выбор и рациональное использование продуктов – не только способ позаботиться о собственном здоровье и здоровье близких, но и инструмент проявления заботы об окружающей среде, помощи другим членам общества и даже средство самовыражения. Самостоятельное приготовление блюд для многих – давно не просто необходимость, но и хобби, разновидность семейного досуга. Все эти, если можно так выразиться, “роли еды” влияют на потребительское поведение людей. И такое влияние производителям и дистрибьюторам продуктов питания, а также государственным органам, ответственным за реализацию программ сохранения здоровья населения, экологии, необходимо учитывать, чтобы идти в ногу с происходящими в мире переменами,

– прокомментировала эксперт. 

Как следует из «Трендов потребления россиянами продуктов питания», большинство жителей страны привыкли питаться преимущественно дома. Самая высокая доля (92%) предпочитает там ужинать, а домашним обедам отдают предпочтение 56% опрошенных. В основном жители страны едят или перекусывают 3–4 раза в день (66%). Почти половина россиян (49%) готовят еду дома практически ежедневно.

Более половины россиян удовлетворены качеством собственного питания и количеством потребляемых продуктов. Они считают, что за последний год качество их питания не изменилось, а о его ухудшении в этот же период говорит пятая часть россиян (19%).

Среди других аспектов исследования – критерии выбора продуктов, экологическая ответственность потребления, готовность платить больше за продукты без стимуляторов роста и пестицидов и продукты повседневного рациона россиян, готовность покупать товары с истекающим сроком годности и многое другое. Ознакомиться с полным исследованием можно на сайте Аналитического центра НАФИ. 

Просветительский марафон «День здоровья» организован Российским обществом «Знание», Фондом Росконгресс и Национальным агентством по развитию социальных инициатив. Присоединиться к трансляции мероприятия можно на сайте и в сообществе ВКонтакте Общества «Знание», а также в социальной сети проекта «Женщины за здоровое общество». 

Марафон проходит при поддержке проекта «Женщины за здоровое общество», Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы, Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины Минздрава России, ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» и телеканала «Доктор».
 

`