Кинолекторий Знание.Кино — часть образовательной программы, подготовленной Российским обществом «Знание» для Всемирного фестиваля молодежи. В рамках проекта молодые люди со всего мира знакомятся с российскими и художественными документальными фильмами, общаются с экспертами из мира кино, дискутируют об искусстве.
Третий день кинолектория впечатлил каждого участника — ребята из разных стран мира увидели документальный фильм «Без срока давности. Жертвоприношение. Дети» российского режиссера Игоря Холодкова. Кинолента рассказывает о трагических событиях осени 1942 года в городе Ейске. Повествование идет о воспитанниках Ейского детского дома — детях-инвалидах, которых убили нацисты. В основе сюжета документальной картины жизнь Леонида Дворникова — одного из нескольких выживших ребят, в дальнейшем Леонид написал книгу о судьбах погибших детей.
Для это он специально получил образование, собрал документы. Он был связующим звеном между оставшимися в живых воспитанниками, и именно ему они писали письма, присылали фотографии,
— рассказывает заместитель директора Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова Марина Сидоренко.
Документальный фильм о жертвах Великой Отечественной войны и важность создания подобных работ с молодежью обсудили продюсер проекта «Без срока давности» Илья Васильев и режиссер Гуннила Брески.
Иностранная гостья рассказала молодежи о том, почему она посвятила свою жизнь съемкам документальных фильмов о Второй мировой войне, перечислила свои документальные киноработы, в их числе фильмы о советских солдатах – узниках норвежских концлагерей, о «ночных ведьмах», о кинооператоре-фронтовике Владиславе Микоше и другие.
Я родом из Швеции, но мне кажется, что у меня русская душа. Я приехала в Россию в 90-х годах и познакомилась здесь со многими людьми, я слышала их истории о Второй мировой войне. Тогда я была журналистом, взрослым человеком и я считала, что я много знала о Второй мировой войне, но после этих бесед я поняла, что я не знаю ничего. Да, мы знали, что во время Второй мировой войны была оккупация Норвегии, Дании, мы знали, что было в Польше, что были бомбардировки Лондона. Но мы совершенно ничего не знали о том, что происходило в СССР и Украине, мы не имели никакого понятия. И я решила, что посвящу остаток жизни созданию фильмов о жертвах этой войны, о героях, которые спасали людей от фашизма,
— рассказала Гуннила Брески.
Также Гунилла поблагодарила за приглашение принять участие в кинолектории и отметила, что еще несколько лет назад ее фильмы очень тепло принимали в Швеции, показывали на шведском телевидении в прайм-тайм, Гуниллу приглашали выступать в школах, однако затем все изменилось.
Я поняла, что через свои фильмы могу дать что-то полезное, хотела поделиться знанием с людьми в Швеции, хотела рассказать те истории, которых они не знали. У меня это получилось, но сейчас никто со мной об этих фильмах не говорит. Как будто меня не существует как профессионала, из-за того, что я создавала фильмы о войне. Для меня это очень печальный факт. И очень благодарна вам, что вы пригласили меня в это тяжелое время, это дает мне силу продолжать. Я не могу понять, как Европа могла забыть эту часть истории,
— подчеркнула режиссер.
Российский документальный фильм «Без срока давности. Жертвоприношение. Дети» вызвал большой отклик у молодых зрителей. Станислав из Калининградской области признался, что просмотр фильма стал для него волнительным событием, поскольку в годы Великой Отечественной войны у него погибли два прадеда. Молодой человек также поинтересовался у Ильи Васильева его мнением о Нюрнбергском процессе, упомянутом в фильме.
Принцип око за око неуместен. На судебном разбирательстве настаивали в разное время лидеры США и Великобритании. Однако сама идея международного правосудия, в частности, наказания военных преступников как попытки сделать так, чтобы больше не было агрессивных войн, принадлежит руководителям нашей страны, а именно императорам Александру Третьему Миротворцу и Николаю Второму, по инициативе которого были проведены первые конференции, заложившие основы для международного правосудия,
— отметил Илья Васильев.
Надежда из Кузбасса поблагодарила создателей фильма и подчеркнула, что говорить о событиях военных лет нужно и важно, поскольку со временем многое забывается, люди не знают, какой страшной была правда. Девушка уточнила, найдена ли братская могила, в которой были похоронены жертвы страшных событий в Ейске. По словам Ильи Васильева, пока, к сожалению, местные краеведы и представители Следственного комитета братскую могилу не нашли, существует несколько версии о ее расположении, и работы по поиску не прекращены.
Артем, ветеран боевых действий, поинтересовался мнением продюсера проекта «Без срока давности», почему молодежь не обращает должного внимания на фильмы исторического характера.
Я уверен, что интерес к документальным фильмам идет по синусоиде. И чем больше мы будем находить новые истории, создавать интересные, познавательные фильмы о войне, организовывать подобные мероприятия, тем быстрее количество перейдет в качество. В нашей истории такое уже было: в 1980-х года тема войны отошла на второй план, а в начале 2000-х к ней вернулся интерес. Я смотрю на все это с оптимизмом и уверен, что пройдет несколько лет и интерес молодежи к фильмам о войне, озабоченность трагическими страницами оккупации вернется. Кинозалы будут наполнены молодыми зрителями, детьми,
— подытожил Илья Васильев.
Сергей из Саратовской области выразил слова благодарности создателю фильма за подачу исторического материала, а также задал вопрос, будут ли такие фильмы про зверство в образовательных и воспитательных целях прививкой от нацизма или инструкцией к действию.
Мне кажется, это не просто прививка. Важно создавать фон и контекст правильно. Например, обратите внимание на фильм 1980-х годов Элема Климова «Иди и смотри», тогда не принято было об этом говорить и писать. И из-за этого некоторые стороны истории Великой Отечественной войны недостаточно освещены в массовом сознании. Поэтому фильмы, которые посвящены оккупации и оккупационному режиму, который немцы построили, можно пересчитать по пальцам. Чем больше будет таких фильмов, тем больше будут люди, особенно молодые, лучше понимать, что из себя представлял так называемый «новый порядок». Еще четыре поколения назад было нашествие людей, которые убивали наших сограждан миллионами. Такие фильмы – это не просто прививка от нацизма, это осознание атмосферы, в которой даже мысль о том, что такое может повториться, будет совершенно нетерпимой,
— ответил Илья Васильев.
Свое мнение также высказала Гуннила Брески:
Это трагедия Европы, что она забыла и не помнит свою историю. В моей стране и других странах, где люди были жертвами нацистов, многие тоже позабыли это. А вы это помните.
Кинолекторий Знание.Кино — часть образовательной программы Фестиваля, подготовленной Российским обществом «Знание» наряду с просветительским марафоном Знание.Первые и другими событиями. Марафон проходит с 2 по 6 марта, охватывает шесть площадок Города молодежи мира и содержит треки, созвучные смыслам Фестиваля: «Ответственность за судьбы мира», «Многонациональное единство», «Мир возможностей для каждого», «Сохраним семью во имя детей и мира» и «Мы — вместе с Россией». Самые яркие выступления лекторов транслируются в эфире круглосуточного медиаканала Знание.ТВ. Также в образовательную программу вошли интеллектуальный турнир Знание.Игра с участием эрудитов из разных стран и мультимедийная выставка Национального фотоконкурса Знание.Россия, на которой зрители знакомятся с главными достижениями России в XXI веке, погружаясь в их атмосферу с помощью технологии дополненной реальности.
Всемирный фестиваль молодежи призван стать площадкой для открытого диалога молодых людей из России и других стран. После завершения мероприятий на федеральной территории «Сириус» Российское общество «Знание» продолжит просветительскую линию Всемирного фестиваля молодежи с 9 по 17 марта в рамках региональной программы ВФМ-2024, которая охватит все федеральные округа нашей страны.