На площадке общеобразовательного учреждения «Центр образования 'Школа роста» в Муравленко состоялась встреча с лектором Общества «Знание», актёром театра и кино, телеведущим Владом Канопка. Он рассказал о книгах, которые оказали значительное влияние на его жизнь – среди них научно-популярная литература и психологические труды. Актер также открыл предпочтения среди современных авторов, в частности, это итальянский писатель Алессандро Барикко, и поделился, какую книгу перечитывал несколько раз.
Это Фёдор Достоевский, потому что он является всемирно известным писателем, книги которого переведены на множество языков – как и произведения Льва Толстого и Александра Пушкина. Я перечитывал «Преступление и наказание», поскольку в молодом возрасте не смог до конца понять его смысл. Затем вернулся к этой книге уже в институте – и тогда тоже не всё было просто. Только примерно после 26 лет, посмотрев несколько экранизаций и театральных постановок, я по-настоящему проникся произведением. У Достоевского действительно много смысловых слоев, которые можно открывать заново в 30, 40 и даже 50 лет,
– рассказал он.
В ходе встречи актер провел мастер-класс по выразительному чтению, где проникновенно продекламировал отрывок из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», а также вместе с ребятами разобрал стихотворение Агнии Барто «Всё на всех», рассказ Александра Куприна «Слон» и басню Ивана Крылова «Волк на псарне».
По окончании чтений Влад Канопка поделился своими профессиональными советами, дал ценные рекомендации по технике выразительного и эмоционального исполнения, а также назвать причины, по которым обязательно нужно читать книги.
Встреча с лектором Российского общества «Знание», актером театра, кино и телевидения, продюсером Максимом Лагашкиным прошла в Павловском лицее имени В.А. Нарывского Оренбургского района. Это стало возможным благодаря тому, что литературный клуб этого учебного заведения вошел в число лидеров проекта «Чтецкие программы». Он поделился, что для актера главный двигатель — это сценарий. Именно в нем он существует и живет своей ролью. Безусловно, на основе литературного создаются сценарии, но это принципиально разные формы.
Если говорить о первой книге, которая запомнилась, то, честно говоря, я не могу назвать конкретную. Эти детали стерлись из памяти. Наверное, как и у многих, началось всё со сказок Пушкина, а еще я любил фантастику. Поэтому у меня нет одной книги, которую я мог бы выделить как оказавшую на меня решающее влияние или вдохновение,
— сказал актер.
При этом он отметил, что есть произведения, которые он перечитывал спустя годы — после школы или университета. И они производят совершенно иное впечатление. С годами восприятие меняется. Например, Антона Чехова или Фёдора Достоевского в студенчестве актер понимал и чувствовал иначе. Сейчас, признался он, читать Достоевского стало для него сложнее.
Книга, безусловно, может помочь в подготовке к роли, особенно если сценарий написан по литературному источнику. Она позволяет глубже погрузиться в атмосферу. Однако между книгой и экранизацией почти всегда лежит огромная пропасть. Все часто говорят: «Книга интереснее фильма». Но это вопрос восприятия. Читая, ты создаешь в воображении собственную киноленту, а режиссер-постановщик предлагает тебе уже свою, готовую версию. Возможно, поэтому и возникает этот разрыв. Думаю, важно уметь принимать и то, и другое как отдельные, самостоятельные произведения,
— поделился Максим Лагашкин.
В среднюю школу № 4 с углубленным изучением отдельных предметов города Шимановска приехал лектор Общества «Знание», эксперт по выступлениям, речи и голосу, чтец аудиокниг Рустам Багизов. Он на своем примере показал, как чтение и литература оказывают влияние на развитие личности и профессиональный путь:
Работа лектором — это одно из моих основных направлений деятельности, а в прошлом я учитель, работал в школе и когда появился этот проект, я с удовольствием согласился принять участие. Но сегодня я приехал не как учитель, а как чтец аудиокниг — я озвучиваю рекламу, сериалы. Но именно озвучивание книг меня особенно вдохновляет.
Школьникам было интересно многое: какая была первая самостоятельно прочитанная книга, есть ли любимый автор и какое произведение повлияло на будущего просветителя, чтеца и учителя.
Первая книга, которую я прочитал, была про Дядю Федора и Простоквашино. Конечно, я ассоциировал себя с главным героем — таким самостоятельным мальчиком, который уехал в деревню. Но у меня есть и еще одна первая книга — озвученная. Это сатирическое произведение Ивана Тургенева «Контора», которое до сих пор можно найти и послушать,
— рассказал лектор.
Этот короткий, но глубоко трогающий текст открыл новую грань восприятия литературы и стал для гостя отправной точкой в освоении искусства художественного чтения.
Мой любимый писатель — великий драматург Александр Островский, по праву считающийся создателем русского национального театра. Когда я впервые прочитал его пьесу на уроке литературы в средней школе, во мне что-то щелкнуло,
— поделился лектор.
Как считает Рустам Багизов, люди делятся на два типа – кто любит читать пьесы, примерять на себя разные роли, представлять карикатурные персонажи, а есть те, кто не любит — перелистывает, не читает описание. Все это потому, что пьеса — концентрация действия и слов, где нет пространных описаний природы или внутренних монологов за исключением ремарок.
Чтение — это ключ к настоящему развитию. Оно обогащает нашу культуру, формирует вкус, стимулирует воображение, пробуждает интерес и совершенствует навыки. Как чтец аудиокниг и тренер по голосу, я убеждён: лучшее упражнение для развития голоса, речи и выразительности – это ежедневное чтение. Через книгу мы учимся ясно выражать мысли, правильно ставить ударения, владеть интонацией и передавать эмоции. Умение говорить убедительно и доступно – важнейший навык в любой сфере деятельности,
– сказал он.
На практическом мастер-классе по выразительному чтению ребята вместе с гостем погрузились в мир поэзии и прозы. В ходе встречи участники прочитали стихотворение Сергея Михалкова «Праздник непослушания», произведение Константина Паустовского «Вода из реки Лимпопо», повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет», стихотворение Афанасия Фета «Я пришёл к тебе с приветом», поэму Самуила Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Напомним, по поручению Президента России Владимира Путина Общество «Знание» совместно с Министерством просвещения РФ запустило масштабный федеральный проект «Чтецкие программы», который призван повысить интерес молодежи к отечественной литературе и чтению, через живое чтение и дискуссии.