Так, в школе №21 Йошкар-Олы с лекцией выступил ректор Марийского государственного университета Михаил Швецов. Мероприятие, собравшее около 150 школьников, родителей и педагогов, прошло в рамках проекта «Знание.Лекторий» и отвечает задачам нацпроекта «Молодежь и дети». Председатель регионального отделения Общества «Знание» рассказал о ключевых достижениях России в XXI веке в науке, культуре, искусстве, спорте, бизнесе и промышленности.
Михаил Швецов подчеркнул, что речь идет не просто о цифрах, а о настоящих прорывах: от космоса и атомной энергетики до великих строек и технологического суверенитета.
Но главный наш успех — это сила духа и единство народа. Убеждён, что именно в таких беседах, в честном и открытом разговоре с молодёжью и родителями, и рождается та самая связь поколений, которая делает Россию непобедимой,
— поделился он.
Лектор отметил лидирующие позиции страны в теоретической и экспериментальной физике, разработке медицинских препаратов и ядерной энергетике, напомнив, что Россия входит в топ-10 лидеров по числу зарегистрированных изобретений.
Среди ярких примеров — открытие учеными из Дубны шести новых элементов таблицы Менделеева, таких как московий и оганесон, названный в честь физика Юрия Оганесяна. Он также рассказал об уникальных операциях для еще не родившихся детей в Педиатрическом университете Петербурга и разработке нейропротезов в НМИЦ им. В.А. Алмазова, которым нет аналогов в мире. Отдельно Михаил Швецов остановился на успехах в сельском хозяйстве, где Россия за последние десять лет нарастила производство удобрений на 40%, обогнав США и Индию, а также на цифровых сервисах, которые вывели страну на первое место в Европе по уровню доступа к информационным технологиям.
Параллельно на площадке Приволжского государственного университета путей и сообщений прошла еще одна лекция Общества «Знание», собравшая более 300 студентов, преподавателей и ученых. С лекцией о трансформации образования под влиянием цифровых технологий выступил ректор вуза Максим Гаранин.
Он подробно рассказал о переходе к платформенной модели и появлении нового типа педагога, иллюстрируя экспоненциальный рост доступности знаний историческим примером: от 1-2 учеников на преподавателя в Древнем Египте до миллионов сегодня благодаря книгопечатанию и интернету. Ключевым трендом ректор назвал стремительное развитие цифровых образовательных платформ, которые объединяют студентов, преподавателей и работодателей в единой среде, а данные стали новым стратегическим активом, позволяя адаптировать программы под нужды каждого.
В заключение Максим Гаранин заявил, что эти изменения приводят к появлению «преподавателя-кентавра», который сочетает человеческие навыки мотивации с использованием AI-сервисов.
Благодаря цифровым технологиям студент больше не привязан к конкретному преподавателю или среде. В перспективе, он получит возможность выстраивать индивидуальную, полицентричную траекторию обучения из лучших доступных ресурсов. В свою очередь, преподаватель должен будет подстраиваться под изменения образовательной среды, сочетая свои профессиональные навыки педагога и современные цифровые сервисы,
— сказал Максим Гаранин.