Наталия Киселёва на Форуме непрерывного образования: «Необходимы новые технологии для режиссуры современного урока»

3 июля на Выставке «Россия» состоялся Форум непрерывного образования, посвященный современным вызовам и перспективам в сфере обучения. Одним из важных событий программы стала экспертная дискуссия на тему «Новые технологии в непрерывном обучении», которая объединила в павильоне № 57 «Россия — Моя история» специалистов сферы образования, корпоративного и цифрового развития. Организатором Форума выступили Российское общество «Знание» и Центр знаний «Машук».

В дискуссии приняли участие заместитель губернатора Томской области Наталия Киселёва, и. о. ректора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского Андрей Богданцев, стратегический HR-директор, лектор Российского общества «Знание», член исполкома клуба «Эльбрус» Алёна Гейдт, заместитель директора компании «Нетология» Марина Гиря, директор школы «ЛЕТОВО» Михаил Мокринский и директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин. Модератором дискуссии выступила директор Открытого университета Сколково, лидер проекта «Академия наставников» Екатерина Морозова.

Заместитель губернатора Томской области Наталия Киселёва, выступая на форуме, отметила, что форум, посвященный обучению человека в течение всей его жизни, по сути, раскрывает и управление таким обучением. 

Наши дети, на которых многие сетуют, что они мало читают, постоянно окружены большим потоком информации, реальной и цифровой, благодаря чему они обучаются и получают знания. И вопрос в том, как мы, взрослые, управляем этим образовательным пространством и как помогаем детям учиться управлять им,

— объяснила Наталия Киселёва.

Также государственный деятель подробно остановилась на изменении современных уроков в связи с этим. 

Сегодня, когда искусственный интеллект, компьютерные технологии, социальные сети активно внедряются во все сферы нашей жизни, мы должны понимать, что урок, структура которого разработана десятилетия назад, тоже должен измениться. И речь не про модную в последние годы цифровую дидактику, а про методику и дидактику в целом. Необходимы новые подходы к режиссуре современного урока. Не перекос в сторону технологий, как подсчет количества уроков, проведенных с использованием презентации, например, а акцент на организации образовательного процесса: работа учеников, смена их активности в течение урока, их взаимодействие, роль учителя, разбивка урока на этапы, управление уроком и управление собственной деятельностью на уроке. Идея управления собственным образованием отлично реализуется в любых классах — ученики вместе с учителями становятся соорганизаторами процесса обучения и добычи знаний. Это применимо и в реальной среде: в школах, вузах, в системе дополнительного образования, и в виртуальной,

— резюмировала Наталия Киселёва.

Аналогичной позиции придерживается директор школы «ЛЕТОВО» Михаил Мокринский. По его словам, чтобы организовать правильную образовательную среду, сегодня надо сочетать то, что в классно-урочной системе задается как обязательная работа, и то, что «должно превратить школу для ребенка в город с огромной системой интересных возможностей». Ребенок должен получать не просто другие формы организации образовательного процесса, а иметь возможность ориентироваться в образовательных процессах, как в городе: получать поддержку, навигацию, выбор разных маршрутов к одной и той же точке. 

В целом участники дискуссии обсудили, как применяются цифровые технологии на четырех этапах обучения: при вовлечении в образовательный процесс, удержании в образовательной среде, создании образовательного контента и оценке результатов обучения. 

Форум непрерывного образования призван стать ключевой дискуссионной площадкой для обсуждения вызовов и перспектив этой сферы. В программе 3 июля — более 15 событий: пленарная дискуссия, экспертные и форсайт-дискуссии, заседания экспертных советов, круглые столы.

`