Со дня великой победы над фашизмом прошло уже 79 лет, но до сих пор эта тема остается волнующей и живой для абсолютного большинства россиян. Почему ученые продолжают работать в архивах над документами Великой Отечественной войны, а режиссеры снимают фильмы о событиях 1941-1945 годов вместе с гостями павильона Российского общества «Знание» рассуждала шеф-редактор фильма «Без срока давности. Кавказ непокоренный» Евгения Никонорова.
Когда мы собирали материал для фильма и брали интервью у очевидцев, меня поражало, с каким бесстрашием люди защищали беженцев. Среди бежавших на Кавказ было много евреев, в том числе и детей. И жители Кавказа брали этих детей в свои семьи, давали им свои фамилии. Мы сейчас смотрим на это и думаем, какой это был подвиг. А они просто так жили — для них было немыслимо отдать детей на растерзание оккупантам. Еще меня поразило, насколько на Кавказе жива память: там из поколения в поколение передаются семейные истории о войне, и люди этим очень дорожат и хотят делиться. Поэтому самое сложное при съемках — выбрать самое интересное и вместить в хронометраж,
— подчеркнула Евгения Никонорова.
Участники встречи узнали, что «Без срока давности» — целая серия документальных фильмов, смонтированных на основе кадров кинохроники военных лет, интервью с ветеранами и волонтерами поисковых отрядов. Лента «Кавказ непокоренный» рассказывает о страшных годах оккупации Кабардино-Балкарии немецкими войсками. В годы ВОВ здесь находился концентрационный лагерь, в котором содержались около 10 тысяч военнопленных и мирных жителей. От голода, холода, зверских пыток и расстрелов погибло 1 976 пленных, из которых почти 500 оставили непогребенными. На заседании Нюрнбергского трибунала главный обвинитель от СССР Роман Руденко представил ужасающие кадры кинохроники, запечатлевшие кровавый террор мирных жителей Кабардино-Балкарии. Картина «Без срока давности. Кавказ непокоренный» не просто отдает дань уважения людям, пережившим трагедию войны, но и напоминает: наш долг — помнить о злодеяниях нацистских преступников и о той огромной цене, которую заплатил советский народ за возможность строить будущее.