История русского балета, а классический балет, который существует сегодня в мире и который все так сильно любят, конечно, есть только русский, – это продукт Российской империи. Да, в его создании участвовало огромное количество людей разных национальностей, но все это было под брендом русского театра. Так бы, наверное, и осталось, если бы не революция и 1990-е годы, когда уехало много народу. В результате мы весь мир научили классическому русскому балету,
– отметил народный артист РФ в разговоре с молодежной аудиторией.
В качестве примера Николай Максимович привел один из старейших детских конкурсов в мире – в Лозанне (Швейцария), на который приезжают учащиеся со всего мира.
Один из туров – это классический балет, и около 95 % хореографии, которая в обязательном порядке исполняется, – программа из русской классики, – отметил он, – а научить классическому балету так, как в России, не могут нигде. К примеру, школа, которой я непосредственно руковожу – Академия русского балета, – существует дольше, чем США как государство.
Мэтр подчеркнул, что как Италия считается страной оперы, так Россия всегда была и продолжает быть страной балета. А затем пояснил, благодаря чему балетное искусство успешно развивалось в нашей стране.
Несмотря на то, что и в Большом, и в Мариинском театрах всегда были оперные труппы на высочайшем уровне, все равно русский балет – явление исключительное. Такого балета в 20-м веке не было нигде, – сказал ректор. – Во-первых, ни одно государство не позволяло себе вкладывать такое количество средств в образование, во-вторых, ни одно государство не содержит труппы, равные Мариинскому и Большому театру по количеству артистов и по количеству средств, которые тратятся на производство спектаклей.
В своем выступлении Николай Цискаридзе обратил внимание и на то, что заслуги россиян в этом виде искусства не получили должного признания: «Мне всегда как представителю русского балета было обидно, когда принижались наши заслуги. На всем западном есть лейбл, и если мы хотим этому научиться, то должны пригласить специалиста из той или иной страны. Если бы когда-то запатентовали все наши спектакли, балет мог бы быть отдельной нефтяной и газовой трубой, потому что это колоссальные деньги. А так весь мир пользуется бесплатно. Если даже в 1990-е годы балет «Лебединое озеро» не шел во многих городах и во многих театрах мира, сейчас он идет везде. Причем многие шарлатаны делают свои версии и получают деньги, которые обходят нашу страну».
Ситуацию усугубляет еще и то, что в последние три года гастроли российских театров за рубеж прекратились, сначала из-за пандемии коронавируса, теперь из-за политической ситуации. Но, как известно, в любой ситуации заложены возможности для роста. И в том, что сегодня российский балетный мир отрезан от мирового, Николай Максимович видит определенные позитивные аспекты.
Уже несколько десятилетий не появлялось ни одного серьезного имени среди хореографов в России. Потому что руководители, которые работали в крупных театрах, были в основном европоцентричны или америкацентричны, не давали россиянам возможности ставить. Может быть, сегодняшняя ситуация позволит появиться кому-то. Не думаю, что это будет массово, но у меня есть надежда. Потому что есть балетмейстерский факультет и в ГИТИСе, и у нас в академии, и в Московской академии хореографии, и в других, – пояснил Николай Цискаридзе. – Кроме того, надо навести порядок в отечественных театрах, потому что много лет ездили на гастроли без остановки и было не до качественной работы. Может быть, время позволит привести нашу классику в тот порядок, в каком она должна быть.
Онлайн-трансляции с площадок федерального Просветительского марафона доступны на сайте Российского общества «Знание» и в группе ВКонтакте. В центре дискуссий, лекций и мастер-классов Просветительского марафона достижения науки, культуры, инженерии, технологические и научные открытия, а также богатейшее историческое и культурное наследие, природные богатства страны и все, что составляет достояние России и мира.