Обложка новости: Мир получил классический балет благодаря России – рассказал молодежи народный артист РФ Николай Цискаридзе на Просветительском марафоне «Знание»

Мир получил классический балет благодаря России – рассказал молодежи народный артист РФ Николай Цискаридзе на Просветительском марафоне «Знание»

01 сентября 2022

Почему классический балет по праву считается русским национальным брендом, участникам федерального Просветительского марафона Российского общества «Знание» рассказал ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, народный артист РФ, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Николай Цискаридзе. Мэтр встретился с молодежью в рамках трека «Знание. Сила» в Санкт-Петербурге 31 августа.

 

История русского балета, а классический балет, который существует сегодня в мире и который все так сильно любят, конечно, есть только русский, – это продукт Российской империи. Да, в его создании участвовало огромное количество людей разных национальностей, но все это было под брендом русского театра. Так бы, наверное, и осталось, если бы не революция и 1990-е годы, когда уехало много народу. В результате мы весь мир научили классическому русскому балету,

– отметил народный артист РФ в разговоре с молодежной аудиторией. 

В качестве примера Николай Максимович привел один из старейших детских конкурсов в мире – в Лозанне (Швейцария), на который приезжают учащиеся со всего мира.

Один из туров – это классический балет, и около 95 % хореографии, которая в обязательном порядке исполняется, – программа из русской классики, – отметил он, – а научить классическому балету так, как в России, не могут нигде. К примеру, школа, которой я непосредственно руковожу – Академия русского балета, – существует дольше, чем США как государство. 

Мэтр подчеркнул, что как Италия считается страной оперы, так Россия всегда была и продолжает быть страной балета. А затем пояснил, благодаря чему балетное искусство успешно развивалось в нашей стране. 

Несмотря на то, что и в Большом, и в Мариинском театрах всегда были оперные труппы на высочайшем уровне, все равно русский балет – явление исключительное. Такого балета в 20-м веке не было нигде, – сказал ректор. – Во-первых, ни одно государство не позволяло себе вкладывать такое количество средств в образование, во-вторых, ни одно государство не содержит труппы, равные Мариинскому и Большому театру по количеству артистов и по количеству средств, которые тратятся на производство спектаклей. 

В своем выступлении Николай Цискаридзе обратил внимание и на то, что заслуги россиян в этом виде искусства не получили должного признания: «Мне всегда как представителю русского балета было обидно, когда принижались наши заслуги. На всем западном есть лейбл, и если мы хотим этому научиться, то должны пригласить специалиста из той или иной страны. Если бы когда-то запатентовали все наши спектакли, балет мог бы быть отдельной нефтяной и газовой трубой, потому что это колоссальные деньги. А так весь мир пользуется бесплатно. Если даже в 1990-е годы балет «Лебединое озеро» не шел во многих городах и во многих театрах мира, сейчас он идет везде. Причем многие шарлатаны делают свои версии и получают деньги, которые обходят нашу страну». 

Ситуацию усугубляет еще и то, что в последние три года гастроли российских театров за рубеж прекратились, сначала из-за пандемии коронавируса, теперь из-за политической ситуации. Но, как известно, в любой ситуации заложены возможности для роста. И в том, что сегодня российский балетный мир отрезан от мирового, Николай Максимович видит определенные позитивные аспекты. 

Уже несколько десятилетий не появлялось ни одного серьезного имени среди хореографов в России. Потому что руководители, которые работали в крупных театрах, были в основном европоцентричны или америкацентричны, не давали россиянам возможности ставить. Может быть, сегодняшняя ситуация позволит появиться кому-то. Не думаю, что это будет массово, но у меня есть надежда. Потому что есть балетмейстерский факультет и в ГИТИСе, и у нас в академии, и в Московской академии хореографии, и в других, – пояснил Николай Цискаридзе. – Кроме того, надо навести порядок в отечественных театрах, потому что много лет ездили на гастроли без остановки и было не до качественной работы. Может быть, время позволит привести нашу классику в тот порядок, в каком она должна быть.

Онлайн-трансляции с площадок федерального Просветительского марафона доступны на сайте Российского общества «Знание» и в группе ВКонтакте. В центре дискуссий, лекций и мастер-классов Просветительского марафона достижения науки, культуры, инженерии, технологические и научные открытия, а также богатейшее историческое и культурное наследие, природные богатства страны и все, что составляет достояние России и мира.