Темой беседы лектора Общества «Знание», ведущего специалиста отдела просвещения Приморского океанариума, куратора проекта «Научно-популярный лекторий '42. Коротко и ясно» Елизаветы Рошколаевой стали морские млекопитающие.
Сегодня мы поговорили о тех животных, которых мы можем встретить на морских прогулках — китообразных и ластоногих. Обе группы независимо пришли к водному образу жизни, но китообразные «ушли в воду» полностью, а ластоногие сохранили связь с сушей. Говорили о том, что моржи и некоторые тюлени даже способны использовать инструменты, например, камнями для вскрытия раковин, а значит обладают высоким интеллектом, близким к китообразным,
— рассказала Елизавета Рошколаева.
Ребята с удивлением узнали некоторые факты о настоящих тюленях — во время жизни в море эти животные спят только около двух часов в течение суток, при этом их сон разделен на короткие отрезки примерно по 10 мин. Еще одним удивительным фактом про этих животных для слушателей стало умение самок «замораживать» плод — временно приостанавливать развитие эмбриона, чтобы отложить рождение потомства до более благоприятных условий.
Лектор отметила, что ребята очень активно участвовали в диалоге, выдвигали свои версии и старались узнать больше. Особый интерес у школьников вызвала часть лекции, посвященная профессии «тренер морских млекопитающих» — всем было интересно, что нужно делать, чтобы им стать.
Еще одна лекция на тему «Что определяет развитие? — морфогены» была посвящена сложному биологическому процессу формирования многоклеточного организма, начиная с одной клетки, заканчивая отдельными органами. Об этом ребятам рассказал лектор Общества «Знание», сотрудник Приморского океанариума, лаборант-исследователь Центра геномной и регенеративной медицины ДВФУ Дмитрий Якутович:
На лекции мы обсудили понятие стволовой клетки и каким образом молекулы могут управлять активностью генов. Говорили о возникновении и развитии органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном, так и в историческом – эволюционном – смысле.
Как отметил лектор, биология развития оказалась интересна участникам лектория, о чём говорили их вдумчивые вопросы.
Ребята проявили очень большой профориентационный интерес к биологическим наукам. А лекторы со своей стороны отметили удобную локацию, оборудование, а главное — заинтересованную аудиторию — как горят глаза у ребят и как активно школьники задавали наперебой свои вопросы,
— рассказала директор филиала Общества «Знание» в Приморском крае Алина Зайцева.