В начале встречи капитан атомного ледокола процитировал великого русского ученого Михаила Ломоносова, который в XVIII веке предсказал, что российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном. Напомнил он и о том, что, согласно указу Президента России в этом году отмечается 500-летие открытия Северного морского пути. Отсчет ведется с 1525 года, когда впервые в дипломатических донесениях русского посланника Дмитрия Герасимова было зафиксировано описание возможного морского маршрута вдоль северных берегов Евразии.
Александр Скрябин обрисовал историю освоения Севморпути, отметив, что полярные льды представляли основную трудность на протяжении всех 500 лет, с момента его открытия. «Дедушкой» русского ледокольного флота считается ледокол «Ермак», введенный в эксплуатацию в 1899 году, он приводился в движение паровыми машинами и имел особую форму корпуса, способную противостоять воздействию льда. Но все же до появления современных атомных ледоколов навигация была возможна лишь в короткий летний период, поскольку большую часть года воды северных морей были скованы толстыми льдами.
Мы и сейчас не всегда идем по прямой! Надо понимать, что путь по прямой в Арктике — не самый быстрый. Выбираем маршрут, лавируем. Акватория Севморпути — это 2500 морских миль, переход занимает неделю. Это основная транспортная магистраль России в Арктике, она объединяет воды от западных рубежей до восточных,
— отметил Александр Скрябин.
Первым в мире был атомный ледокол «Ленин», построенный в 1959 году. Сегодня строительство новых ледоколов в России становится залогом дальнейшего успешного освоения Севера.
В 2008 году ФГУП «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации «Росатом». На базе предприятия действует единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота Российской Федерации.
Лектор обратил особое внимание школьников и студентов на то, что сейчас в состав ФГУП «Атомфлот» входят 8 атомных ледоколов. Из которых четыре – атомоходы проекта 22220 (ГУАЛ «Арктика», СУАЛ «Сибирь», СУАЛ «Урал» и СУАЛ «Якутия). В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе строятся еще два – СУАЛ 'Чукотка» и «Ленинград». Подписан контракт на строительство еще одного универсального атомного ледокола «Сталинград». На Дальнем Востоке строится Головной Атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер» — судно, не имеющее аналогов в мировой истории кораблестроения.
Капитан также рассказал, что работает в Арктике уже более 30 лет: в его биографии – многие годы работы на ледоколах «Ямал», «Вайгач», а с 2021 года вторым домом стал ледокол «Арктика». Особое внимание слушателей лектор обратил на то, что арктическая природа очень красива, а атмосфера там очень чистая, и использование атомной энергии позволяет сохранять уникальную кристальную чистоту этого региона, и это имеет огромное значение для экологии всей планеты.
Новейший этап развития арктической морской транспортной артерии берет отсчет с 2015 года, когда по поручению Президента России был утвержден комплексный проект развития Северного морского пути.
На том этапе была четко обозначена акватория – четыре арктических полярных моря: Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское море. Но, понимая необходимость расширения возможность, стала рассматриваться стратегия по построению логистики в формате Большого Северного морского пути – уже от Мурманска и до Камчатки, а последнее время мы серьезно подходим к теме освоения и развития Трансарктического транспортного коридора – от Санкт-Петербурга и Калининграда вокруг Скандинавии в полярные районы, моря, далее Берингов пролив, с заходом на Камчатку, в порт-хабы, вплоть до Владивостока,
— сообщил Александр Скрябин.
Федеральный просветительский марафон Знание.Первые, посвященный 80-летию атомной промышленности России, проходит с 26 по 28 сентября и охватывает все федеральные округа страны. Выступления лекторов транслируются на сайте Общества «Знание» и в официальной группе просветительской организации во ВКонтакте.