Лектор Общества «Знание», семейный психолог, психолог-консультант Варвара Брусницына в своем выступлении рассказала о психологических механизмах вовлечения в деструктивные компании, пошагово пояснила, как не попасть в группы риска. Лектор обратила внимание на альтернативы, которые могут уберечь подростков: спорт, творчество, волонтерство, подработка и обсудила со слушателями, как найти свое, как сказать «нет» давлению сверстников и манипуляциям.
Я считаю, что такие мероприятия крайне эффективны, потому что в них собираются все межведомственные структуры, которые имеют отношение к детям, к подросткам. Именно благодаря такому системному взаимодействию можно увидеть довольно хорошую динамику, много проектов сейчас реализуется для молодежи, в том числе и для девиантных подростков, которые совершают различные правонарушения. Важно не искать виноватого, когда что-то происходит, ребенок совершает противоправное деяние или, например, проявляет агрессию. Нельзя рассматривать это как только вину учителя или родителей, только провокацию ученика или обстоятельства. Нужно рассматривать ситуацию целиком,
— подчеркнула Варвара Брусницына.
Лектор поделилась, что, общаясь с руководителями профильных ведомств, отметила, что в Татарстане именно такой подход.
Мне очень это импонирует, что они рассматривают эти ситуации системно. Ставят перед собой вопросы: как еще можно помочь, что произошло конкретно. Разбираются на всех уровнях. И вот эта системность, для меня очень близка в работе, потому что я сама работаю много с детьми, с семьями, как психолог. Такой подход является крайне важным и эффективным. Эффективным в том, чтобы подростки не попадали в группу риска по деструктивному поведению. Либо, если попали, то их можно было оттуда вытащить,
— поделилась Варвара Брусницына.
Лектор Общества «Знание», технологический предпринимать, основатель и генеральный директор компании «Center-Game» Олег Панин рассказал об актуальных угрозах кибербезопасности, таких как фишинг и цифровые риски для подростков, а также роли искусственного интеллекта в противодействии им. Особое внимание эксперт уделил практическим правилам кибергигиены и необходимости развития критического мышления для распознавания мошеннических схем.
Хочу обратить ваше внимание на три ключевых аспекта современной кибербезопасности. Наш противник — это высокопрофессиональные злоумышленники, которые методично используют самые передовые технологии, заставляя нас постоянно находиться в режиме «догоняющего». Однако наша главная мотивация в этой борьбе — защита будущего наших детей — является тем нравственным преимуществом, которое даёт нам силы для противостояния при условии нашей сплочённости,
— отметил лектор.
Он подчеркнул, что только за первый квартал 2025 года зафиксировано 34 тысячи фишинговых атак — это на 70% больше, чем год назад. При этом 96% подростков уже сталкиваются с цифровыми угрозами, а уровень кибербуллинга достигает 36%, что усугубляется низким использованием защитных инструментов — лишь 58% молодежи применяет двухфакторную аутентификацию. В этих условиях именно искусственный интеллект становится ключевым союзником, способным анализировать огромные объемы данных и выявлять угрозы на скоростях, недоступных человеку.
Вместе со слушателями лектор разобрал базовые понятия: что такое ИИ и нейросети, а также в чем заключается разница между большими языковыми моделями, ИИ-ассистентами и автономными ИИ-агентами. Это стало основой для понимания его возможностей и ограничений.
Особое внимание он уделил тревожному тренду во взаимодействии молодежи с технологиями. Согласно статистике, треть подростков находит общение с искусственным интеллектом конкурентоспособным живому общению, а многим даже больше нравятся ответы машины — для подрастающего поколения граница между человеком и роботом стирается, что порождает новые, уникальные угрозы.
И здесь же мы видим парадокс: с одной стороны, ИИ создает новые риски, а с другой — он же является нашим мощнейшим союзником в обеспечении безопасности. Он способен анализировать гигантские объемы данных и выявлять аномалии — будь то подозрительный вход в аккаунт, фишинговое письмо или вредоносная ссылка — на скоростях, недоступных человеку. На практике это воплощается в конкретные инструменты: системы мониторинга почты и сети, менеджеры паролей, умные антивирусы и образовательные симуляторы, которые значительно разгружают IT-специалистов и педагогов,
— подчеркнул Олег Панин.
Он отметил, что необходимо выработать четкие правила цифровой гигиены, чтобы эффективно противостоять угрозам как старым, так и новым, рожденным в эпоху искусственного интеллекта. Прежде всего, необходимо всегда использовать двухфакторную аутентификацию, настроить оповещения о всех входах в аккаунты и не забывать о правиле трех проверок: всегда анализировать адрес сайта, личность отправителя и стиль письма.
Самый главный принцип безопасности — это фокус на действии, а не на личности. Критически важно отслеживать не то, кто вам звонит или пишет, а что именно просят сделать. Если просят продиктовать код из смс, передать пароль или персональные данные — это абсолютно запрещенное действие, независимо от того, кем представляется собеседник. Сама просьба совершить такие действия — уже достаточный повод немедленно прекратить разговор.
В практической части встречи лектор вместе со слушателями за 20 минут создал полноценную концепцию мероприятия по кибербезопасности — с программой, презентацией, видеороликом и даже сайтом. Этот пример показывает, что ИИ действительно помогает эффективно решать практические задачи, экономя наши время и ресурсы для действительно важных вещей.
Особое внимание на пленарной часть мероприятия было уделено вопросам анализа текущей ситуации с занятостью подучетных детей, профилактике идеологии терроризма, предупреждению подростковой преступности, в частности дропперства, а также профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По итогам стратегической сессии участниками были выработаны конкретные предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия и развитию программ занятости для детей, состоящих на различных видах профилактического учета.