Игорь Бутман открыл марафон от Знание.Лекторий на Московском джазовом фестивале

20 июня на площадке Московского джазового фестиваля на ВДНХ начал работу просветительский марафон от Знание.Лекторий. Спикерами выступают лекторы Общества «Знание»: искусствоведы, музыканты и продюсеры, чья профессиональная деятельность связана с джазом. Фестиваль проходит при поддержке Департамента культуры города Москвы и Президентского фонда культурных инициатив.

Роль джазовых фестивалей в жизни города стала темой интервью с музыкантом, народным артистом РФ, президентом фестиваля Игорем Бутманом. 

Все культурные события помогают развитию города, и Москва в этом смысле развивается очень динамично. Люди приезжают на конкретное событие и видят, какие в Москве зеленые парки, хорошие дороги, прекрасные места для отдыха. Каждое конкретное событие дает множество дополнительных впечатлений: люди видят, что в России есть образование, культура, производство, спорт. Очень важно, что фестиваль такого уровня открыт для свободного посещения. Для артистов бесплатные концерты — хорошая возможность понять, чего стоит их музыка: если она цепляет, тут же собирается толпа,

— отметил Игорь Бутман.

Ряд спикеров посмотрели на джаз с немузыкальной точки зрения. Основатель консультационного бюро InSimple Алексей Николаев рассказал о влиянии цифровых технологий на музыкальную индустрию. Он подчеркнул, что современным молодым музыкантам часто не хватает опыта выступлений на сцене перед живой аудиторией — сказывается влияние интернета и пандемии, но без живого контакта с публикой настоящая музыка жить не может. Спикер отметил, что цифровая индустрия сегодня делает средства производства музыки максимально доступными: можно очень быстро записать композицию, подобрать к ней обложку и выложить на стриминговую платформу. 

В цифровизации музыки много хорошего, например, вас могут услышать на любом конце мира, где есть интернет. Но вот эта легкость производства и распространения треков в сети имеет и обратную сторону — новой музыки становится так много, что слушатели среди всего этого «шума» устают искать что-то действительно хорошее. Им кажется, что качественных треков нет, хотя на самом деле они есть, просто их не слышно. Эта проблема будет решаться кураторством: подборки, селекция, плейлисты,

— подвел итог Алексей Николаев

Гостем лектория стал легендарный американский джазовый контрабасист Эдгар «Эдди» Гомес. Он рассказал, какие музыканты вдохновляли его в юности, поделился воспоминаниями о первом инструменте, который появился у него в подростковом возрасте, и объяснил, как музыканты выражают себя через импровизацию. 
«В джаз бэнде важно уметь слышать и слушать: себя, музыкантов, пространство вокруг и даже тишину, потому что тишина является частью музыки. Когда известные музыканты импровизируют, они не ставят своей целью показать все, что они умеют, нет, они просто дают некий посыл о том, как они думают, как они слышат, как они чувствуют»,  — сказал Эдгар Гомес.
Арт-директор Клуба Алексея Козлова и соучредитель лейбла Jazzist Араик Акопян познакомил публику с современными трендами в работе арт-менеджера. 

Арт-директор — это очень сложная история.  Он успешен тогда, когда у него есть концепция и возможность не зависеть от мнения и желаний публики или хозяев бизнеса. Я считаю, что хороший арт-директор должен быть диктатором, потому что если на него кто-то начнет влиять, все развалится. Арт-директор должен заряжать своими идеями всю команду, а для этого нужно запастись терпением и искренне верить в то, что ты делаешь. Например, у нас в клубе в джазовой музыке разбираются не только арт-команда, но даже официанты,

— поделился своим мнением Араик Акопян.

Руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин ответил на вопросы о музыкальных проектах «Тавриды», описал возможности, которые дает арт-кластер молодым музыкантам и объяснил, как попасть на площадку «Таврида.АРТ». 
«”Таврида” — город для творцов на берегу Черного моря, который позволяет творческим людям стать более профессиональными, развить свои компетенции. Мы принимаем всех творческих людей: от музыкантов до иконописцев. Чтобы попасть к нам, нужно быть представителем творческой индустрии и гражданином России. Вы регистрируетесь на нашем сайте, проходите отбор, приезжаете и реализуете свой проект совершенно бесплатно»,

— сказал Сергей Першин

В завершение первого дня марафона прошел мастер-класс джазового пианиста и композитора Андрея Кондакова, посвященный основам джазовой композиции.

Московский джазовый фестиваль продлится до 25 июня 2023 года. В нем задействованы 7 городских площадок, 5 из них открыты для свободного посещения. Всего на фестивале выступят более 1000 артистов из России и стран зарубежья. В рамках фестиваля просветительский марафон от Знание.Лекторий работает на ВДНХ с 20 по 24 июня. 
 

`