Детская хирургия за последние годы претерпела существенные изменения. Когда я начинал, кроме рентгеновского аппарата и небольшого УЗИ с маленьким экраном, который мог давать лишь скрининговые данные по ощущениям, мы практически не имели современных методов диагностики. Сегодня мы не мыслим себя без серьезной дополнительной лучевой диагностики — КТ, МРТ, эндоскопии. Однако клиническое мышление и ум врача ни в коем случае не могут быть заменены даже самым обширным набором диагностических методов. Нельзя приступать к КТ, не выяснив, как ребенок спал и как питается, иначе неизбежны ошибки — это путь в никуда,
— сказал он.
Дмитрий Морозов отметил, что технологические новшества значительно изменили детскую хирургию: сегодня операции на плоде позволяют даже при сложных патологиях почти полностью избежать неврологического дефицита, чего ранее достичь было невозможно.
По его словам, хирурги — удивительные люди. По всему миру они очень похожи, считает он.
У нас был выдающийся академик Долецкий. Он говорил, что детский хирург мыслит, как педиатр, действует как хирург и анализирует все происходящее как представители точных наук. Но, наверное, самое главное: детский хирург — это человек. Он сродни, может быть, клоуну или человеку очень легкого на подъем, который понимает суть жизни, наверное, как никто другой. От этого он добрый, радостный и чаще всего многогранный по своим талантам,
– сказал Дмитрий Морозов.
В детской хирургии пользуются искусственным интеллектом, признался Дмитрий Морозов:
Да, он помогает. И с каждым месяцем все больше. Такие сегменты, как, например, работа с большими данными, позволяют нам немного отойти от постоянной ежедневности и взглянуть на ситуацию сквозь призму серьезнейших цифр в детской хирургии. Это особенно важно, потому что, скажем так, я оперировал серьезнейший врожденный порок — отсутствие толстой кишки у малыша. И меня спросили молодые доктора: «А какой у нас будет следующий случай?» Я объяснил, что вариантов более 60, и простой, среднестатистический детский хирург может увидеть следующий вариант только через несколько лет, а к этому нужно быть готовым.
Большие данные и системы поддержки врачебных решений дают возможность хирургу подкреплять свои суждения опытом других коллег, причем моментально, в момент операции, пояснил Дмитрий Морозов. В том числе, речь о виртуальном моделировании операции, предоперационного и интраоперационного планирования. Он отметил, что современные технологии позволяют использовать компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, УЗИ, соединяя все это в пространстве.
В том числе Дмитрий Морозов рассказал о роботической хирургии. Он пояснил, что речь идет не о роботе, который работает отдельно от человека, а о сложной установке, которая облегчает работу хирурга. Она позволяет действовать в трех измерениях, точно изгибать инструменты и снижать риск ошибок. Кроме того, такие установки уже применяются при редких операциях на детях с жизнеугрожающими нарушениями ритма сердца, а создание роботической сети по стране позволит хирургам накапливать опыт и поддерживать высокие стандарты диагностики и лечения.
Говоря о профессиональной этике и подготовке врачей, лектор сформулировал ключевое качество детского хирурга: «Мыслит как педиатр, действует как хирург и анализирует как представитель точных наук — и при этом остаётся добрым и лёгким на подъём». Его совет абитуриентам:
Спросите себя честно: вы любите людей и готовы быть с ними, что бы ни произошло? Если да — остальное приложится.
Обсуждая инициативу об обязательной работе выпускников в госсекторе, Морозов отметил:
Поддерживаю. Шесть лет вуза и два года ординатуры — лишь начало пути. Наставничество и практика в государственных клиниках помогают «встать на ноги» и соответствовать главному международному принципу — наивысшему уровню помощи детям.
Марафон Знание.Наука, организованный Обществом «Знание» и Московским политехническим университетом при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, завершился, но продолжается всероссийская просветительская акция «Наука вокруг нас», которая охватывает все регионы России. Состоится более 300 лекций, в ходе которых школьники и студенты посетят ведущие научные центры страны. Молодежь узнает о развитии региональной науки, мерах поддержки исследований и карьерных возможностях, которые открываются для талантливых ребят в разных сферах. Яркими событиями акции станут встречи губернаторов со студентами и молодыми учёными на площадках федеральных университетов, региональных научных центров и университетов-участников программы «Приоритет — 2030». В формате открытого диалога для всех, кто хочет выступить с лекцией в рамках акции, в библиотеке подготовлено 25 материалов.