Алексей Чекунков подчеркнул, что Север России является мощным экономическим драйвером развития страны. Сегодня здесь реализуется множество проектов и программ, нацеленных на промышленное и культурное развитие территорий.
В Арктике создается новая экономика Российской Федерации. Изначально Россия расширялась на Север и на Восток за благополучием — и сейчас, вкладываясь в прогресс этого региона, мы продолжаем дело, которому, по сути, много сотен лет. Арктика всегда была “кладовой” богатств нашей страны, и мы последовательно разрабатываем ее, строим новые города, предприятия и пути, чтобы сделать Европу и Азию ближе,
— отметил он.
Для освоения северных территорий во все времена нужны были самые продвинутые технологии и самые сильные люди — чтобы в прямом смысле преодолевать опасные условия и проламывать льды. По словам министра, Россия в этом плане уникальна: она является единственной державой, которая в состоянии реализовать те усилия, которые позволяют достичь успеха на этой территории.
В том числе это становится возможным благодаря крупнейшему в мире ледокольному флоту. Самыми мощными судами из тех, что строятся в России, можно назвать «Арктику», «Сибирь» и «Урал», уже введённые в эксплуатацию. В 2024 году планируется ввод «Якутии» проекта 22220. К 2027 году на судостроительном комплексе «Звезда» завершится создание ещё более сильного ледокола под названием «Россия» проекта 10510 «Лидер», технические характеристики которого почти вдвое превзойдут существующие типы. Кроме того, в Мурманске строится гигантский плавучий завод по производству сжиженного газа, и увидеть его в действии можно будет уже в 2023 году.
Ключевая задача ледокольного флота России — обеспечивать бесперебойную работу Северного морского пути (СМП), кратчайшей магистрали между Европой и Азией. За последние семь лет объем перевозок по этому коридору увеличился более чем в 8 раз. Прогнозируется, что в 2024 году он составит 80 миллионов тонн в год, а к 2030 — 200 миллионов тонн ежегодно.
Россия — главный хранитель СМП, основного транспортного коридора будущего. Мы обеспечиваем навигацию, безопасность и контроль, в то время как нелицеприятная конкуренция со стороны некоторых сверхдержав пытается создавать здесь напряжение, что мы видим по валу санкций. Вместе с тем мы продолжаем бережно развивать Северный морской путь для человечества,
— заявил Алексей Чекунков.
Спикер также отметил, что в 2024 году ожидается начало круглогодичного прохода по Северному морскому коридору на специальных судах арктического класса.
Наша страна лидирует в развитии арктического судоходства с применением ледоколов, которые открывают бесчисленные возможности для полярных станций, промышленных объектов и научных экспедиций. Все это было бы невозможно без знаний и усердия людей, которые продолжают традиции Отто Шмидта, Ивана Папанина и других организаторов освоения Севера. Особенно приятно видеть, как новые поколения преумножают успехи и достижения предыдущих,
— сказал спикер.
В том числе изучением Арктики занимается коллектив ледостойкой платформы «Северный Полюс» — самодвижущегося судна, которое примерзает к льдине и дрейфует вместе с ней. Текущая экспедиция находится на воде с осени 2022 года.
Одной из главных угроз для Северных регионов министр назвал глобальное потепление. Он отметил, что климатические явления носят циклический характер и периоды потепления и похолодания сменяются на протяжении всей истории. Однако скорость изменений, происходящих в настоящее время, является беспрецедентной. Спикер подчеркнул, что человечество оказывает негативное влияние на мировой климат, и отметил необходимость перехода на более экологически чистое топливо.
Арктика — это “кухня” мирового климата, и процессы, проходящие здесь, экстраполируются на всю планету. Тот факт, что полярная шапка истончается даже зимой, свидетельствует о долгосрочных изменениях климата. Отражающая способность планеты снижается, тает вечная мерзлота, нарушая инфраструктуру, а ведь две трети России составляют мерзлотные грунты. В советское время бурный рост промышленности не всегда сопровождался ответственным отношением к окружающей среде, и в настоящее время важно исправить последствия прошлых негативных воздействий,
— прокомментировал министр.
Сегодня в северных регионах проводится масштабная программа «Чистая Арктика», а также реализуются волонтерские проекты по очистке территорий. За два минувших сезона добровольцы очистили порядка 110 гектаров, собрав более пяти тонн отходов.
В Госдуме в первом чтении принят законопроект «О Северном завозе», который будет определять новый подход к снабжению арктических территорий необходимыми северянам товарами.
Говоря о долгосрочной перспективе развития российского Севера, Алексей Чекунков акцентировал, что многочисленные государственные инициативы продолжат развиваться и приносить плоды в течение последующих десятилетий.
Я много лет посвятил изучению и развитию Арктики и Дальнего Востока, и считаю, что это самые интересные территории для развития чего-то нового. Характер людей, которые реализуют здесь невероятные проекты мирового уровня, вызывает огромное уважение. В моем представлении Арктика и Дальний Восток в будущем станут территорией счастливых людей, которые благодаря своему вкладу позволяют России делать то, что в другом месте попросту невозможно,
— заключил спикер.
Мультимедийная студия Российского общества «Знание» и Российского военно-исторического общества «В авангарде Знаний» работает с 14 по 17 июня на площадке ПМЭФ-2023. Среди приглашенных участников — министры Российской федерации, высшие должностные лица регионов, представители бизнеса, науки, культуры и спорта.
Главной темой обсуждения на интерактивной площадке в этом году стали наиболее актуальные вопросы в эпоху глобальных изменений: возможности роста национальной экономики, новые подходы к международному сотрудничеству, развитие технологического и культурного суверенитета страны. Прямую трансляцию выступлений можно увидеть на сайте Российского общества «Знание» и в его сообществе ВКонтакте.