Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль (также, Великий Сибирский путь, Транссиб, Сибирская железная дорога)[1] - железнодорожный путь, который соединяет европейскую часть России с Сибирью и дальневосточными регионами и проходит через 20 субъектов Российской Федерации и 5 федеральных округов. Официально строительство Транссибирской магистрали началось 31 мая 1891 года и было завершено 18 октября 1916 года[2]. Транссибирская магистраль - самая протяженная железная дорога в мире[3].

История

 

Предыстория строительства

К концу XIX - началу XX века в Российской империи появилась острая необходимость в строительстве железнодорожного пути, который позволил бы соединить районы Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири с европейской частью страны и минимизировать время, за которое можно было бы добраться из одной части страны в другую[2]. Огромные расстояния и суровый климат делали путешествия по этой территории крайне тяжелыми для людей.

Закладка Транссибирской магистрали в 1891 году

Хороших дорог, передвижение по которым делало бы путешествие комфортным по Российской империи, было очень мало, исключением была трасса Санкт-Петербург-Москва, построенная в 1816 году. 724 километра дороги можно было преодолеть за 5 дней[4]. К тому времени была уже достаточно развита система перевозки пассажиров и государственный дилижанс был самым быстрым видом транспорта. Это была почтовая карета, запряженная лошадьми. Внутри могло разместиться четверо пассажиров, и трое снаружи, вместе с кондуктором и кучером. Места снаружи были дешевле, чем внутри. Также были общественные дилижансы с вместительностью до 10 пассажиров, а состоятельные семьи располагали собственными экипажами. Зимой в Сибири путешествовали на санях[5]. Первая железная дорога, протяженность которой составила 24 километра и соединила Санкт-Петербург и Царское село, появилась благодаря германскому подданному Францу фон Герстнеру, который убедил императора Николая I в необходимости существования такой дороги. Противником этой идеи был граф Е.Н. Канкрин, который занимал пост министра финансов. Он считал, что денежные средства больше необходимы сельскому хозяйству[6].

В 1857 году генерал‑губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский заявил о необходимости строительства железной дороги на окраинах Сибири[2]. В этот период идея Транссибирской магистрали казалось заманчивой очень многим людям. Среди них - путешественник Томас Дафф. В 1857 году состоялась его встреча с Главноуправляющим путями сообщения Константином Владимировичем Чевкиным, которому он предложил построить трамвайную линию, которая бы шла от Нижнего Новгорода до Урала через Казань и Пермь. Предполагаемая стоимость проекта должна была бы составить 20 миллионов долларов, и он хотел, чтобы государство ему гарантировало 4% прибыли[7]. Кто-то считает, что такой разговор действительно имел место быть, кто-то называет его всего лишь выдумкой[8]. Бывший губернатор Томска Супренко предложил строить конную железную дорогу. Его предложение не было принято[8].

В период 1870-1880 годов многие высказывали свои предложения о строительстве Сибирской железной дороги[9]. Человек по имени Гартман выдвигал идею о строительстве линии от Томска до Иркутска и от противоположного берега Озера Байкал до Сретенска, себе же он просил ежегодное пособие в размере 2 миллионов долларов[10].

Правительство долго откладывало рассмотрение вопроса строительства, но все изменилось благодаря Сергею Витте, который считал этот шаг необходимым[11]. Также он полагал, что железная дорога будет приносить доход лишь в том случае, если будут установлены приемлемые тарифы на перевозки. Он разработал систему тарифных ставок, которая применялась по всей стране[12]. Витте считал, что Транссиб позволит стимулировать российскую экономику через перевозку зерна из Сибири, масла, минеральных ресурсов[13] и окажет влияние на рост металлургии, благодаря производству рельсов и разного оборудования[14].

В 1886 году иркутский и приморский генерал-губернатор подали царю жалобы, в которых выражали обеспокоенность захватническими действиями Китая на их территории. Иркутский генерал-губернатор говорил о большом количестве китайцев, которые проникают в Забайкалье. Он говорил, что железная дорога необходима для того, чтобы быстро доставлять солдат в этот регион[15]. К 1880-м годам правительство приступило к более детальному рассмотрению вопроса строительства[2]. До появления Транссибирской магистрали, протяженность железнодорожной сети страны составила 23 300 км, что было уже очень небольшим показателем на то время[16].

В феврале 1891 года было принято решение о начале работ по строительству Великого Сибирского пути с двух сторон - от Владивостока и Челябинска[2]. Транссиб был необходим для индустриализации России. Транссибирская магистраль позволила бы с большей легкостью продавать Китаю продукцию русской текстильной промышленности, а стоимость китайских товаров стала бы меньше благодаря снижению стоимости перевозки[13].

Период строительства

31 мая 1891 год считается официальной датой начала строительства Транссибирской магистрали. В этот день будущий император Николай II заложил первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Но некоторые строительные работы были начали раньше этой даты и проводились уже в марте 1891 когда на участке Миасс-Челябинск[2]. Александр III принял решение о строительстве Транссибирской магистрали за счет казны[1]. Ранее банкирская династия Ротшильдов предлагала 300 миллионов рублей на строительство Транссибирской магистрали, но правительство выступало против финансирования проекта за счет иностранного капитала[17]. Витте считал, что строительство Транссибирской магистрали должно координироваться со строительством таких проектов, как строительство линии Екатеринбург-Челябинск, для того, чтобы продукция, изготавливаемая на уральских металлургических заводах могла беспрепятственно доставляться на участки, где ведется стройка[18].

Транссибирская магистраль, 1913 год

Cтроительство магистрали проходило в достаточно сложных природных и климатических условиях: в тайге, районах повышенной заболоченности, вблизи водных объектов. Проведя предварительные расчеты, Комитет по сооружению Сибирской железной дороги определил стоимость объекта в 350 миллионов рублей золотом[2]. Транссибирскую магистраль решили строить в три очереди и четко обозначили сроки сдачи в эксплуатацию участков и линий. Строительство было рассчитано на 10 лет. Транссибирская магистраль была разделена на 7 дорог: Амурскую, Забайкальскую, Западно-Сибирскую, Кругобайкальскую, Средне-Сибирскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую[19]. Для того, чтобы на строительство тратилось меньше денег, было принято решение про уменьшение ширины земляного полотна на горных участках, в насыпях ивыемках, сокращалось число шпал на один километр. Нужно было задействовать большое количество высококвалифицированных рабочих, иэ та задача решалась перебросом строителей из центра Российской империи в Сибирь. Среди строителей также были солдаты и заключенные. К строительным работам привлекались сибирские крестьяне. Если в 1891 году в строительстве дороги было задействовано 9,6 тысяч человек, то в период 1895-1896 годов уже 85-89 тысяч человек. К 1904 году численность рабочих значительно уменьшилась и составила 5,3 тысячи человек. Ежегодно получалось прокладывать около 500-600 километров железной дороги[2].

Первый участок Среднесибирской дороги, который проходил от Новониколаевска до Красноярска, был открыт в январе 1898 года, спустя год регулярное сообщение было налажено на всем пути до Иркутска[20]. Люди, которые занимались строительством Транссибирской железной дороги, сталкивались с рядом трудностей, среди которых были сложные погодные условия и экстремальная температура. В степи не было камней для насыпи, или леса, который был необходим для шпал. Рельсы для путей завозились с заводов, которые располагались на Урале. На территории, на которой возводился Транссиб, встречались участки вечной мерзлоты, было много заболоченных районов[21]. Железную дорогу строили в обход Томска - крупного города центральной Сибири. Вероятно, на это повлияли геологические факторы - город окружен тайгой и болотами. Если бы линия проходила через город, на это пришлось бы потратить дополнительные финансовые средства и лишнее время на устранение различных сложностей. Но спустя время была построена железнодорожная ветка, которая соединила Томск с основной магистралью[22].

Путь к Владивостоку прокладывался через Маньчжурию. Это стало основой создания Китайско-Восточной железной дороги и позволило уменьшить протяженность Транссибирской магистрали на 827 километров[23]. Исследователи называют ошибочным строительство первой ветки железной дороги через Маньчжурию, потому что это стало одно из причин войны между Россией и Японией[24].

В период 1891-1897 годов строилась Уссурийская железная дорога, в 1892-1896 годах - Западно-Сибирская железная дорога, в 1895-1900 годах - Забайкальская железная дорога, в 1899-1904 годах - Кругобайкальская железная дорога. В 1901 году на некоторых линиях было начато движение поездов[1]. В 1899 году завершилось строительство пути от станции Обь до Иркутска. Длина пути составила 1818 км. В 1900 году начали строительство участка от Иркутска до Сретенска, включая паромную переправу через Байкал[19]. Железнодорожный мост, который был построен в Красноярске через реку Енисей, в 1900 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже[1].

В 1903 году было установлено регулярное сообщение от Санкт-Петербурга до Владивостока благодаря вводу Китайско-Восточной железной дороги[1]. В период с 1892 по 1905 год строительством Транссибирской магистрали руководил Комитет Сибирской железной дороги, во главе комитета был великий князь Николай Александрович (император Николай II)[1]. В 1905 году завершилось строительство Кругобайкальской железной дороги[19]. В 1908 году Госдума одобрила выделение 450 миллионов рублей на постройку 2200 километров новой линии и на новую колею от Омска до Забайкалья[19].

К 1913 году Транссибирская магистраль стала крупнейшим холдингом в Российской империи, там было занято 43 тысячи служащих и рабочих. Строительство железнодорожных путей способствовало социально-экономическому развитию Сибири в начале XX века. Был налажен экспорт хлеба и масла из Сибири в Данию и Великую Британию через порты Балтийского моря[1].

18 октября 1916 года строительство Великого Сибирского пути на территории Российской империи завершилось[2] - был построен мост через Амур в городе Хабаровске. Это позволило открыть сквозное движение по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Изначально строительство планировали завершить осенью 1915 года, но не смогли это сделать из-за Первой мировой войны[19].

Во время Первой мировой войны состояние пути ухудшилось, проводились работы по его восстановлению. Во время Великой Отечественной войны Транссибирская магистраль была нужна для эвакуации населения и предприятий, для того, чтобы поставлять различные грузы на фронт. Электрификация Транссибирской магистрали на участке Москва-Иркутск была осуществлена в 1961 году[2].

В период с 1990-х годов по 2000-е проводились мероприятия, связанные с модернизацией Транссибирской магистрали. Была произведена реконструкция железнодорожного моста, который идет через Амур[2]. В начале XX века начальными пунктами Транссибирской магистрали были Московский вокзал Санкт-Петербурга и Курский вокзал в Москве. С 1956 года пассажирский ход Транссибирской магистрали ведет свое начало с Ярославского вокзала в Москве[1].

Примечания

  1. ТРАНССИБИ́РСКАЯ МАГИСТРА́ЛЬ.
  2. История строительства Транссибирской магистрали.
  3.  Волмар Кристиан, 2016, с. 5.
  4.  Волмар Кристиан, 2016, с. 15.
  5.  Волмар Кристиан, 2016, с. 16.
  6.  Волмар Кристиан, 2016, с. 26.
  7.  Волмар Кристиан, 2016, с. 40.
  8.  Волмар Кристиан, 2016, с. 41.
  9.  Волмар Кристиан, 2016, с. 48.
  10.  Волмар Кристиан, 2016, с. 49.
  11.  Волмар Кристиан, 2016, с. 10.
  12.  Волмар Кристиан, 2016, с. 60.
  13.  Волмар Кристиан, 2016, с. 63.
  14.  Волмар Кристиан, 2016, с. 64.
  15.  Волмар Кристиан, 2016, с. 50.
  16.  Волмар Кристиан, 2016, с. 51.
  17.  Волмар Кристиан, 2016, с. 55.
  18.  Волмар Кристиан, 2016, с. 68.
  19.  Век Транссиба.
  20.  Волмар Кристиан, 2016, с. 90.
  21.  Волмар Кристиан, 2016, с. 71.
  22.  Волмар Кристиан, 2016, с. 74.
  23.  Волмар Кристиан, 2016, с. 75.
  24.  Волмар Кристиан, 2016, с. 8.
     

Литература

  • Волмар Кристиан. Транссибирская магистраль: История создания железнодорожной сети России. — М.: Кучково поле, журнал "Русская история", 2016. — 272 с. — ISBN 978-5-9950-0669-5.
10К