Булгаков, Михаил Афанасьевич
Михаил Афанасьевич Булгаков (дореф. Михаилъ Аѳанасьевичъ Булгаковъ; 3 (15) мая 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, театральный режиссёр и актер. Автор романов, повестей, рассказов, пьес, киносценариев, а также множества фельетонов, написанных в 1920-е годы.
Самые известные произведения, снискавшие М. Булгакову мировую известность, — это «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Роковые яйца» и другие. Роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю всемирную славу, экранизирован как в России, так и в других странах.
Биография
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве, а праздновал он свой день рождения 16 мая. Его отец, Афанасий Иванович Булгаков, был доцентом, а с 1902 года профессором Киевской духовной академии. Мать его, Варвара Михайловна, преподавала в женской прогимназии.
В семье Булгаковых, помимо Михаила, было еще шестеро детей: четыре дочки (Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Елена (1902—1954)) и два сына (Николай (1898—1966), Иван (1900—1969))[1].
В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета[2]. Университет закончил через семь лет, так как имел освобождение по здоровью (почечная недостаточность).
31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами…»[2].
После начала Первой мировой войны Михаил Булгаков работал врачом в прифронтовой зоне. Во время Брусиловского прорыва работал военным врачом в российской армии, находясь в городах Каменец-Подольский и Черновцы. После этого был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии[3], затем был врачом в Вязьме.
Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог.
Во время Гражданской войны в последние Гетманата (декабрь 1918) он записался добровольцем в офицерские дружины для защиты Киева от войск Директории. В феврале 1919 года был мобилизован как военврач в армию Украинской Народной Республики. В августе 1919 года Киев был взят Добровольческой армией, тогда же Булгаков ушел в Вооруженные силы Юга России и был назначен врачом в 3-й Терский казачий полк[4].
Во второй половине 1919 года в составе этого полка, принимавшего участие в подавлении восстания горцев, впервые попадает на Кавказ. В конце того же года после непродолжительного периода работы во владикавказском военном госпитале, находившемся под контролем Вооружённых сил Юга России, принял решение порвать с медициной, приступив к журналистской работе в местных изданиях («Кавказская газета», «Кавказ»[2]), а также начав литературную деятельность. Так, 26 ноября 1919 года в газете «Грозный» вышел в свет фельетон «Грядущие перспективы», ставший первой публикацией Михаила Булгакова.[5]
Мемориальная доска в честь Булгакова на здании областной больницы в городе Черновцы, где в 1916 году он трудился хирургом | Дом в Киеве, в котором в 1906—1921 гг. жил Булгаков |
В 1920 году Булгаков заболел тифом, по этой причине не имел возможности отступить вместе с Добровольческой армией, чтобы впоследствии покинуть страну. В итоге остается во Владикавказе, где проходил курс его выздоровления. Тогда же в письме своему двоюродному брату он признавался: «Я запоздал на четыре года с тем, что должен был давно начать делать — писать». В 1920—1921 годы являлся заведующим литературным и театральным отделами Владикавказского революционного комитета, выступал с докладами и лекциями[4].
В мае 1921 года Михаила Булгакова приглашают на должность декана театрального факультета, только открывшегося Горского народного художественного института. Однако сам Булгаков имел другие планы — вместе с женой Татьяной Лаппой он покинул Владикавказ, направившись сперва в Тифлис, далее — в Батуми. Супругу он направил в Москву через Одессу, а сам намеревался морем добраться до Константинополя и далее во Францию. Попытка оказалась неудачной, поэтому в сентябре 1921 года писатель окончательно перебрался в Москву.[2]
Ранние годы творчества (1921—1930)
Первый раз в Москве Михаил Булгаков побывал в декабре 1917 года, когда приехал навестить своего дядю, известного врача-гинеколога Н. М. Покровского, который стал прототипом профессора Преображенского в романе «Собачье сердце». И лишь спустя почти 4 года, в сентябре 1921 года Булгаков осел в Москве на постоянной основе.
Памятник Михаилу Булгакову во Владикавказе на Проспекте Мира |
В это же время он начинает он пишет фельетоны в такие московские газеты как «Гудок», «Рабочий» и журналы — «Медицинский работник», «Россия», «Возрождение» и другие. Некоторые свои произведения он опубликовал в выпускавшейся в Берлине газете «Накануне». За четыре года в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей и очерков и фельетонов[6].
В журнале «Рупор» № 2 в 1922 году был опубликован его рассказ «Необыкновенные приключения»[7].
Его кумирами были Николай Гоголь и Эрнст Теодор Амадей Гофман, с творческом которых он прекрасно знаком[6].
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей[4].
В 1925 год в № 4 и 5 Ежемесячного общественно-литературного журнала «Россия» были напечатаны первая и вторая части романа «Белая гвардия», третья часть так и не была выпущена из-за закрытия журнала. В феврале в альманахе «Недра» выходят «Роковые яйца»[8], а в июле вышла первая отдельная книга «Дьяволиада. Рассказы»[9].
В 1926 году в Ленинграде вышла вторая книга — сборник рассказов в серии "Юмористическая иллюстрированная библиотека журнала «Смехач». В этом же году выходит последняя прижизненная книга автора — сборник рассказов «Трактат о жилище».
В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск и изъяло личный дневник и машинописные листы повести «Собачье сердце», которую начальник Главлита Павел Лебедев-Полянский назвал «явно контрреволюционной»[10]. Через несколько лет дневник был возвращен автору, после чего он сжег его и больше не вел дневников. Он дошел до наших дней лишь благодаря копии, снятой на Лубянке.
22 сентября 1926 года Булгаков на допросе в ОГПУ признался, что его симпатии были всецело на стороне белых, и что в своих произведениях критиковал и выражал неприязненное отношение к Советской России[11].
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Хотя разрешение на постановку пьесы было дано на год (и только во МХАТе), на следующий день ОГПУ запретило пьесу. Окончательное разрешение на постановку утвердил Сталин на заседании Политбюро 30 сентября[12]. Утверждается, что Сталину пьеса понравилась, и он смотрел ее полтора десятка раз. Эту информацию трудно подтвердить из-за запрета на фиксацию присутствия Сталина в театре. Тогда как Лидия Яновская высказала мнение, что Сталин несомненно смотрел спектакль неоднократно.[13][14].
Сталин в ходе своих выступлений назвал пьесу «Дни Турбиных» «антисоветской штукой», добавив, что «Булгаков не наш»[15]. Тем не менее он в январе 1932 году велел вернуть пьесу, которая на то время была запрещена. Никаких запретов в отношении этого произведения до начала войны больше не накладывалось. Однако ставить эту пьесу дозволено было только МХАТу[13].
Сталин заявил о положительном впечатлении для коммунистов от «Дней Турбиных» (письмо Владимиру Биллю-
Михаил Булгаков (1926) |
Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году[16][17][18][19]).
В эти годы в советской прессе началась резкая критика творчества М. Булгакова. За 10 лет, по его собственным подсчетам, в прессе появилось 298 ругательных и всего лишь три благожелательных статьи[13]. Среди его критиков был даже Владимир Маяковский[20][13].
В конце октября 1926 года в театре им. Вахтангова с успехом прошла премьера спектакля по пьесе Булгакова «Зойкина квартира»[21].
В 1928 году в Москве прошла премьера спектакля по пьесе «Багровый остров»[22]. В это же время у писателя возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита», начал работу над пьесой о Мольере «Кабала святош»
Работа в театре (1930—1940)
В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). К этому времени его произведения перестали печатать, наложили запрет на постановку пьес «Бег» (запрещён в 1929 году после письма Сталину со стороны творческого объединения «Пролетарский театр»)[23], «Зойкина квартира», «Багровый остров», а спектакль «Дни Турбиных» был снят с репертуара.
В статье о Булгакове в «Литературной энциклопедии», появившейся в 1930 году, утверждалось следующее[24]:
Михаил Булгаков не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества… М. Булгаков вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности
В это время у него была только работа ассистентом режиссёра в Центральном театре рабочей молодежи Материальное положение было очень тяжелое. 28 марта 1930 года он написал письмо Правительству СССР с просьбой либо разрешить ему эмигрировать, либо дать возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года ему позвонил И. Сталин и порекомендовал ему обратиться в МХАТ[25]. До 1936 года Булгаков работал во МХАТе режиссёром-ассистентом.
В 1931 году в письме к Сталину за Булгакова просил Максим Горький. Он отзывался о Булгакове как о талантливом литераторе, согласился с тем, что именно советская критика сделала из «Братьев Турбиных» антисоветскую пьесу. Горький также выразил уверенность в том, что встреча Булгакова со Сталиным, о которой его просил Булгаков, будет полезной для всех литераторов-«союзников», подчеркнув при этом важность их более глубокого вовлечения в общественную работу[26].
В 1932 году по поэме Николая Гоголя «Мёртвые души» в инсценировке Булгакова состоялась премьера спектакля[27].
В 1934 году Булгакову дважды было отказано в выезде за границу, хотя в этом же году он был принят в Союз писателей СССР[28].
В 1935 году состоялся дебют Булгакова как актера — на сцене МХАТа он сыграл Судью в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу[4].
В произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман») отразился опыт его работы в театре, прототипами многих героев стали сотрудники театра. Сам роман при жизни писателя не был закончен и вышел в свет лишь в 1965 году[29].
В феврале 1936 года, после почти пяти лет репетиций, состоялась премьера спектакля «Кабала святош». Хотя спектакль имел успех, после семи представлений он был снят с репертуара. В газете «Правда» была размещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе[30].
После этой статьи Михаил Булгаков ушел из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик[4].
В 1939 году писатель работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об Иосифе Сталине «Батум». Пьеса уже была почти готова к постановке, Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию, когда пришла телеграмма
Булгаковский дом в Москве |
об отмене спектакля. Сталин посчитал постановку пьесы неуместной. «Батум» при жизни Булгакова не публиковалась и не ставилась на сцене. Впервые свет она увидела в изданном в США сборнике «Неизданный Булгаков» (Ардис/Анн Арбор) в 1977 году. В СССР впервые ее опубликовали в 1988 году в журнале «Современная драматургия»[31].
С этого момента, по воспоминаниям жены и друзей, здоровье писателя начало стремительно ухудшаться, он начал терять зрение. У него был гипертонический нефросклероз — болезнь почек. Почечная недостаточность у него была еще с молодости. Чтобы снять боль, он начал принимать морфий, который ему прописали ещё в 1924 году. Тогда у него возникла зависимость от употребления морфия, но с помощью первой жены Татьяны Лаппе ему удалось избавиться от этого недуга.
В этот же период писатель начал диктовать жены последний вариант «Мастера и Маргариты». Через много лет на страницах рукописи романа были обнаружены следы морфия.
Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в 1966 году, через 26 лет после смерти писателя, и принес Михаилу Булгакову всемирную известность.
Смерть
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели Булгакова, почти утратившего речь.
Т. н. «голгофа» — камень с могилы Н.В. Гоголя, который впоследствии был установлен на могиле Булгакова |
10 марта 1940 года, на 49 году жизни, Михаил Булгаков скончался.
11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой скульптор С. Меркуров снял посмертную маску с лица М. Булгакова.
Тело было кремировано, и 12 марта прах был захоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле по ходатайству вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее стоял на могиле Николая Гоголя[32][33].
14 октября 1940 года в Москве в Доме актёра состоялось траурное собрание, посвященное памяти Михаила Булгакова.
Личная жизнь
Михаил Булгаков был женат три раза.
В 1913 году состоялось бракосочетание М. Булгакова и Татьяны Лаппе (1892-1982), ставшей прототипом персонажа Анны Кириловны в рассказе «Морфий». Их брак продержался до 1924 года, годом позже был официально развод.
В том же 1925 году женился на Любови Белозерской (1895-1987). Ее авторству принадлежит книга «О, мёд воспоминаний», в которой повествуется о жизни с писателем.
1932 год — третий и последний брак писателя с Еленой Шиловской. По условиям завещания от 10 октября 1939 года она являлась наследницей имущественного и авторского права М. Булгакова.
Детей у писателя не было.
Произведения
Повести и романы
- «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1921)
- «Белая гвардия» (роман, 1922—1924)
- «Дьяволиада» (повесть, 1923)
- «Записки на манжетах» (повесть, 1923)
- «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
- «Роковые яйца» (повесть, 1924)
- «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
- «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
- «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
- «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году)
- «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
Пьесы, либретто, киносценарии
- «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
- «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
- «Бег» (пьеса, 1926—1928)
- «Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
- «Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
- «Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)[34]
- «Адам и Ева» (пьеса, 1931)
- «Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
- «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
- «Ревизор» (киносценарий, 1934)
- «Последние дни (Пушкин)» (пьеса, 1935; в СССР поставлена в 1943, опубликована в 1955 году)
- «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
- «Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
- «Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
- «Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
- «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
- «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
- «Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)
Рассказы
- «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)
- «Арифметика» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «В ночь на 3-е число» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «В театре Зимина» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Как он сошёл с ума» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Каэнпе и капе» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Красная корона» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Налёт. В волшебном фонаре» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Ноября 7-го дня» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Остерегайтесь подделок!» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Птицы в мансарде» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Рабочий город-сад» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Советская инквизиция» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» (1923)
- «Сорок сороков» (1923)
- «Воспоминание…» (рассказ, посвящённый смерти В. И. Ленина, 1924)
- «Ханский огонь» (1924)
- «Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Крещение поворотом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Стальное горло» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Вьюга» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Тьма египетская» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Пропавший глаз» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Звёздная сыпь» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Богема» (1925)
- «Праздник с сифилисом» (юмористический рассказ, 1925)
- «Бубновая история» (1926)
- «Я убил» (1926)
- «Морфий» (1926)
- «Трактат о жилище» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
- «Псалом» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
- «Четыре портрета» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
- «Самогонное озеро» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
Литература
- Богданов Н. Киевские реминисценции в московском творчестве Булгакова
- Быков Д. Три соблазна Михаила Булгакова // Огонёк, 2002.
- Михаил Булгаков. Киевское эхо. Воспоминания, письма. / Сост. А. П. Кончаковский, С. П. Ноженко. — Киев: АДЕФ-Украина, 2015. — ISBN 978-617-7156-42-9
- Варламов А. Н. Михаил Булгаков. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 838, [2] с. — (Жизнь замечательных людей : Вып. 1339 (1139)). — ISBN 978-5-235-03132-6
- Варламов А. Н. Михаил Булгаков. Биография (в 2 т.) — СПб.: Вита Нова, 2008. — (Жизнеописания) — Т. 1. — 512 с. — ISBN 978-5-93898-312-0 — Т. 2. — 528 с. — ISBN 978-5-93898-314-4
- Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес; Вступ. ст. В. Я. Лакшина, С. 7—37; Послесл. М. О. Чудаковой, С. 483—524. — М.: Советский писатель, 1988. — 525 с. — ISBN 5-265-00316-0..
Примечания
- Официальный сайт мэра Москвы — Четыре сестры и два брата. Как сложились судьбы родных Михаила Булгакова
- Булгаков Михаил Афанасьевич. Биографическая справка. РИА «Новости» (17 декабря 2022). Дата обращения: 17 декабря 2022.
- На Смоленщине увековечили память о Михаиле Булгакове. vesti.ru (13 октября 2011). Дата обращения: 9 апреля 2018. Архивировано 5 августа 2018 года.
- Булгаков, Михаил Афанасьевич. "ТАСС" (18 декабря 2022). Дата обращения: 18 декабря 2022.
- «Михаил Булгаков. Жизнь и творчество писателя» — Булгаков на Кавказе
- Михаил Булгаков. 15 мая 1891 год. Газета «Выборг» (19 декабря 2022). Дата обращения: 19 декабря 2022.
- Выставка «Москва Михаила Булгакова». Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано 8 декабря 2019 года.
- «Булгаковская энциклопедия» — «Роковые яйца»
- «Булгаковская энциклопедия» — «Дьяволиада»
- Яновская, 2013, с. 176.
- Яновская, 2013, с. 177.
- Яновская, 2013, с. 179—180.
- Громов Е. Сталин: Власть и искусство. — М.: Республика, 1998. — С. 100—130. — ISBN 5-250-02598-6.
- Яновская, 2013, с. 158.
- Сталин И. встреча с группой украинских писателей 12 февраля 1929 г. // Сочинения. — М., 1951. — Т. 12. — С. 112.
Сталин И. В. Сочинения. — 1949. — Т. 11 : 1928 ― март 1929. — 382 с. - Кто стравил Сталина и Булгакова. Комсомольская правда (10 марта 2011). Дата обращения: 21 февраля 2019. Архивировано 22 февраля 2019 года.
- Добрюха Н. А. Кто стравил Сталина и Булгакова. Комсомольская правда в Украине (11 мая 2011). Дата обращения: 21 февраля 2019. Архивировано 22 февраля 2019 года.
- Николаева Г. «Блистательный как солнце Булгаков…». stoletie.ru (1 июня 2011). Дата обращения: 21 февраля 2019. Архивировано 22 февраля 2019 года.
- Спиваковский П. Е. Кровь барона в «Мастере и Маргарите». Булгаковский роман как «антисоветское» произведение. Лекция из цикла «Реальность как иллюзия». Просветительский лекторий портала «Православие и мир» (15 мая 2016). Дата обращения: 21 февраля 2019. Архивировано 22 февраля 2019 года.
- Яновская, 2013, с. 182—184.
- «Булгаковская энциклопедия» — «Зойкина квартира»
- «Булгаковская энциклопедия» — «Багровый остров», пьеса
- Деготь Е. Советское искусство между Троцким и Сталиным. — М.: Московский музей современного искусства, 2008. — С. 19.
- Прашкевич, Г. Михаил Афанасьевич Булгаков // Красный сфинкс: Истории русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна. — 2-е изд. — Свиньин и сыновья, 2009. — Т. 1. — 718 с. — ISBN 978-5-98502-088-5.
- Историк Виталий Шенталинский опубликовал письма Михаила Булгакова и Евгения Замятина Иосифу Сталину [Тексты]. // NEWSru.com (15 февраля 2010). Дата обращения: 9 апреля 2018. Архивировано 19 марта 2018 года.
- Сарнов, Б. Сталин и писатели. Книга первая. — Москва: Эксмо, 2009. — С. 6. — ISBN 978-5-699-24794-3. Архивная копия от 20 августа 2021 на Wayback Machine
- «Булгаковская энциклопедия» — «Мёртвые души», инсценировка
- Life.RU — Почему Булгаков просил Сталина отпустить его за границу
- «Булгаковская энциклопедия» — «Театральный роман»
- «Булгаковская энциклопедия» — «Кабала святош»
- «Булгаковская энциклопедия» — «Батум»
- Голгофа. Булгаковская энциклопедия. Дата обращения: 9 апреля 2018. Архивировано 7 марта 2018 года.
- Лидин В. Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя. Lib.ru. Дата обращения: 9 апреля 2018. Архивировано 3 августа 2021 года.
- Булгаков в одном из писем, 7 мая 1932 года, написал: «„Мёртвые души“ инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает это произведение. А как же я-то взялся за это? Я не брался. Я ни за что не берусь уже давно… Судьба берёт меня за горло… И я разнёс всю поэму по камням. Буквально в клочья… Влад. Иван. <Немирович> был в ужасе и ярости… но всё-таки пьеса в этом виде пошла в работу».