Joy Division

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Joy Division
Joy Division в 1979 году. Слева направо: Стивен Моррис (ударные), Питер Хук (бас-гитара), Иэн Кёртис (вокал, ритм-гитара), Бернард Самнер (гитара, клавишные)Joy Division в 1979 году. Слева направо: Стивен Моррис (ударные), Питер Хук (бас-гитара), Иэн Кёртис (вокал, ритм-гитара), Бернард Самнер (гитара, клавишные)
Основная информация
Годы 1976—1980
Страна  Великобритания
Место создания Солфорд, графство Большой Манчестер
Язык песен английский
Лейбл звукозаписи Factory Records
Бывшие
участники
Другие
проекты
https://www.joydivisionofficial.com/

Joy Division (рус. Джой Дивижн[1]; МФА: /ʤɔɪ dɪˈvɪʒən/) — британская рок-группа, образовавшаяся в Солфорде в 1976 году. Коллектив состоял из вокалиста, ритм-гитариста и автора песен Иэна Кёртиса, лид-гитариста и клавишника Бернарда Самнера, бас-гитариста Питера Хука и барабанщика Стивена Морриса.

Мурал в Лондоне на Порт-стрит с портретом Йена Кертиса

Фронтмен Иэн Кёртис боролся с личными проблемами, включая неудачный брак, депрессию и эпилепсию. В то время как популярность группы росла, состояние Кёртиса ухудшалось; Ему стало сложнее выступать из-за частых судорожных приступов[en] на сцене. В возрасте 23 лет он покончил жизнь самоубийством накануне первого турне группы по Северной Америке в мае 1980 года. Второй и последний альбом Joy Division, Closer, был выпущен два месяца спустя после смерти Кёртиса; вместе с неальбомным синглом «Love Will Tear Us Apart», пластинка заняла высокие позиции в международных чартах.

В период с июля по октябрь 1980 года оставшиеся участники, к которым присоединилась Джиллиан Гилберт, перегруппировались в группу New Order, где добились успеха в течение следующего десятилетия, сочетая пост-панк с электронной и танцевальной музыкой[2]. В 2023 году и Joy Division, и New Order были номинированы как один коллектив в Зал славы рок-н-ролла[3].

История группы

Обложка альбома Joy division Unknow Pleasures

Смерть Йена Кёртиса и распад Joy Division

Надгробная плита со строчкой из одноимённой песни «Love Will Tear Us Apart» у могилы Йена Кёртиса на кладбище Макклсфилд, Великобритания.

Через неделю после смерти Кёртиса Самнер, Хук и Моррис встретились в пабе обсудить, что им делать дальше. По словам Самнера, у музыкантов не было и мысли всё бросить, им нравилось то, чем они занимались, и для них было вполне естественным продолжать начатый курс. Ещё при Кёртисе коллектив решил, что если один из них уйдёт или будет не в состоянии выступать, то Joy Division больше не будет. Уже через два месяца музыканты дали концерт, без имени и без явного лидера. Впоследствии музыканты переименовали группу в «New Order», и лидером стал Бернард Самнер. Отправной точкой карьеры New Order стали две последние песни, написанные Кёртисом: «Ceremony» и «In A Lonely Place»; все остальные песни Joy Division — по решению музыкантов — были исключены из репертуара. Стиль New Order эволюционировал от постпанка к электронно-танцевальным жанрам.

Состав

Основной состав

Другие участники

Временная шкала

Наследие

Несмотря на значительно недолгую музыкальную карьеру, Joy Division оказали огромное влияние и получили широкое признание со стороны критиков. Джон Буш из AllMusic утверждал, что Joy Division «стали первой группой в постпанк-движении, сделав акцент не на гневе и энергии, а на настроении и самовыражении, указывая на рост меланхоличной альтернативной музыки в 80-х»[4].

Мрачное и печальное звучание коллектива, описанное Мартином Хэннетом в 1979 году как «танцевальная музыка с нотками готики», сыграло важную роль в формировании жанра готик-рок. «Joy Division — это два музыкальных альбома. Всё остальное — коммерция» — такими словами определил наследие группы дизайнер Питер Сэвилл. Тем не менее помимо этих двух альбомов у Joy Division оставалась масса записанного материала — изданного и неизданного. Эта задача была решена двумя компиляциями: Still (1981), на котором собраны неизданные студийные дорожки, а также последний концерт; собрание же ранее выпущенного (на синглах и разных сборниках) вышло на «Substance» (1988). В конце 1980-х гг. вышли записи с сессий на передаче Джона Пила. Позже в 1997 году вышел бокс-сет «Heart And Soul», включивший весь официально изданный к тому времени студийный материал, а также впервые выпущенные редкие песни, студийные дубли и концертные записи. С тех пор вышло несколько концертных альбомов, а в 2007 году три альбома («Unknown Pleasures», «Closer», «Still») вышли в коллекционном издании — каждый с дополнительным диском концертных выступлений.

После смерти Кёртиса песни Joy Division (если не считать «Ceremony» и «In A Lonely Place») были перезаписаны в студии лишь однажды: на радиопередаче Джона Пила в 1998 году, когда New Order сняли табу на исполнение песен Joy Division и записали «Atmosphere», «Isolation» и «Heart And Soul». 20 января 2006 года в Манчестере New Order дали концерт, состоящий исключительно из песен Joy Division.

У Joy Division было два видеоклипа. «Love Will Tear Us Apart» был снят за три недели до смерти Кёртиса в репетиционной студии группы. «Atmosphere» был поставлен Антоном Корбейном в 1988 году. Два телевыступления и несколько любительских видеосъёмок с концертов были разбросаны по двум видеосборникам: «Here Are The Young Men» (1982) и «Susbstance» (1988; подготовлен, но официально не вышел).

В 2002 году на экраны вышел художественный фильм «Круглосуточные тусовщики» Майкла Уинтерботтома, сюжетно построенный вокруг возникновения и краха Factory Records. Joy Division было уделено основное внимание в первой части фильма. Фигуре Кёртиса и Joy Division был полностью посвящён новый художественный фильм «Контроль» Антона Корбейна (2007), поставленный по мемуарам Деборы Кёртис «Touching From a Distance» (1994). Следом вышел документальный фильм «Joy Division» (2008), снятый Грантом Джи при участии Самнера, Хука, Морриса, Уилсона, Сэвилла, Мейсона, Пи-Орриджа и др.

Песни Joy Division записывали такие исполнители, как Грейс Джонс («She’s Lost Control»), Пол Янг, SwansLove Will Tear Us Apart», 1984 и 1988 соответственно), Nine Inch Nails («Dead Souls», 1994), Therapy? («Isolation», 1994), Моби («New Dawn Fades», 1994), Low («Transmission», 1996), The Killers («Shadowplay», 2007), Radiohead («Ceremony»), Squarepusher, Hot Chip, Последние танки в Париже («Transmission»), Worm Is Green, Nouvelle Vague. Некоторые исполняли кавер-версии только на концертах (U2, The Cure, Дэйв Гаан). Кроме этого, было выпущено несколько сборников-посвящений.

Стиль и эстетика

Наряду с Siouxsie and the Banshees и The Cure являются одними из ведущих коллективов постпанка. Joy Division были одними из первых, «кто делал упор не на ненависть и энергию, а на настроение и экспрессию, расчищая дорогу меланхолической альтернативной музыке 1980-х годов»[5]. Их музыка стремительно прогрессировала, от примитивного прямолинейного панк-рока к более рафинированному, пространственному и глубокому звучанию с мрачными, обречёнными песнями-видениями. «В то время как панк-рок шокировал мир в конце 70-х, — пишет энциклопедия Allmusic.com, — тихая буря музыки Joy Division, заключённая в сдержанности и эмоциональной силе, оказалась не менее важной для независимой музыки». Просуществовав лишь около трёх лет и выпустив два альбома, группа распалась в 1980 году после самоубийства вокалиста и автора песен Иэна Кёртиса. Оставшиеся участники Joy Division несколько месяцев спустя образовали группу New Order, которую ожидал коммерческий успех.

К музыке Joy Division часто применяют эпитеты «депрессивная», «мрачная», «призрачная», «готическая», и находят причины такого настроения музыки в факте географического происхождения группы (предместья Манчестера) и личности Иэна Кёртиса. К 1970-м годам Манчестер — первый промышленный город мира[6] — одним из первых вошёл в постиндустриальную эру. Бывшие двигателями экономики страны, текстильные фабрики, заводы были частично закрыты, переведены, в результате чего промышленные анклавы, изначально беспорядочно разбросанные среди жилых массивов, стали вымирать. Поколение Joy Division выросло в угнетающе мрачных и перенаселённых кирпичных домах, с которыми соседствовали опустевшие заводские цеха, заколоченные ангары, брошенные железнодорожные пути, дымовые трубы, каналы с чёрной водой, посреди чего всё чаще вырастали новые дома-высотки. Журналист «New Musical Express» Джон Сэвидж коротко описал свои впечатления от Манчестера того времени как «запредельно мрачные». Пустынная и безжизненная атмосфера города, усиливаемая апокалиптическими образами книг Джеймса Балларда, стала ключевой в творчестве Joy Division. Что касается Кёртиса, то, по словам его жены, он был всегда настроен на несчастливость, всегда был одержим острым любопытством к страданиям, ужасу и жестокости, его также глубоко занимала Германия (так, на его свадьбе играл национальный гимн Германии); при этом, несмотря на отсылки к истории национал-социалистической Германии, члены группы всегда категорически отвергали обвинения в неонацизме. Кёртис вдохновлялся такими писателями как Уильям Берроуз (Joy Division выступали вместе с ним), Дж. Баллард, Лавкрафт, Филип Дик. У Бернарда Самнера своё объяснение «мрака» музыки Joy Division. «Я вырос на Нижнебротонской улице: река Ирвел всего в 100 ярдах, и от неё шла вонь. В конце улицы был громадный химический завод: повсюду валялись баки с химикатами… В 1960-е райсовет решил, что это был нездоровый квартал, и его снесли, мы переехали в новостройки… У меня в жизни было ещё несколько тяжёлых моментов… Там, где я раньше жил, остались мои самые счастливые воспоминания. Для меня Joy Division означали смерть моего квартала и моего детства… Когда после школы я устроился на работу, пришёл новый шок: работа каждый день, каждую неделю, каждый год с несколькими неделями отдыха. Ужас такой работы сковывал меня. Поэтому музыка Joy Division это также и смерть оптимизма и юности для меня». Питер Хук отмечает, что как только работа в студии или на репетициях заканчивалась, музыканты шли расслабляться в пабы или играть в футбол. В день смерти Кёртиса он и Диккен должны были кататься на водных лыжах.

Вокруг Joy Division и их музыки сложился мифологический ореол таинственности, вызванный непрозрачной поэзией Кёртиса и замкнутостью от посторонних глаз: группа редко давала интервью (особенно после конфуза с журналом «Sounds»); такая позиция культивировалась менеджером Робом Греттоном. Это стало удобной почвой для журналистов в их упражнениях в собственных интерпретациях и видениях группы. Преждевременная смерть Кёртиса живо нашла аналогии с эстетикой романтизма. Такие журналисты как Джон Сэвидж и Пол Морлей довольно часто писали о Joy Division, помещая их в иерархию своего эстетического мировоззрения. По своему признанию Морлей сделал карьеру на написании статей о Joy Division (в 2007 году вышло собрание всех его эссе о группе). В какой-то степени, коллектив сам выбрал такую стезю, написав эпитафию на своей первой пластинке («An Ideal For Living»): «Это не концептуальный мини-альбом, это загадка». Визуально Joy Division представлены почти исключительно в чёрно-белой фотографии (основные фотографы были Кевин Камминс, Филипп Карли и Антон Корбейн). Отстранённость подчёркивалась минималистским дизайном пластинок. Джону Пилу в Joy Division виделось что-то континентальное: «Я думаю о них всегда как о романтиках, интроспективных и несколько русских… я читал где-то, что такой тип самоанализа классифицируется как русский. И всегда, когда слышу их музыку, я ощущаю себя в какой-то мере центрально-европейски». Тони Уилсон представил Joy Division в 1979 году на телевидении как «готическую» группу.

Что касается стиля музыки Joy Division, то коллектив является одним из основных представителей постпанка. Отличительным свойством группы была бас-гитара Питера Хука, которая вела мелодию на высоких октавах. Благодаря Мартину Хэннету у Joy Division выработался «пространственный» саунд, в котором делался акцент на кристально-чистую запись ударных, в то же время завуалируя агрессивные аккорды лидер-гитары и размытые электро-звуковые эффекты. Со временем музыканты стали всё более активно задействовать синтезаторы. Лирика представляла собой персонализированные видения, без каких-либо конкретных повествовательных историй: обычно это были слепки какого-то ощущения, обрывки ситуации. Тексты группы не следовали по определённой логической цепочке и были похожи на поэтический «поток сознания». Автором текстов всех песен был Кёртис, и хотя музыку он не писал (и сам лишь изредка играл на ритм-гитаре), он задавал направление. По словам Хука, на репетициях он часто схватывал интересные мелодии и риффы, играемые Самнером и Хуком. «Он уловил „24 Hours“, „Insight“, „She’s Lost Control“… Если бы он не вслушивался, мы бы сыграли их раз и больше не повторили». Обычно группа наигрывала риффы, отрывки мелодий, а Кёртис пытался уловить мелодию и подобрать слова; как правило, у него было много написанных текстов, которые подтачивались под складывающуюся мелодию.

Стиль Joy Division оказал большое влияние на дальнейшее развитие постпанка и альтернативной рок-музыки, их влияние указывалось в работах таких исполнителей как Crispy Ambulance, The Cure, The Sisters of Mercy, Front 242, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Radiohead, Editors, Swans.

Дискография

Альбомы

За время существования Joy Division вышли только два их альбома: «Unknown Pleasures» и «Closer», причём второй был официально выпущен уже после смерти Кёртиса.

Год Название Примечания
1979 Unknown Pleasures Студийный альбом; в 2007 переиздан в составе двух дисков (второй диск: концерт 13.07.1979)
1980 Closer Студийный альбом; в 2007 переиздан в составе двух дисков (второй диск: концерт 08.02.1980)
1981 Still Сборник неизданных ранее песен, а также запись последнего концерта (02.05.1980); в 2007 переиздан в составе двух дисков (второй диск: концерт 20.02.1980)
1988 Substance Собрание всех вышедших в 1978—80 гг. песен, не включённых в студийные альбомы
1990 The Peel Sessions Сборник 2 радиовыступлений 1979 г., ранее вышедших на мини-альбомах в 1986 и 1987 гг.
1995 Permanent Сборник
1997 Heart And Soul Полное собрание работ группы, включая неизданные студийные дубли и концертные записи (4 диска)
1999 Preston 28 February 1980 Неизданная ранее официально запись концерта (28.02.80)
2000 The Complete BBC Recordings Дополненное издание «The Peel Sessions» (включает телевыступления и интервью)
2001 Les Bains Douches 18 December 1979 Неизданная ранее официально запись концерта (18.12.79)
2001 Fractured Box Set Собрание: Preston 28 February 1980, Les Bains Douches 18 December 1979
2004 Re-Fractured Box Set Собрание: Preston 28 February 1980, Les Bains Douches 18 December 1979 + диск с записью концерта в Амстердаме (01.11.80)

Мини-альбомы

Год Название Примечания
1978 An Ideal For Living Издан в формате двух 10-дюймовых пластинок
1986 The Peel Sessions Запись радиовыступления на передаче Пила (31.01.79)
1987 The Peel Sessions Запись радиовыступления на передаче Пила (26.11.79)

Синглы

Год Название Примечания
1979 Transmission / Novelty
1980 Licht und Blindheit Содержит песни «Atmosphere» и «Dead Souls». Вышел во Франции
1980 The Komakino / Incubation / As You Said Издан в формате гибкой пластинки
1980 Love Will Tear Us Apart / These Days / Love Will Tear Us Apart (2nd version)
1980 She’s Lost Control / Atmosphere Вышел в США
1980 Atmosphere / She’s Lost Control
1988 Atmosphere / The Only Mistake
1995 Love Will Tear Us Apart '95 Содержит песни «These Days» и «Transmission», а также новый ремикс «Love Will Tear Us Apart»

Фильмография

Год Название Примечания
1982 Here Are the Young Men Официальные клипы, концертные записи (октябрь 1979, январь 1980 г.)
1988 Substance Сборник концертных записей, телевыступлений, а также видеоклипов. Подготовлен к выпуску, но официально не издан
2007 Control Документально-художественный фильм о группе.

Примечания

  1. ДЖОЙ ДИВИЖН//JOY DIVISION. KM. Дата обращения: 27 сентября 2024. Архивировано 7 ноября 2023 года.
  2. New Order Songs, Albums, Reviews, Bio & More (англ.). AllMusic. Дата обращения: 26 сентября 2024. Архивировано 14 ноября 2023 года.
  3. 2023 Nominees | Rock & Roll Hall of Fame (англ.). Rock and Roll Hall of Fame. Дата обращения: =2024-09-26. Архивировано 28 сентября 2023 года.
  4. Bush, J. Joy Division: Biography (англ.). AllMusic. Дата обращения: 2 июня 2024.
  5. Bush, John. Joy Division. Allmusic.com. Дата обращения: 26 сентября 2024. Архивировано 31 декабря 4241 года.
  6. Kidd, Alan. Manchester: A History. Lancaster: «Carnegie Publishing», 2006. ISBN 1-85936-128-5.

Литература

Публикации текстов
Мемуары
Очерки творчества
  • Ogg, Al. No More Heroes: A Complete History of UK Punk from 1976 to 1980 (англ.). — Cherry Red Books, 2006. — 700 p. — ISBN 978-1-901-44765-1.
  • Миддлз М., Рид Л. В смятении : жизнь Иэна Кёртиса : о вокалисте группы Joy Division / Мик Миддлз, Линдси Рид ; перевод с английского: Я-Ха, Nik V. Demented. — Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2019. — 391 с. : ил., портр., факс. — ISBN 978-5-7584-0383-9.
  • Nolan D. Bernard Sumner : [англ.] / David Nolan. — Church Stretton : Independent Music Press, 2007. — ISBN 0-9552822-6-8.
  • Ott C. Unknown Pleasures : [англ.] / by Chris Ott. — New York : Bloomsbury, 2006. — xvi, 117 p. — (33⅓). — ISBN 1-4411-3555-3. — OCLC 2003027593.
  • Thompson D. True Faith : [англ.] : An Armchair Guide to New Order, Joy Division, Electronic, Revenge, Monaco and The Other Two / David Thompson. — London : Helter-Skelter, 2005. — ISBN 1-900924-94-3.
Другие работы

Ссылки