General Dynamics F-16 Fighting Falcon

Материал из «Знание.Вики»
F-16 Боевой сокол
F-16 Fighting Falcon
F-16 Block 40 ВВС США, 2008 годF-16 Block 40 ВВС США, 2008 год
Тип многофункциональный истребитель
Разработчик Флаг США General Dynamics
Производитель Флаг США General Dynamics Corporation (19741993);
Флаг США Lockheed Corporation (19931995);
Флаг США Lockheed Martin Corporation (1995н. в.)
Главный конструктор Роберт Видмер[1]
Первый полёт 2 февраля 1974 года
Начало эксплуатации F-16A: 1978 год
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты Флаг США США
и 25 других пользователей
Годы производства мелкосерийное с 1975 года
крупносерийное с 1978 года
Единиц произведено 4604 (по состоянию на 2018)[2]
Стоимость единицы $4,5 млн (1975)
$34 млн (F-16D Block 52)[3]
Варианты F-2
F-16XL
Model 1600
X-62 VISTA
Lockheed F-21

F-16 Fighting Falcon (англ. Fighting Falcon, дословно — боевой сокол — название талисмана Военно-воздушной академии США в Колорадо Спрингс) — американский одномоторный многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения[4].

Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1978 году. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin). Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2018 года построено свыше 4600 самолётов). Состоит на вооружении 25 стран, на 2019 год являлся наиболее распространённым боевым самолётом в мире[5]. Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году[6].

Модернизированный F-16 продолжает производиться на экспорт.

История создания

Своим рождением этот самолёт обязан вьетнамской и арабо-израильским войнам, в которых была опровергнута концепция воздушного боя, предполагавшая использование одних только ракет «воздух-воздух» с дальнего расстояния. Воздушные бои нередко проходили в непосредственном огневом контакте (лётчики в шутку называли их «собачьими свалками») и побеждали в них не F-4 Phantom с мощным ракетным вооружением, а лёгкие, манёвренные МиГи.

В связи с этим командование ВВС США выдвинуло концепцию, согласно которой дальнейшее повышение мощи тактической авиации было невозможно без появления новых образцов истребителей. В начале семидесятых годов прошлого века была создана машина под названием F-15 Eagle, предназначенная для завоевания господства в воздухе. Однако этот самолёт оказался весьма дорогим и о закупках большой партии речи не шло. Поняв, что одним F-15 решить проблему перевооружения ВВС не удастся, американские военные решили в дополнение к нему заказать легкий и «бюджетный» истребитель. Своего рода аналог советского МиГ-21, который был очень хорошим воздушным бойцом и при этом стоил недорого.

К 1973 году свой истребитель YF-16 представила компания General Dynamics, а годом позже появился YF-17 фирмы Northrop. Оба истребителя заинтересовали военных, но выбор был сделан в пользу YF-16, который имел ряд преимуществ перед конкурентом. В частности, на нем устанавливался двигатель Pratt & Whitney F100, которым также оснащался F-15. Использование одинаковых двигателей облегчало и удешевляло обслуживание двух разных моделей, кроме того, YF-16 оказался более манёвренным, чем YF-17 и, главное, более дешёвым, благодаря однодвигательной силовой установке, против двухдвигательной у конкурента. В итоге в январе 1975 года YF-16 был объявлен победителем конкурса[7].

Свой первый полёт самолёт General Dynamics YF-16 совершил 20 января 1974 года, им управлял летчик-испытатель Фил Остричер. Этот полёт был сопряжён с непредвиденным случаем, когда пилот был вынужден поднять машину в воздух после того как появился риск возникновения аварийной ситуации во время тестовой пробежки и после кратковременного полёта сумел успешно посадить самолёт. Официальный первый полёт истребителя по программе испытаний состоялся 2 февраля 1974 года.

Производство самолетов F-16 Fighting Falcon в США, начиная с 1975 года, велось на головном предприятии фирмы General Dynamics. Вначале появились первые серийные истребители модели F-16A, а в 1977 году двухместные F-16B, с которыми до конца 1978 года были проведены все необходимые лётные испытания. В дальнейшем активное участие в производстве F-16 приняли союзники США по НАТОБельгия, Голландия, Норвегия и Дания объявили о своем желании принять F-16 на вооружение. Причём все эти страны соглашались стать производителями компонентов самолета и вскоре в Бельгии и Голландии началось производство фрагментов фюзеляжа и электроники. Лицензионное производство по полному технологическому циклу было организовано в Японии, Южной Корее и Турции.

В настоящее время выпущено более 4600 F-16, которые стали самыми массовыми истребителями четвёртого поколения как в странах НАТО, так и во всём мире.

Конструкция

Схематичное изображение конструкции самолёта

Самолёт выполнен в виде моноплана классической формы с двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Крыло среднерасположенное, имеет так называемую интегральную схему, отличающуюся плавным сочленением крыла и фюзеляжа (как у МиГ-29 и Су-27). Объединение фюзеляжа с крылом и применение наплывов, представляющих собой расширенную вперёд корневую зону крыла, обеспечивает не только создание дополнительной подъемной силы при больших углах атаки [a], но и увеличивает внутренние объёмы самолета. Отклоняемые передние и задние кромки крыла управляются автоматически в зависимости от скорости и высоты полета.

Управление исполнительными механизмами осуществляется с использованием электрической системы, сменившей традиционную механическую проводку. Самолет F-16 является первым из зарубежных истребителей с постоянно действующей ЭДСУ как в раннем варианте аналогового (F-16A) исполнения, так и в виде современных цифровых устройств (F-16C).

Цельнометаллический фюзеляж имеет три основные секции: носовую (с кабиной), центральную и хвостовую. Киль многолонжеронный, с обшивкой из графито-эпоксидного композиционного материала. В удлинённом корневом обтекателе размещается различное оборудование, в частности станция радиоэлектронного подавления (РЭП) или тормозной парашют.

Опорные стойки шасси имеют масляно-пневматические амортизаторы, что позволяет «припечатать» машину при посадке без риска её повреждения.

Силовая установка включает форсажный двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) F100-PW-200 фирмы Pratt & Whitney. Воздухозаборник обтекаемый, нерегулируемый. Запуск двигателя осуществляется газотурбинным стартером. В случае отказа двигателя или силовых систем автоматически задействуется аварийная вспомогательная установка, обеспечивающая работу генератора и гидронасоса.

Фонарь кабины бескаркасный, остекление из поликарбонатной пластмассы. Катапультируемое сиденье обеспечивает аварийное покидание самолета как в воздухе, так и на малых высотах вблизи земли. Для облегчения переносимости лётчиком больших перегрузок оно наклонено назад на 30°[7].

Лётно-технические характеристики

General Dynamics F-16 Fighting Falcon 3-view line drawing.svg

Источник данных: [9]

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,03 м
  • Размах крыла: 9,45 м
    • с ракетами на концах крыла: 10,0 м
  • Высота: 5,09 м
  • Площадь крыла: 27,87 м²
  • Профиль крыла: NACA 64A-204
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,2
  • Стреловидность по передней кромке: 40°
  • База шасси: 4,0 м
  • Колея шасси: 2,36 м
  • Масса пустого:
    • с двигателем F100: 8910 / 9358 кг (без/с конформными баками) [b]
    • с двигателем F110: 9017 / 9466 кг (без/с конформными баками)
  • Нормальная взлётная масса: с двумя ракетами «воздух-воздух», без подвесных топливных баков (ПТБ):
    • с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
    • с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
  • Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
  • Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
    • с двигателем F100: 8855 / 9635 кг (без/с конформными баками)
    • с двигателем F110: 8742 / 9190 кг (без/с конформными баками)
  • Масса топлива во внутренних баках: 3228 кг
  • Объём топливных баков: 3986 л
    • Подвесные топливные баки: 1 × 1136 л или 2 × 1402 л
    • Конформные баки: 1703 л
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 7900,2 кгс
    • Форсажная тяга: 1 × 12900,4 кгс
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 2178 км/ч на высоте 12 200 м
  • Боевой радиус: (Block 50)
    • с конформными баками, 3940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы: 1361 км
    • с конформными баками, 5542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы: 1565 км
    • без конформных баков, 3940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1759 км
  • Перегоночная дальность: (Block 50)
    • без конформных баков, 3940 л в ПТБ: 3981 км
    • с конформными баками, 5542 л в ПТБ: 4472 км
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Динамический потолок: 18 500 м
  • Скороподъёмность: ~275 м/с
  • Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)
  • Длина разбега: ~530 м
  • Длина пробега: ~800 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
Вооружение

Модификации

В процессе дальнейшей доработки машины, начиная с 1977 года, была принята программа её ступенчатой модернизации «Block». В соответствии со стандартом «Block 15» были улучшены ранее выпущенные самолёты, на которых установлены новая РЛС AGP-66 (V2A) и индикатор на лобовом стекле.

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Block 40/42» «Night Falcon» с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. С декабря 1991 года стали выпускаться серии «Block 50» и «Block 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый индикатор на лобовом стекле, совмещённый с системой ночного видения, новый бортовой компьютер, а также устройства разбрасывания диполей ИК—ловушек. Эти варианты F-16 оборудованы более мощными двигателями F110-GE-229.

Основные модификации самолёта F-16[10]:

  • F-16A — одноместный многоцелевой дневной тактический истребитель. Базовый вариант.
  • F-16B — двухместный учебно-боевой вариант F-16A (первый полет 8 августа 1977 года).
  • F-16C — усовершенствованный вариант F-16A (начало поставок для ВВС США 19 июля 1984 года). Предназначен для выполнения задач по непосредственной поддержке сухопутных войск как в дневных, так и в ночных условиях.
  • F-16D — двухместный учебно-боевой вариант F-16C (поставки для ВВС США с сентября 1984 года).
  • F-16N и TF-16N — одно- и двухместные варианты для использования в качестве самолетов условного противника в школе летчиков-истребителей ВМС США.
  • F-16ADF — истребитель ПВО для Национальной гвардии ВВС США на основе самолетов F-16A (модифицировано 279 самолетов).
  • RF-16C (F-16R) — разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS для замены самолетов RF-4C.

В 2002 году ВВС Израиля заказали партию F-16I «Sufa» (буря) — глубокую модернизацию F-16C/D. «Sufa» отличались:

  • Модернизированной авионикой, включая новую РЛС AN/APG-68(V)9, систему электронного противодействия, систему связи и шлемы пилота «Helmet Mounted Display».
  • Усиленной защитой. Установку более совершенных систем предупреждения о радиолокационном облучении и постановке помех.
  • Расширенными возможностями по вооружению, включая возможность нести ракеты «AGM-142 Have Nap» и «AGM-158 JASSM», что позволило значительно расширить возможности «Sufa» по нанесению ударов по наземным целям.
  • В 2012 году General Dynamics представила новую модернизацию — F-16V. Она включала в себя полную замену авионики, включая новую РЛС AESA (Active Electronically Scanned Array) — AN/APG-83, аналогичную той, что используется на F-35.
  • Следующая модификация, F-16 Block 70/72, имеет в своём составе[11]:
    • Усовершенствованную авионику, а также современные системы связи, электронного противодействия и навигации.
    • Расширенные возможности по вооружению, включая ракеты с радиолокационным, инфракрасным и лазерным наведением, бомбы, а также различные виды противокорабельного и противотанкового оружия.
    • Улучшенную систему управления полетом с возможностями интеграции с беспилотными летательными аппаратами.

Очередной вариант модернизации истребителя F-16 был создан специально для военно-воздушных сил Индии и впервые в истории семейства F-16 машина получила собственный отдельный индекс — F21. Конструктивно истребители F-21 выполнены так, что они могут взаимодействовать с заправщиками Ил-78МКИ российской разработки, которые созданы на базе самолёта Ил-76МД[12].

Боевое применение

Первый случай боевого применения F-16 зафиксирован 26 апреля 1981 года в Ливане, когда израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков.
В дальнейшем истребитель принимал активное участие практически во всех крупных и локальных конфликтах последних десятилетий. Военно-воздушные силы США, включая резерв ВВС и Национальную гвардию ВВС, использовали F-16 в боях во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году и на Балканах в 1990-х годах. F-16 также патрулировали бесполётные зоны в Ираке во время операций «Северный дозор» и «Южный дозор» и служили во время войн коалиции в Афганистане и в Ираке. В 2011 году истребители F-16 ВВС США приняли участие в интервенции в Ливию[13].

Состоит на вооружении

По состоянию на 2024 год F-16 разных модификаций состоят на вооружении в ВВС следующих государств[14][15].

Аварии и катастрофы

В целом практика показала, что F-16 всех модификаций вполне способны решать поставленные боевые задачи — выполнять патрулирование, искать и поражать воздушные цели или атаковать наземные объекты. В то же время, «Сокол» не является неуязвимым. В условиях реальных конфликтов такие самолеты поражались даже устаревшими ЗРК. Потери отсутствовали только в тех ситуациях, когда у противника не было достаточной ПВО. С момента начала эксплуатации и по состоянию на январь 2020 года было зафиксировано более 670 инцидентов, приведших к потере F-16, в которых погибли 208 пилотов и 98 человек, оказавшихся в зонах крушения этого самолёта. При этом американские ВВС потеряли 286 самолётов. Боевые потери за всё время участия в локальных войнах составили около 160 машин[16].

Перспективы развития

На сегодняшний день самолёт, несмотря на его значительный модернизационный потенциал, считается устаревшим и с 2005 года В ВВС США больше не поступает. В качестве прямой замены F-16 создавались перспективные F-22 и F-35, однако эти машины чрезмерно дороги в производстве и эксплуатации, кроме того, имеют ряд технических проблем и ограничений. В силу этих обстоятельств ведутся исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию машин с повышенной боевой эффективностью и высокими лётно-техническими характеристиками, которые должны быть проще самолетов F-22 и F-35, чтобы стоимость проекта оставалась на приемлемом уровне. При этом они должны выполнять поставленные задачи, используя современные технологии[17].

См. также

Галерея

Литература

Епишкинец Юрий. Американский тактический истребитель F-16 «Файтинг Фалкон» // Зарубежное военное обозрение : журнал. — М., 2023. — № 8. — С. 66-67.

Примечания

Комментарии

Угол атаки крыла самолёта
  1. Угол атаки — это геометрическая характеристика, определяющая режим обтекания профиля крыла потоком воздуха. Представляет собой угол между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля крыла. Влияет на подъёмную силу крыла, находясь с ней в прямой пропорциональности[8]
  2. Конформные топливные баки представляют собой дополнительные топливные баки, прилегающие к фюзеляжу самолёта. Они увеличивают дальность полета, не занимая при этом точек подвески

Источники

  1. Robert H. Widmer, Designer of Military Aircraft, Dies at 95 F-16D Block 52. Дата обращения: 23 августа 2024. Архивировано 18 июля 2018 года.
  2. Lockheed Martin Awarded Contract to Build F-16 Block 70 Aircraft for Bahrain. Дата обращения: 23 августа 2024. Архивировано 29 июня 2018 года.
  3. F-16 Fighting Falcon. Дата обращения: 23 августа 2024. Архивировано 4 апреля 2009 года.
  4. Lightbody, Andy. The Complete Book of Top Gun: America’s Flying Aces (англ.). — New York: Beekman House, 1990. — 256 p. — ISBN 0-88176-835-9.
  5. World Air Forces 2019, p.5
  6. U.S. Air Force receives last F-16 F-16 Fighting Falcon News (англ.). Дата обращения: 26 августа 2024. Архивировано 25 марта 2005 года.
  7. 7,0 7,1 Боевой сокол Дяди Сэма (американский истребитель F-16 Fighting Falcon). Техноистория. Дата обращения: 1 сентября 2024.
  8. Т. А. Баяндина. Динамика полёта самолёта. Расчёт траекторий и лётных характеристик. — Самара: Издательство Самарского университета, 2023. — 152 с. — ISBN 978-5-7883-1935-3.
  9. Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 712. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
  10. Самый массовый истребитель четвертого поколения (1 февраля 2017). Дата обращения: 1 сентября 2024.
  11. F-16 последней модификации: преимущества модели Block 70/72. Военное обозрение (3 июля 2023). Дата обращения: 1 сентября 2024.
  12. Lockheed Martin F-21. Американский самолёт для Индии. Военное обозрение (1 марта 2019). Дата обращения: 1 сентября 2024.
  13. Боевое применение и потери истребителей F-16 Fighting Falcon. Военное обозрение. Авиация (24 мая 2023). Дата обращения: 31 августа 2024.
  14. Katherina Davis. Ranked: Most powerful air forces in the World, 2024 (англ.) (4 апреля 2024). Дата обращения: 31 августа 2024.
  15. The Military Balance 2024 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Taylor & Francis, 2024. — 552 p. — ISBN 9781032780047.
  16. Дороже истребителя пятого поколения. Чем так хорош F-16 Block 70/72?. Российская газета. Дата обращения: 31 августа 2024. Архивировано 30 июля 2019 года.
  17. Снова 4 поколение. Гипотетическая замена F-16 и F-35 для ВВС США. Военное обозрение (12 марта 2021). Дата обращения: 1 сентября 2024.

Ссылки

F-16 Fighting Falcon News

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!