Шишкинские писаницы

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Шишкинские писаницы (Иркутская область)
Точка
Шишкинские писаницы
Иркутская область, Россия
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Ши́шкинские пи́саницы — группа наскальных разновременных изображений, расположенная вдоль берега реки Лена, вблизи посёлка Качуг Иркутской области. Протяжённость объекта археологического наследия составляет около 3,5 километра. Один из рисунков писаницы изображён на гербе Республики Саха (Якутия)[1].

Шишкинские писаницы 2.JPG
Шишкинские писаницы 3.JPG

История открытия

Объект археологического наследия был открыт в 1737 году экспедицией Г. Ф. Миллера, но должного значения этому не было придано. В 1929 году он был обнаружен А. П. Окладниковым, при исследовании местности, окружавшей раскапываемый могильник, на окраине деревни Шишкино. В это же время были сделаны первые копии и предложена датировка, которая впоследствии подвергалась критике[2].

Реставрация и сохранение

В 1959 году А. П. Окладников, при повторном изучении писаницы, отметил ухудшение её состояния. В 1980-е годах шла масштабная паспортизация памятников археологии, в том числе была обследована Шишкинская писаница. Проверка её состояния показала серьёзные разрушения природного и антропогенного характера. В 1983 году не удалось обнаружить некоторые опубликованные ранее изображения, и было принято решение о подготовке памятника к повторному копированию. В реконструкции и сохранении участвовали археологи Л. В. Мельникова и В. С. Николаев, а также специалист по инженерной геологии Н. И. Демьянович. Копирование производилось на микалентную бумагу, новым на тот момент методом, разработанным В. Ф. Капелько. На памятнике работали и реставраторы из Государственного научно-исследовательского института реставрации. Они закрепили отслоения, заделали трещины, сняли надписи, сделанные масляной краской. Подобные реставрационные работы тогда проводились впервые не только в СССР, но и в мире. Методики и реставрационные материалы разрабатывались «на ходу».

Основные работы были сосредоточены в Центре по сохранению историко-культурного наследия при Иркутском облисполкоме[2]. Несмотря на все усилия учёных, писаница продолжает разрушаться из-за изменения климата и вандализма.

Наскальная живопись

Герхард Фридрих Миллер (Мюллер)

Датировка

Шишкинские писаницы

А. П. Окладникову принадлежит первая периодизация петроглифов Предбайкалья, разработанная на материалах Шишкинской писаницы в 1959 году. Он выделил пять хронологических групп, отличающихся, по его мнению, стилем, техникой выполнения, композиционным построением и характером сюжетов. К эпохе палеолита он отнёс два изображения, представленные образами быка и лошади. Рисунки выполнены контурной линией «бледно-красной, с нежным лиловым оттенком в некоторых местах» краской. Основанием для определения возраста явилось представление, что лошади и быки были обычной составной частью стада плейстоценовых травоядных. Кроме того, учёный увидел в рисунках особые технические приёмы, стиль, крупные размеры, отличные от неолитических рисунков Сибири и общие с красочными пещерными росписями Европы. Возраст данных изображений, по мнению исследователя, составил 15 тысяч лет. К эпохе неолита отнесён ряд изображений, выполненных либо красочной контурной линией, либо в технике сплошного протира. Значительное место среди них занимают фигуры лосей и благородных оленей — маралов. Концом неолита учёный датировал несколько антропоморфных изображений с так называемыми «шаманскими коронами из перьев» на голове.

А. П. Окладников

Датировки петроглифов эпохи неолита и ранней бронзы наряду с геоморфологическими данными опираются на материалы раскопок близлежащих могил. Время обнажения плоскости с изображениями — 7 тысяч нет назад. По 14С материалы из могил датируются той же эпохой: 6300±50 (ГИН-4553); 7340±120 (ГИН-6288); 6730±80 (ГИН-6816) и 6520±50 л. н. (ГИН-6755). В целом они не противоречат хронологии А. П. Окладникова[2].

Самую многочисленную группу рисунков составили писаницы эпохи раннего средневековья — VI—X века н. э. Основная масса изображений выполнена в технике сплошного протира. Характерной особенностью данной группы является абсолютное преобладание изображений всадников, а также отдельных фигур лошадей с узким и длинным туловищем, маленькой головой, с сильной мускулистой грудью и тонкими ногами[3].

Изображения

В 1959 году А. П. Окладниковым были сделаны описания изображений Шишкинской писаницы.

Большая лошадь

1. Располагается «на высоте 40—60 м над уровнем реки… занимает большую часть вертикальной, слегка наклонной книзу гладкой плоскости… поверхность местами стала ноздреватой и, несмотря на довольно значительную твёрдость песчаника, вздувается пузырями и шелушится, отпадая мелкими кусочками — пластиночками»[4].

2. Рисунок «…выполнен в совершенно иной, широкой и размашистой манере. Мастер смело и решительно вычерчивает широкими линиями контуры большого тела животного. Но он не в состоянии точно определить соотношение частей изображаемого тела, а затем скомпоновать их и представить на плоскости в таких же точно соотношениях, как в действительности. В его работе много непосредственного и детски-наивного, младенческого. Можно сказать, что от неё веет дыханием подлинной архаики, настоящим детством искусства, в то время как произведения неолитических мастеров отмечают наиболее высокий уровень, которого достигло в своём развитии реалистическое искусство древних племён Сибири»[4].

3. «… вся огромная фигура животного рассечена по горизонтали широкой продольной трещиной. Верхняя часть скалы выдаётся над нижней в виде небольшого карниза, а линии рисунка в задней его части оказываются не только разорванными, но и смещёнными в горизонтальном направлении. Создаётся впечатление, что после нанесения рисунка скала была разорвана горизонтальной трещиной, нижняя часть её сильно опустилась и, осев, сместилась на несколько сантиметров вправо. Смещение линии рисунка выразительно свидетельствует о его древности. О том же говорит и степень сохранности скалы. Верхний слой её ниже изображения коня полностью уничтожен выветриванием. Изображение сохранилось только потому, что над ним выступает уже отмеченный выше карниз, предохраняющий его от дождевой воды и тающего весной снега»[4].

4. В районе Шишкинских скал имеются археологические памятники эпохи верхнего палеолита, люди «могли оставлять на Шишкинских скалах следы своего пребывания в виде наскальных изображений, что подкрепляется анализом стиля и содержания последних»[4].

5.«… как показывают раскопки многочисленных палеолитических поселений, дикая лошадь была обычным жителем сухих и безлесых территорий Старого Света, простиравшихся на многие тысячи километров — от нынешних арктических островов до Северного Китая, от Маньчжурии до Пиренеев».

6. «По общей манере выполнения, довольно грубой и простой, а также по контурному характеру рисунка, ленское изображение лошади кажется более близким к самым ранним, ориньякским или солютрейским, изображениям, чем мадленским в их классических образцах»[4].

7. «Большой интерес представляют исключительно крупные размеры описываемого рисунка лошади… . Таковы же по размерам и многие изображения животных в палеолитической пещерной живописи Западной Европы»[4] .

Малая лошадь

1. «… на той же скале и всего лишь в трёх — четырёх метрах от большого рисунка, только несколько ниже его по вертикали, у левого края скалы».

2. «… внутренняя поверхность изображения между его внешними линейными контурами, была сплошь зашлифована в более позднее время. Шлифовавшие, впрочем, отнеслись к древнему изображению очень осторожно и бережно и совсем не тронули красочных контуров изображения. От их усердия пострадала только нижняя часть передней ноги животного, вероятно уже разрушенной выветриванием. Вместе с тем была наполовину уничтожена в её верхней части одна из двух соседних антропоморфных фигур, изображавших характерно стилизованных рогатых человечков. Человечки эти были, несомненно, вырезаны на камне в то время, когда ещё хорошо было видно всю переднюю ногу, так как они приходятся ниже того уровня, где, по общим пропорциям фигуры коня, должно было помещаться копыто. Шлифовальщик же продлил ногу настолько, что та вытянулась не менее, чем на 20—25 см, и уничтожила верхнюю часть антропоморфного изображения».

Бык

1. «… найден на Двадцать восьмом Камне, в его среднем ярусе».

2. «Остатки диких быков обнаружены … в старейших палеолитических поселениях Сибири — в Мальте и Бурети, где найдены не только кости конечностей быков, но и целые черепа этих животных. Быки наряду с лошадьми и куланами населяли обширные открытые пространства Сибири и после исчезновения важнейших представителей «мамонтовой фауны» верхнего палеолита — сначала носорога, а затем и самого мамонта. Многочисленные остатки быков рассеяны в вечномёрзлых толщах Северной Сибири, вплоть до далёких островов арктических морей… Но никаких бесспорных следов существования дикого быка в последующее время на территории сибирской тайги и тундры не встречено. Единственным исключением является только одна и во многом ещё загадочная находка зубов домашнего быка на стоянке М. Мунку вблизи Олёкминска, где наличие быка можно объяснить соседством с районами древнего скотоводства в степях Забайкалья и Монголии, откуда в самом конце неолита мог изредка проникать рогатый скот и на Среднюю Лену. Среди древнейших наскальных изображений таёжных областей Сибири также нет ни одного рисунка быка. Его не могло быть здесь, кроме Средней Лены, в позднем неолите по той причине, что дикий бык, как и дикая лошадь, не мог прожить в тайге не только зимой, когда она покрыта глубоким снегом, но даже и летом, потому, что в глухом таёжном лесу нет сколько-нибудь подходящего для корма травяного покрова».

Кроме вышеперечисленных аргументов древности рисунков А. П. Окладников выделил так называемый архаичный стиль, объединяющий все эти изображения.

«Как изображение быка, так и фигуры лошадей одинаково просты и примитивны по форме, но они глубоко реалистичны, как все древнейшие, палеолитические изображения животных; от них одинаково веет той особенной свежестью впечатления и неистребимой жизненной силой, которые характерны для творчества первых художников человечества. Бык из Шишкино является таковым»[4].

Примечания

  1. Герб Республики Саха (Якутия) // Геральдика.
  2. 2,0 2,1 2,2 Шер, Я. А. Шишкино: итог многолетней работы // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2. — С. 203—209.
  3. Мельникова, Л. В. Периодизация петроглифов Предбайкалья // Известия лаборатории древних технологий. — 2006. — № 1. — С. 259—283.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Демьянович, Н. И. К вопросу о палеолитических изображениях на шишкинской писанице // Известия лаборатории древних технологий. — 2008. — № 1. — С. 133—144.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!