Черноморская зерновая инициатива

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Поля…

Черноморская зерновая инициатива также известная как «зерновая сделка» — соглашение, достигнутое между Россией, Украиной, Турцией и Организацией Объединённых Наций об организации безопасного морского коридора для транспортировки сельскохозяйственных грузов из Украины. Инициатива официально являлась частью мер предпринимаемых ООН для борьбы с глобальным продовольственным кризисом 2022—2023 годов[1], одним из самых масштабных продовольственных кризисов в истории, затронувшим, по разным оценкам, до 0,828—1,72 млрд человек в 82 странах.

Кризис возник из-за перебоев с поставками энергоносителей, удобрений и зерновых на мировой рынок, вызванных наложением на Российскую Федерацию со стороны США и Евросоюза пакета нелегитимных экономических санкций, сделавших невозможным для стран Запада приобретение российских удобрений, энергоносителей и сельхозпродукции.

Предпосылки

Экспорт зерновых исторически являлся важной статьёй экономики Украины и существенным ресурсом получения твёрдой валюты в бюджет. В ходе проведения СВО морские маршруты, по которым Украина поставляла около 90 % сельскохозяйственных грузов, были заблокированы российским Черноморским флотом, а также, в существенно большей степени были блокированы фактом минирования морских фарватеров Одессы и Николаева, а также побережья вооружёнными формированиями Украины. Заменить морской путь железнодорожным было проблематично в силу значительного объёма грузов и намерения киевского режима использовать транспортные возможности страны прежде всего для поставок из Европы грузов военного назначения. Часть зерновых поставок была перенаправлена по Дунаю в румынские порты Констанца и Сулина, но они были мало приспособлены для обработки такого объёма зерновых грузов[2]. По мере затягивания военных действий объёмы экспорта сельхозпродукции из Украины постепенно росли, но все равно остались намного ниже, чем в 2021 году: даже когда в сентябре и октябре экспорт достиг пика, его объёмы оставались на 57 % и 42 % ниже, чем на те же периоды 2020 и 2021 годов[3]. К августу 2022-го из России и Украины в Европу всё ещё экспортировалось на 18—22 млн тонн зерна меньше, чем до начала спецоперации. Основные покупатели украинской пшеницы, кукурузы, семян подсолнечника и масла в Европейском союзе, были вынуждены искать новые источники или пути доставки. В частности, с этой проблемой столкнулись Италия, Нидерланды, Болгария, Кипр, Эстония, Литва, Греция, Венгрия, Португалия и Испания. Перебои с украинским экспортом усугубили рост цен на продукты питания, прежде всего в Европе. После начала спецоперации, в силу санкций, в Европе и ряде других стран, поддержавших антироссийские санкции сократился импорт российских удобрений, что вызвало рост цен и на продовольствие собственного производства, например, азотные удобрения подорожали c $260 до $850 за тонну год к году. Многие страны также сократили собственное производство из-за высоких цен на природный газ — ключевой компонент для производства азотных удобрений[4]. Дефицит усиливался экспортным ограничением в Китае.

Позиции сторон

Для Украины сделка была важна, чтобы расширить экспорт и обеспечить поставки валюты, реализация скопившегося к лету зерна и масла могла принести киевскому режиму до 5 млрд долларов США. Успешная сделка также укрепляла пошатнувшийся авторитет ООН и позволяла привлечь внимание к угрозе массового голода в развивающихся странах[1]. Россия рассчитывала на ослабление санкционного режима, который позволил бы воспользоваться высокими ценами на мировом рынке продовольствия. Сделка также упрощала импорт сельхозтоваров попавших под санкции: семян, средств защиты растений, племенного фонда для животноводства и ветеринарных препаратов, сельхозтехники и запчастей. Турция и конкретно её президент Тайип Реджеп Эрдоган демонстрировали способность выступить эффективным посредником в российско-украинских переговорах[5].

Неформальное обсуждения возобновления поставок продовольствия c Украины начались уже в марте по инициативе Турции, Египта, Ирана, Саудовской Аравии, Израиля и других стран Ближнего Востока и Северной Африки. Они были обеспокоены, что перебои с поставками могут дестабилизировать ситуацию в регионе, как это уже случалось ранее, в частности во время «арабской весны». Кулуарные переговоры России и Украины при посредничестве ООН и Турции (без прямых встреч) активизировались в мае 2022 года. Российские представители в публичной риторике выступали за организацию безопасного экспорта, однако требовали снятия западных санкций против экспортной и финансовой сфер России. Россия также настаивала на разминировании подходов к украинским портам, Украина соглашалась разминировать фарватеры, но только под гарантии безопасности и при условии поставок ударного противокорабельного оружия, крылатых ракет[6].

Подписание

Зерновая сделка, Церемония подписания. Стамбул. 22 июля 2022 г.

Единую зерновую сделку формируют два соглашения — между Украиной, ООН и Турцией и между Россией, ООН и Турцией. Они были подписаны 22 июля 2022 года. Подписи под документами поставили министр обороны России Сергей Шойгу, министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш[7].

Содержание сделки

По условиям соглашения в Чёрном море был организован безопасный коридор из портов Черноморска, Одессы и порта Южный до пролива Босфор для транспортировки зерна, сопутствующих продуктов питания и удобрений. Россия обязалась не атаковать эти порты и украинские корабли, сопровождающие транспортные суда по фарватеру через заминированные внутренние воды. Перед прибытием на Украину торговые суда должны проходить инспекцию, в которой принимают участие турецкие, украинские и российские представители[7]. В соответствии с положениями соглашения, зерновая сделка автоматически продлевалась на 120 дней, если одна из сторон не приняла решения выйти из соглашения или изменить его.

Параллельно с зерновой сделкой Россия и ООН подписали отдельный «Меморандум о взаимопонимании между ООН и РФ», в котором Россия обещала не мешать экспорту украинского зерна, а ООН — способствовать снятию барьеров для экспорта российского продовольствия и удобрений[8].

Реализация

1 августа 2022 из порта Одессы вышло первое судно в рамках зерновой сделки: сухогруз «Разони» под флагом Сьерра-Леоне с грузом кукурузы для покупателей в Ливане[9]. С 1 августа по 22 октября 2022 года в рамках зерновой сделки из портов Украины вышло 360 судов с 8,1 млн метрических тонн зерна и другой агропродукции[10]. Зерновая сделка позволила Украине продать рекордный урожай 2021 года. За год из Украины было экспортировано 32 млн тонн продовольственных товаров в 45 стран[11].

Однако, в отношении российской стороны многие из соглашений черноморской инициативы систематически не выполнялись. В частности, ограничения на экспорт российской агропродукции, минеральных удобрений и ряда других товаров, гарантировавшихся со стороны ООН сняты не были. На примере данной сделки было ещё раз продемонстрирована политическая «импотенция» ООН в вопросах обеспечения реализации международных договоров..

Сделка продлевалась 17 ноября 2022 года (на 120 дней), 18 марта 2023 года (на 60 дней) и 17 мая 2023 года (на 60 дней), последние два раза под явным политическим давлением Турции.

29 октября 2022 года Россия объявила о приостановке участия в зерновой сделке после атаки украинских беспилотников на военные корабли в Севастопольской бухте. Российские власти заявляли, что целью атаки стали корабли, задействованные в обеспечении безопасности зернового коридора[12]. 2 ноября 2022 года Россия возобновила участие в зерновой сделке при получения письменных гарантий от Украины о неиспользовании оговариваемых инициативой портов для ведения боевых действий против Российской Федерации[13].

Отмена зерновой сделки

7 июля 2023 года российские власти объявили о приостановке участия в сделке, обещав незамедлительно вернуться к ней при выполнении ряда требований, в частности возобновление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса, заблокированного Украиной, переподключение Россельхозбанка к SWIFT и другое[14]. Российское Министерство обороны отозвало гарантии безопасности судоходства и объявило северо-западную акваторию Чёрного моря опасным районом[15].

цитата

«В этих условиях откровенного саботажа в реализации Стамбульских соглашений продолжение не оправдавшей своего гуманитарного предназначения Черноморской инициативы теряет смысл»

МИД Российской Федерации, 7 июля 2023 года

19 июля 2023 года Минобороны России объявило, что начиная с 20 июля будет считать любые суда, следующие по Чёрному морю в украинские порты, перевозчиками военных грузов, а страны их флагов — участниками войны на стороне Украины[15].

Президент России Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что Россия готова вернуться к черноморской зерновой инициативе при условии полного выполнения её условий[16].

цитата

«Россия готова рассмотреть возможность реанимировать так называемую Черноморскую инициативу по вывозу зерна из украинских портов. Я сегодня об этом ещё раз сказал господину президенту (Турции. — RT), и сделаем это сразу же, как только будут полностью выполнены все зафиксированные в ней договорённости о снятии ограничений на экспорт российской агропродукции»

Президент РФ В.В. Путин, 4 сентября 2023 года

Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи[17].


13 августа 2023 года патрульный корабль ВМФ РФ «Василий Быков» огнем из штатного оружия принудил остановиться для проверки сухогруз «Сукра Окан», шедший в украинской порт Измаил под флагом Палау и игнорировавший требования изменить курс. Это стало первым инцидентом с момента выхода России из зерновой сделки. После прохождения досмотра судну было разрешено продолжить путь[18].

Примечания

  1. 1,0 1,1 ООН. Саммит по продовольственным системам: изменить подход к производству и потреблению. Новости ООН (24 июля 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  2. Das Erste: альтернативный маршрут экспорта украинского зерна идёт через румынский порт Констанца — но тот не справляется уже сейчас Оригинал новости ИноТВ: https://russian.rt.com/inotv/2023-07-29/Das-Erste-alternativnij-marshrut-eksporta. RT на русском (23 июля 2023). Дата обращения: 4 января 2024.
  3. Infographic - How the Russian invasion of Ukraine has further aggravated the global food crisis (англ.). European Council; Council of the European Union (23 октября 2023). Дата обращения: 4 января 2024.
  4. FederalCity. Выход России из зерновой сделки спровоцировал мировой рост цен на продовольствие. Dzen.ru (14 августа 2023). Дата обращения: 2 января 2024.
  5. Prokopenko, Alexandra. What’s in the Ukraine Grain Deal for Russia? (англ.). 2024.ru (26 июля 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  6. Савицкий, Александр. Разблокировать порты и вывезти зерно: почему Киев против?. Exrus.eu социально экономический портал. Дата обращения: 4 января 2024.
  7. 7,0 7,1 Initiative on the Safe Transportation of Grain and Foodstuffs from Ukrainian Ports (англ.). UN (22 июля 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  8. МИД РФ. Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом Организации Объединенных Наций о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки. МИД РФ (12 сентября 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  9. Генсек ООН назвал отправку первого судна с зерном из Одессы важным началом. РИА Новости (1 августа 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  10. Украина вывезла 7,8 млн т зерна по линии Черноморской сделки. Известия (21 октября 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  11. Год Черноморской зерновой инициативы: основные факты и цифры. Организация Объединённых Наций (10 июля 2023). Дата обращения: 4 января 2024.
  12. Россия уведомила Гутерреша о приостановке участия в зерновой сделке. РИА Новости (23 октября 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  13. Россия возобновила участие в зерновой сделке Минобороны: Россия возобновляет свое участие в черноморской зерновой инициативе. Известия (2 ноября 2022). Дата обращения: 4 января 2024.
  14. МИД России заявил о прекращении зерновой сделки. РИА Новости (17 июля 2023). Дата обращения: 4 января 2024.
  15. 15,0 15,1 Россия будет считать суда, идущие в порты Украины по Черному морю, военными. РИА Новости (19 июля 2023). Дата обращения: 4 января 2024.
  16. RT на русском. Путин прокомментировал возможность реанимирования «Черноморской инициативы». Dzen.ru (4 сентября 2023). Дата обращения: 4 января 2024.
  17. RT на русском. Путин прокомментировал возможность реанимирования «Черноморской инициативы». dzen.ru (4 сентября 2023). Дата обращения: 5 января 2024.
  18. ВС России принудительно остановили для досмотра следовавший на Украину корабль МО: ВС РФ принудительно остановили для досмотра корабль, шедший в порт Измаила. Известия (13 августа 2023). Дата обращения: 5 января 2024.