Человек в футляре (рассказ)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Человек в футляре
Человек в футляре
Жанр рассказ
Автор Чехов, Антон Павлович
Язык оригинала русский
Дата написания 1898 год
Дата первой публикации 1898
Цикл Маленькая трилогия
Следующее Крыжовник

«Челове́к в футля́ре» — рассказ, которым открывается «Маленькая трилогия» Антона Павловича Чехова, состоящая из рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Чехов работал над рассказом в мае — июне 1898 года. Впервые рассказ был опубликован в журнале «Русская мысль» № 7 от 1898 года[1].

История создания и публикации

Рассказ «Человек в футляре» открывает серию «маленькая трилогия» Чехова, состоящую из рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Замысел серии возник, согласно записок автора, летом 1898 года, но сюжеты рассказов долго жили в сознании автора. К рассказу «Человек в футляре» в записных книжках А. П. Чехова относится заметка: «Человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл идеал». При переносе данных строк в «Первую записную книжку», Чехов их дополнил: «Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то казалось, улыбался: нашёл свой идеал».

В мае 1898 года в своей усадьбе в Мелихово Чехов приступил к работе над рассказом «Человек в футляре». Закончил рассказ в июне того же года[2]. В начале июня 1898 года рассказ готовился к печати, 15 июня 1898 года рассказ был отправлен в журнал «Русская мысль». В журнал «Русская мысль» рассказ вошёл без цифрового обозначения (предположительно, по недосмотру редакции), два других рассказа имели обозначения: II, III. Книжка «Русской мысли» с рассказом «Человек в футляре» вышла около 20 июля 1898 года и уже в июльских газетах появились печатные отзывы.

При жизни Антона Павловича «Человек в футляре» был переведён на чешский, болгарский и сербскохорватский.

Сюжет

Остановившиеся на ночлег охотники рассказывают друг другу истории. В итоге разговор заходит об одиноких людях, которые стараются жить в своей скорлупе. Буркин, один из собеседников, вспоминает учителя из гимназии — Беликова.

Беликов преподавал гимназистам «мёртвый» древнегреческий язык. Он вёл одинокую и уединённую жизнь, опираясь на принцип «Как бы чего не вышло». Беликов был всегда чем-то сильно обеспокоен, в хорошую и солнечную погоду он выходил на улицу в своем «футляре»: в очках, калошах и с зонтом. Он сильно зависел от мнения окружающих людей, особенно от мнения тех, кто стоит выше по положению и должности. Беликов внушал всем, что жить необходимо по правилам и циркулярам.

Ситуация изменилась после того, как в гимназию устроился новый учитель Коваленко. Беликов познакомился с его сестрой-хохотушкой Варенькой и влюбился. Жизнерадостная, весёлая, общительная и хорошенька девушка внесла сумбур в размеренную жизнь учителя. Кто-то нарисовал карикатуру на «влюблённого антропоса», изобразив на ней Беликова и идущую с ним под руку Вареньку. Таким образом о чувствах Беликова узнал весь город. Помимо этого, героя возмущали прогулки Вареньки на велосипеде. Он был уверен, что поездка женщины на велосипеде является верхом неприличия. Беликов хотел прочесть нравоучение по поводу поведения сестры её брату, но Коваленко под смех Вареньки спустил его с лестницы.

От переживаний, что о его унижении узнают жители города, Беликов заболел. Через месяц Беликов умер. После смерти героя все испытали облегчение. Когда Буркин закончил свой рассказ, его собеседник Иван Иваныч, произносит: А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?

Персонажи и характеристика произведения

В рассказе «Человек в футляре» список персонажей состоит из противоположных и совершено несовместимых друг с другом людей, герои рассказа заставляют задуматься читателя о собственном «футляре».

Герои «Маленькой трилогии»:

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский — дворянин, ветеринарный врач. Высокий, худой старик с длинными усами. По мнению окружающих, его странная двойная фамилия ему совершенно не подходит, из-за чего Ивана Ивановича все зовут по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал поохотиться и подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.
  • Буркин — рассказчик истории, бывший сосед Беликова. Полный, невысокий, лысый мужчина, обладатель длинной бороды. Работает в гимназии, жил в одном доме с главным героем рассказа.
  • Мавра — жена старосты села, в котором заночевали охотники.
  • Герои рассказа Буркина:
  • Беликов — преподаватель греческого языка, главный герой. Буркин рассказывает о Беликове своему товарищу по охоте. Беликов выходил на улицу в любую погоду с зонтом, в калошах, и всегда высоко поднимал воротник. Его пугали изменения, а любые запреты он воспринимал за норму. Он осуждал любое отклонение в поведении, даже безобидное. Он постоянно опасается «как бы чего не вышло».
  • Михаил Саввич Коваленко — преподаватель, коллега Беликова и Буркина. Высокий и крепкий мужчина, антипод Беликова. Совершенно не понимает, почему все боятся Беликова. Выгоняя из своего дома Беликова, он спускает его с лестницы".
  • Варенька Коваленко — сестра Михаила Коваленко, 30 лет, возлюбленная Беликова. Варвара Саввишна — яркая жизнерадостная хохотушка.
  • Повар Афанасий — слуга Беликова, 60 лет, постоянно выпивший и немного не в своём уме. Ранее работал денщиком.

Критика и рецензии

Рассказ «Человек в футляре» был опубликован после полугодового молчания Антона Чехова, в связи с чем вызвал многочисленные отклики. Автору писали друзья, знакомые и совершенно незнакомые восторженные почитатели писателя.

24 августа 1898 года Чехову написал А. И. Сумбатов (Южин):

«Успел в день приезда в Москву прочесть твою июльскую повесть – «Человек в футляре» <…> Уж очень коротко пишешь, ей-богу. Не говорю уже, как редко! Ведь это хвостик, этюд. И так читать почти нечего, а тут набредешь на что-нибудь живое, чуть разлакомишься – хлоп, конец»

10 сентября 1898 года из Ниццы к Чехову обращался художник, русский вице-консул в Ментоне, Н. И. Юрасов:

«Я недавно прочел Ваш рассказ «Человек в футляре», хвалить не смею»

Рассказ получил противоречивые отклики со стороны профессиональных критиков современников автора. Чехова обвиняли в «равнодушии и значительной беззаботности автора», «безыдейности чеховских анекдотов»[3].

Образ «человека в футляре» ещё при жизни Антона Павловича, стал нарицательным. В том числе В. И. Ленин в 1901 году в статье «Внутреннее обозрение» писал: «Надо вообще сказать, что наши реакционеры, — а в том числе, конечно, и вся высшая бюрократия, — проявляют хорошее политическое чутье. Они так искушены по части всяческого опыта в борьбе с оппозицией, с народными „бунтами“, с сектантами, с восстаниями, с революционерами, что держат себя постоянно „начеку“ и гораздо лучше всяких наивных простаков и „честных кляч“ понимают непримиримость самодержавия с какой бы то ни было самостоятельностью, честностью, независимостью убеждений, гордостью настоящего знания. Прекрасно впитав в себя тот дух низкопоклонства и бумажного отношения к делу, который царит во всей иерархии российского чиновничества, они подозрительно относятся ко всем, кто не похож на гоголевского Акакия Акакиевича или, употребляя более современное сравнение, на человека в футляре»[4]. Позднее в своих многочисленных статьях, речах, письмах В. И. Ленин неоднократно обращался к образу «человека в футляре».

Театральные постановки и экранизации

1939 год — «Человек в футляре» — художественный фильм, режиссёр — Исидор Анненский. В роли Беликова — Николай Хмелёв. В 1965 году фильм вышел в новой редакции.

1958 год — «Человек в футляре» («O Homem do Estojo») — телевизионный художественный бразильский фильм, режиссёр — Силас Роберг.

Примечания

  1. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том 10. Рассказы, повести 1898-1903. — М.: Наука, 1977.
  2. Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово». Дата обращения: 22 июля 2023.
  3. К. Медведский. [215, 7 августа Литературные заметки. Нечто о г. Чехове и «футлярах»] // Московские ведомости. — 1898. — № № 215, 7 августа.
  4. В.И. Ленин. Том 5. Полное собрание сочинений. — М.: Издательство политической литературы, 1967. — С. 327.