Чекалин, Михаил Геннадиевич
Михаил Геннадиевич Чекалин | |
---|---|
![]() | |
Дата рождения | 27 мая 1959 |
Место рождения | Москва, СССР |
Дата смерти | 28 декабря 2024 (65 лет) |
Место смерти | Москва, Российская Федерация |
Страна |
![]() ![]() |
Профессии | композитор,музыкант,художник,продюсер |
Инструменты | фортепиано, синтезатор. |
Жанры | электронная, экспериментальная, прогрессив-рок, симфоническая , камерная музыка, музыка для театра, кино и балета. |
Коллективы | ВИА «Самоцветы» (1978 год) |
Награды | Лауреат премии «Чистый звук» в номинации «Симфоническая музыка» (первая премия) |
http://www.chekalin.net/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1 |
Михаи́л Генна́диевич Чека́лин (27 мая 1959, Москва, СССР — 28 декабря 2024, Москва, Российская Федерация) — советский и российский композитор-новатор, работавший во многих направлениях современной музыки (прогрессив-рок, электронная, симфоническая, камерная, музыка для театра, кино, балета), исполнитель (клавишник и вокалист). Кроме музыки занимался продюсерской деятельностью, пробовал себя как артист аудиовизуального жанра. Художник[1].
Биография
Родился в Москве. Отец Михаила — Геннадий Фёдорович Чекалин (1929 год —2001 год) был инженером, изобретателем аэростатов. В детстве Михаил учился в музыкальной школе. Среднее образование получил, окончив музыкальное училище имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени Шнитке). Диплом об окончании высшего учебного заведения получил в институте имени Гнесиных. Учился игре на фортепьяно, изучал хоровое дирижирование, сам пел в хоре. Серьёзно занялся композицией в 1973 году, а в 1976 году уже стал лауреатом Конкурса молодых композиторов[2][3][4].
В 1970-х годах начал зарабатывать себе на жизнь, участвуя в выступлениях профессиональных коллективов — на эстраде и в ресторанах, в качестве клавишника. В это же время работал как аранжировщик и клавишник в ВИА «Самоцветы». Через несколько лет Михаил решил, что работа исполнителя не даёт ему полностью погрузиться в композиторскую деятельность и бросил всё ради написания своей музыки[1][3].
В 1978 году он создал студию электронной музыки и светодинамики. Его единомышленниками в этом проекте были его друзья — дизайнер Сергей Дорохин, архитектор Михаил Тимофеевич Кокушкин и его брат физик Дмитрий Чекалин. Специально для студии ими была изобретена уникальная светографическая техника, использование которой предвосхитило появление лазерных шоу. Постоянными посетителями этой студии стали представители творческой интеллигенции. Студия просуществовала 14 лет — до 1992 года[5][4].
Сочинения Михаила Чекалина сильно отличались от современной ему музыки, написанной советскими композиторами. Она была слишком авангардной и это повлекло за собой всевозможные социальные и идеологические последствия. Он не был принят в официальные музыкальные сообщества, лишён возможности представлять свои произведения широкой публике, участвуя в официальных мероприятиях и концертах. Из-за его «политической индифферентности и пропаганду чуждой музыкальной культуры» (увлечение Бартоком, Айвзом, Лютославским и разными направлениями рок-культуры), его персоной заинтересовались работники КГБ[1][4].
И эта же новизна и необычность его представлений привлекала к нему всё новых поклонников. Музыкальные мероприятия, проводимые Чекалиным, получили название аудиовизуальные выступления. Показывались они в самых разных местах — от подвалов домов, до самых престижных площадок Москвы (Дом Художника, Дом Архитектора, Московский планетарий). Композитору заказывали музыку для спектаклей знаменитые театры Москвы. И не смотря на это музыкант жил полулегальной жизнью. Некоторые концерты оканчивались препровождением его в местные отделы милиции, с ним проводили беседы представители госбезопасности[3].
Собственная студия стала для Михаила отдушиной. Здесь он погружался в мир собственных произведений, отгородившись от внешних реалий. К началу 1980-х годов у композитора сформировался свой стиль, названный эклектичным филармоническим стилем (каталог Erdenklang). В 1993 году в Германии фирмой Erdenklang Musikverlag был выпущен сольный альбом Night Pulsation. В 1994 году композитор создаёт и записывает с джазовым трио «Вероятностную симфонию в стиле джаз». В 1997 году его музыка звучит в стенах Санкт-Петербургской филармонии — Большой симфонический оркестр под управлением Александра Полищука исполнил «Чёрный квадрат» (кончерто-гроссо в 4-х частях). В начале 2000-х годах композитор продолжал писать и экспериментировать, а также выпускать CD-издания. Были выпущены четыре CD-альбома на немецком лейбле CCn’C (Blowing Off the Inferno; Return of the Inferno; Living with the Inferno). С 2006 по 2013 год в США была издана полная коллекция его произведений, написанных в 1970-х — 1990-х годах (каталог CD MIrRecords/Eurock). В 2019 году Чекалин получил первую премию международного конкурса «Чистый звук» за аудиозаписи двух произведений («Последние времена года» и «Черный квадрат»)[4].
В последние годы жизни Михаил Чекалин страдал от депрессии. События 2022 года, происходящие в мире и в родной стране композитора только усугубляли его состояние. Вскоре болезнь его настигла и больше не отпускала. Жизнь Михаила Чекалина оборвалась на 66 году, утром 28 декабря 2024 года[6].
Творчество
Конец 1970-x годов это время становления и развития синтезаторной музыки. Именно в это время начинает свой творческий путь Михаил Чекалин как автор музыки для исполнения на синтезаторе. К концу 1980-х годов Михаил Чекалин стал одним из самых плодотворных композиторов, пишущих электронную музыку не только в России, но и за рубежом. Ранние его произведения несут на себе печать влияния классических композиторов, таких как Прокофьев, Стравинский, Рахманинов. Так же заметное влияние на его музыку оказывают фольклорные напевы и православное песнопение. Но чем больше композитор пишет, тем дальше он уходит от этого влияния[1].
В конце ХХ века начинают выпускаться виниловые пластинки с записями его произведений. В этом Михаилу помогают его друзья художники Константин Васильевич Худяков, Сергей Александрович Шаров, Константин Миронов (лидеры галереи современного искусства «М’Арс»). В содружестве с ними Чекалин записал уникальную серию из 12 пластинок, которая не имела аналогов в России. Одна из особенностей этой серии в том, что все сочинения были исполнены самим автором без привлечения других исполнителей. А также удивляет их жанровое разнообразие — от небольшой рок-пьесы до крупной симфонической формы[1].
В 1970-х —1980-х годах, в эпоху андеграунда, Михаил Чекалин стоял у истоков различных музыкальных направлений, в том числе отечественного эмбиента. Именно этот стиль использовался им для создания музыкального фона на знаменитых выставках «Двадцати московских художников» на Малой Грузинской улице. Сотрудничество с этими художниками продолжалось 8 лет — с 1980 по 1988 годы. Музыку, написанную для выставок сам автор называл «пространственной музыкой». Позже эти сочинения были собраны в один альбом под названием «Медитативная музыка для препарированного электрооргана» и выпущены фирмой «Мелодия» на рубеже 1980-х — 1990-х годов. На трёх виниловых пластинках были собраны произведения, сочетающие в себе множество жанров: классику, джаз, фри-джаз, рок и психоделику.[1][7]
В 1991 году Михаил Чекалин участвовал в процессе появления сборника электронной музыки Восточной Европы Looking East — Electronic East не только как автор, но и как составитель. По его рекомендации в этот сборник вошла музыка многих, тогда ещё советских авторов — Эдуарда Артемьева, Свена Грюнберга, Эркки-Свен Тюйра, Лепо Сумера, Владимира Мартынова, Пеэтера Вяхи, Антона Батагова. Это был первый выход советских композиторов со своей электронной музыкой на мировой уровень, к зарубежному слушателю[1].
В 1990-х годах композитор увлёкся джазом. Итогом этого увлечения стала «Вероятностная симфония в стиле джаз», которую он записал совместно с джазовым трио Сергея Трофимова в 1994 году. В 2001 году композиция была выпущена на CD в Великобритании (серия «Золотые годы нового джаза»), и получила от зарубежных слушателей эпитеты «захватывающей импровизационной и пост-модернистской камерной музыки» (Бэрри Уизерден из 'JazzReview', Великобритания), создающей «ощущение бесконечного пространства» (Филипп Кларк, The Wire, 2002, Великобритания). А самого композитора называют «таинственным чародеем клавиш» (Дэн Уобертон, Signal to Noise, 2002, США)[1].
В конце 1980-х — начале 1990-х годов Михаил Чекалин снялся в нескольких фильмах и телепроектах. Его можно увидеть в следующих лентах и записях программ:
- «Абсолютное соло» (Центральная студия документальных фильмов, 1990 год, режиссёр Татьяна Юрина).
- «Введение в интуицию» (Центральное телевидение России, 1994 год, Режиссёр: Ирина Бахтина)
- «Под знаком Пи» (1991 год)
- «Музыка не для всех» (1993 год)
- «Кафе Обломов» (1994 год)
- «Программа А» (1995 год) и другие[4].
В 2003 году были выпущены 2 CD «Медитативная музыка для препарированного органа», вобравшие в себя сочинения, написанные в 1979 году, 1982 году и 1983 годах. О музыке с этих дисков было написано много восхищённых отзывов.
Эта пьеса такого рода, для каких были сделаны наушники, поскольку поверхностное прослушивание не улавливает всех нюансов… Чекалин пишет свои музыкальные ландшафты, астрошафты, с помощью различных фактур. Пьеса для тех, кто ищет музыку, которая постоянно интригует, которая, похоже, еще больше не влезает в упаковку, – им и испробовать
В 2019 году был проведён первый российский конкурс «Международная премия за «Чистый звук»». Для участия в конкурсе принимались фонограммы произведений российских композиторов, опубликованные не раньше 2017 года. В номинации «Симфоническая музыка» лидировала запись произведений Михаила Чекалина «Последние времена года» и «Чёрный квадрат», исполненные разными оркестрами — Московским камерным оркестром «Времена года» под управлением Владислава Булаховова и Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением Александра Полищука[8].
Музыку Чекалина называют «жемчужиной, которую нельзя упустить» (Фред Трэфтон, New Gibraltar Encyclopedia of Progressive Rock, CША). За свою жизнь он создал около 70 произведений инструментальной музыки (в том числе акустической). На его счету более 60 альбомов, выпущенных как в России так и за рубежом[1].
Кроме концертной музыки композитор не гнушался писать и прикладную. Так им была написана музыка для комплексов оздоровительных упражнений для детей (выпущенных в журнале «Колобок» в формате гибкого диска); музыка для дипломной работы в Школе МХАТ (исполнение брейк-данса); музыкальная часть программы психотерапии для клиники неврозов Зиновия Петровича Соловьёва и другая[4].
Музыка для театра, кино, балета
В 1980-х годах Чекалин много музыки писал для театра и кино. В 1984 году вышел в свет спектакль «Малыш» по повести братьев Стругацких. Это была первая постановка научной фантастики в советском театре. И в сценографии этого спектакля по предложению Михаила Чекалина впервые было использовано аудиовизуальное лазерное оборудование. В содружестве с балетмейстером Борисом Эйфманом Чекалин работал над созданием музыки к балету. Итогом этого труда стала музыка к первому советскому балету на льду «Фауст. ХХ век», который в 1988 году поставил Игорь Бобрин[1].
В разные годы им была написана музыка для таких спектаклей, как:
- 1982 год — «До третьих петухов» Василий Шукшин // Московский театр Мимики и жеста.
- 1984 год — «Малыш» Аркадий и Борис Стругацкие // Центральный Детский Театр (Режиссёр Алексей Бородин).
- 1985 год — «Детектив каменного века» Александр Володин // Театр на Малой Бронной (Режиссёр Анатолий Эфрос).
- 1990 год — «Археология» Алексей Шепенко // МХАТ (Режиссёр Михаил Кочетков).
- 1991 год — «Вишневый сад» Антон Чехов // Московский Театр мимики и жеста (Режиссёр Борис Щедрин).
- 1997 год — «Прощайте… и рукоплещите!» // Театр-студия Олега Табакова (Режиссёр Олег Табаков).
- 2008 год — «Что Такое пО…» моноопера для драматической актрисы // премьеры: 2008 ГЦСИ; 2009 Театральный Центр на Страстном (Режиссёр Михаил Чекалин)[3].
Фильмы, для которых Чекалин написал музыку:
- 1989 год — «Поражение» // Центральная студия документальных фильмов. (Режиссёр Михаил Павлов).
- 1989 год — «Диссоната» // ВПТО «Видеофильм» (Оператор и постановщик Игорь Хорев).
- 1989 год — «Абсолютное соло» // Центральная студия документальных фильмов (Режиссёр Татьяна Юрина).
- 1991 год — «Введение в интуицию» // РТР (Режиссёр Ирина Бахтина).
- 1992 год — «Гипнэротомахия» // Студия «Пилот» Александра Татарского (Режиссёр Андрей Свислоцкий).
- 1992 год — «Введение» // Студия «Пилот» Александра Татарского (Режиссёр Ренат Газизов).
- 1992 год — «Интродукция» // Студия «Пилот» Александра Татарского (Режиссёр Ренат Газизов).
- 1993 год — «Происхождение видов» // Студия «Пилот» Александра Татарского (Режиссёр Ренат Газизов).
- 1994 год — «Добро пожаловать в XXI век» // (Режиссёр Елена Пророкова).
- 1995 год — «Выход (Потоп Сознания)» // «Союзмультфильм» (Режиссёр Елена Пророкова).
- 1998 год — «Слушайте Россию» // (Режиссёр Вячеслав Тихонов) и другие[3].
Дискография
- 1988 Вокализ в рапиде
- 1989 Post-Pop — Non-Pop
- 1991 Медитативная музыка для препарированного электрооргана 1
- 1991 Медитативная музыка для препарированного электрооргана 2
- 1991 Медитативная музыка для препарированного электрооргана 3
- 1991 Практическое музицирование 1
- 1991 Украдкой в промежутках весны и осени
- 1991 Практическое музицирование 2
- 1991 Зелёная симфония — Ритуал ночи для голосов
- 1991 Пограничные состояния
- 1991 Симфония-фонограмма
- 1991 Введение в интуицию
- 1991 Concerto Grosso 1
- 1991 Concerto Grosso 2
- 1991 Русская мистерия
- 1993 Фильм-музыка 1
- 1993 Двойной альбом с симфонией в стиле нью-эйдж. Диск I
- 1993 Двойной альбом с симфонией в стиле нью-эйдж. Диск II
- 1993 Пульсация ночи
- 1995 Альбом с симфонией
- 1996 Нонконформист 2CD
- 1997 Аналоговая магия 4CD
- 1997 Бог фарфора
- 1999 Избежание страсти к острым и колющим предметам
- 2000 Concerto Grosso 1
- 2001 Concerto Grosso 2
- 2001 Вероятностная симфония в стиле джаз в 5 частях для 4 исполнителей
- 2001 Последние времена года. Чёрный квадрат
- 2002 Сатурн. Изделие №…
- 2003 Фортепиано
- 2003 Медитативная музыка для препарированного органа, диск 1
- 2003 Медитативная музыка для препарированного органа, диск 2
- 2004 Симфония-фонограмма, диск 3
- 2004 Зелёная симфония — Пограничные состояния, диск 4
- 2004 Украдкой в промежутках весны и осени, диск 5
- 2004 Языческая сюита
- 2004 Paradigm Transition
- 2004 Untimely
- 2005 Поругание Пацифика
- 2005 59 стихотворений русских поэтов о любви
- 2006 Осень Небожителя — Лирика Ли Бо
- 2006 Лешики
- 2008 Что такое есть пО…
- 2008 Kidnapping Europe
- 2010 Catharsis
- 2011 Blowing Off the Inferno
- 2011 The Return of the Inferno
- 2012 Living with the Inferno
- 2012 Historic Edition vol. 1 — A Well Prepared Electric Organ
- 2012 Historic Edition vol. 2 — Background-Underground
- 2012 Historic Edition vol. 3 — Free Piano
- 2012 Historic Edition vol. 4 — Just Bits & Pieces
- 2012 Historic Edition vol. 5 — Open Piano Psychedelic Nocturne…
- 2012 Historic Edition vol. 6 — Tercium Organum — Disturbances…
- 2012 Piano Variations
- 2012 Saturn
- 2013 In Concert II [with Alexander Eisenstadt]
- 2014 Dissonata
- 2014 Requiem for Unofficial Moscow Artist — PostSymphony № 12
- 2014 Symphony #13
- 2015 Mahavox Symphony 1
- 2015 Mahavox Symphony 2
- 2015 PIano No Concerto, Protest, Anthems [with Alexander Eisenstadt]
- 2016 Music for Film
- 2016 Existentions
- 2016 Ad Marginum
- 2019 Reflections
- 2016 In Concert I [with Alexander Eisenstadt]
- 2016 Double Album vol. 1 — A New Age Symphony
- 2016 Incantation Songs
- 2016 A Pagan Suite
- 2016 Probability Symphony in the Style of Jazz in 5 Parts for 4 Players [with New Jazz Trio]
- 2016 Meditations for Prepared Electric Organ vol. 1
- 2016 Post-Pop-Non-Pop
- 2016 Between Spring & Autumn by Stealth
- 2016 Concerto Grosso 1 & 2
- 2016 The PostElectric Symphony
- 2016 Supremus Continue
- 2016 Are We Here, Are We Long Gone? NeoAmbient PostMeditative
- 2018 Ecstatic Lullaby
- 2018 A Bathroom for Esthete
- 2019 Double Album vol. 2 — Identifications
- 2019 Porcelain God
- 2019 Avoiding the Desire for Cutting & Piercing Objects
- 2019 Meditations for Prepared Electric Organ vol. 2
- 2019 Vocalise in Rapid
- 2019 Green Symphony — Borderline States
- 2019 Symphony-Phonogram
- 2019 FortePiano
- 2019 Post-Realism 1
- 2019 Post-Realism 2
- 2019 MonoOpera — What Is Po..? [with Natalya Vlassova]
- 2019 PostAmbient Symphony
- 2019 Kidnapping Europe
- 2019 Alive@50 — Post-Requiem
- 2019 The Eurock Post-Symphony[4].
Награды
1976 год — Лауреат Конкурса молодых композиторов.
2019 год — Первая премия Российского музыкального союза в конкурсе «Чистый звук» (номинация «Симфоническая музыка»)[3]
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Возраст, родной город, биография Михаил Чекалин . Last.fm (20 декабря 2008). Дата обращения: 24 января 2025.
- ↑ Умер авангардный композитор и музыкант Михаил Чекалин . ИнтерМедия (информационное агенство) (28 декабря 2024). Дата обращения: 27 января 2025.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Михаил Чекалин (Michael Chekalin) - композитор - биография - российские композиторы // Кино-Театр.Ру : сайт. — 2024. — 29 декабря.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Helgi Hvitabjorn. Михаил Чекалин . OLMADA (18 сентября 2023). Дата обращения: 2 февраля 2025.
- ↑ Флорковская А. К. «Студия электронной музыки и динамической светографики». К истории московского неофициального искусства // Театр. Живопись. Кино. Музыка : журнал. — 2015. — № 3. — С. 3.
- ↑ Klimkovsky, Andrey. RIP Михаил Чекалин . Музыка и кино | Обзоры и рецензии (6 января 2025). Дата обращения: 2 января 2025.
- ↑ А.К. Флорковская. Михаил Чекалин . Авангард Углич. — Фрагмент из книги «Малая Грузинская 28». Дата обращения: 31 января 2025.
- ↑ krotovaaa. Опубликованы итоги первой международной премии «Чистый звук» . Stereo.ru (17 января 2020). Дата обращения: 31 января 2025.