Христос и грешница (история создания картины Поленова)

Материал из «Знание.Вики»

Статья посвящена истории создания картины Василия Поленова «Христос и грешница». Приведён разбор наиболее примечательных деталей картины.

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

История картины

Картина «Христос и грешница» Василия Поленова

Представленная работа Василия Поленова входит в серию картин, посвящённых жизни Христа. Ещё в юношеские годы, под впечатлением от грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» (1857), у него зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[1]. И в 1868 г. у Поленова возникла идея создания сюжета на евангельскую тему — историю Христа и грешницы. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 гг., во время пенсионерской командировки в Италию и Францию. С 1881 г., в период продолжительных путешествий по Ближнему Востоку, где художник создал эскизы и зарисовки людей, одежды, архитектуры, Поленов погрузился в работу над картиной. Зимой 1883—1884 гг. художник жил в Риме. Там он сделал большое количество эскизов для будущей серии «Из жизни Христа». Затем, в 1885 г., в усадьбе под Подольском, закончил угольный рисунок на холсте в размере будущего полотна. Непосредственно саму картину художник писал на протяжении двух лет в Москве[2]. И в 1887 г. на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картина была представлена публике. Полотно было приобретено императором Александром III.

Через много лет после создания картины Поленов писал: «Картина была названа мною „Кто из вас без греха“. В этом был её смысл. Но цензура не разрешила поставить эти слова в каталог, а разрешила „Христос и грешница“, так как этак назывались другие картины, а в музее потом её назвали „Блудная жена“, это совершенно противоречило евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая женщина»[3].

Картина получила много отзывов. Писатель и критик Всеволод Гаршин в «Заметках о художественных выставках» (1887) оценил картину так: «Нет ни одной, что называется, драпировки, всё это — настоящее платье, одежда; и художник, пристально изучивший Восток, сумел так одеть своих героев, что они действительно носят одежду, живут в ней, а не надели для подмостков или позирования перед живописцем»[4]. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что, отказавшись от официальной религии и церковности, Поленов реалистически трактовал как самого Христа, так и всю евангельскую историю. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»[5].

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Перед зрителями предстаёт сцена того, как люди приводят к Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень», — сказал Христос в ответ на вопрос разгневанной толпы, как поступить с этой женщиной (по закону Моисея её следовало подвергнуть избиению камнями). Как повествует Евангелие, люди, «обличаемы совестью», после его слов разошлись. «Где твои обвинители? — спросил Христос женщину, — никто не осудил тебя?» Она ответила: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Для Поленова данная история олицетворяет идею добра и всепрощения.


Храм

На картине изображён Иродов придел Второго Иерусалимского храма, который был разрушен во время штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны 66-73 гг.

Склон Елеонской горы

В правом верхнем углу картины виден склон Елеонской горы. Но в действительности с такого ракурса не может быть видно горы, которая по расположению картины находится на месте зрителя. Поленов в своих заметках откровенно сознаёт эту неточность пейзажа, однако рисует этот склон. Александр Соболев находит разумное объяснение решению художника. В своей статье «Евангельская эпоха в картине В. Д. Поленова „Христос и грешница“: опыт художественной критики и пояснение картины» он пишет: «Пусть не видна эта Елеонская гора в действительности, но здесь, в картине по истине прекрасен этот художественный обман дальнего пейзажа, относящего мысль нашу опять к тому же Иисусу, которым проникнуто всё в картине. Этот дальний план… как бы успокаивает взволнованную душу зрителя, отвлекая его от тяжёлой сцены…»[6].

Образ Христа

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа. С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомлённого лица. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в мысли. Свобода жеста и позы, а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. При этом художник старался подчеркнуть человеческую сущность Христа, сделать его облик похожим на окружающих его обычных людей[7]. Поэтому художнику важно было писать с натуры. Позировал Поленову его ученик — И. Левитан[8]. Вопросы вызвала прическа Иисуса. Его обычно изображают с длинными волосами, а на картине он изображён с короткими. Эта деталь многих вводила в негодование, в том числе Павла Третьякова. Но Поленов был твёрд в своём решении. Он видел образ Христа без всяких канонических черт, прежде всего как человека.

Писатель и публицист Владимир Короленко так отозвался об образе Христа: «С первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры… Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека, и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»[9].

Ученики Христа

В левой части картины изображён Христос, окружённый его учениками и другими слушателями. На картине запечатлён кульминационный момент евангельского события: только что был задан провокационный вопрос о том, что же делать с грешницей. В ожидании ответа Христа замерли его ученики. Чуть ли не по-детски они ждут ответа своего учителя. «Ученики как бы намеренно помещены художником в тени — эти простые галилейские рыбаки… — этот тёмный люд, уже призванный, но ещё не просветлённый»[10].

Толпа

Перед толпой, в которой находится грешница, выделяются фигуры фарисея и саддукея, представители древнееврейских религиозно-философских школ. Наиболее яростен фарисей, который, по-видимому, и задаёт вопрос Христу. Слева от него, ехидно улыбаясь, стоит рыжий упитанный саддукей. Хоть их течения и враждуют между собой, в этом эпизоде они объединились против Христа[11].

Симон Киринеянин

Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле в поле, на работы, — это Симон Киринеянин. «Он выезжает из Иерусалима, поспешая на работу, и не имеет досуга остановиться, хотя сцена видимо его интересует. Он засмотрелся на Учителя, о котором так много говорят в народе, и, разумеется, совершенно не подозревает, что через несколько дней он будет нести крест для распятия Христа на Голгофу»[12].

Литература

  1. Гаршин В. М. Заметки о художественных выставках // Сочинения. — Л.: Художественная литература, 1938. — С. 362—375.
  2. Копшицер М. И. Поленов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — С. 222; ОР ГТГ. Ф. 54. Ед. хр. 72. Л. 1. Письмо В. Д. Поленова к В. В. Воинову.
  3. Короленко В. Г. Две картины / Собрание сочинений в 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1955. — Т. 8. — С. 293—305.
  4. Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — С. 10.
  5. Соболев А. К. Евангельская эпоха в картине В. Д. Поленова «Христос и грешница»: Опыт худож. критики и пояснение картины / [Соч.] А. Соболева. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1887. — 60 с.
  6. Пастон Э. Василий Поленов: «Я несказанно люблю евангельское повествование…» // Третьяковская галерея. 2011. № 4. С. 57-6
  7. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — С. 173.
  8. Юрова Т. В. Василий Дмитриевич Поленов. — М.: Искусство, 1972. — 144 с.
  9. РГАЛИ. Ф. 822. Оп. 1. Ед.хр. 1523. Остроухов И. С. Отрывки из статьи о Поленове.
  10. «Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя — Православный журнал «Фома». URL: https://foma.ru/hristos-i-greshnitsa-kak-polenov-videl-spasitelya.html (дата обращения: 22.09.2022).

Примечания

  1. РГАЛИ. Ф. 822. Оп. 1. Ед.хр. 1523. Остроухов И. С. Отрывки из статьи о Поленове.
  2. Э. Пастон. Василий Поленов: «Я несказанно люблю евангельское повествование…» // Третьяковская галерея. 2011. № 4. С. 57-69.
  3. Копшицер М. И. Поленов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — С. 222.
  4. Гаршин В. М. Заметки о художественных выставках // Сочинения. — Л.: Художественная литература, 1938. — С. 362—375.
  5. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — С. 173.
  6. Соболев А. К. Евангельская эпоха в картине В. Д. Поленова «Христос и грешница»: Опыт худож. критики и пояснение картины.
  7. Юрова Т. В. Василий Дмитриевич Поленов. — М.: Искусство, 1972. — 144 с.
  8. Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — С. 10.
  9. Короленко В. Г. Две картины // Собрание сочинений в 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1955. — Т. 8. — С. 293—305.
  10. Соболев А. К. Евангельская эпоха в картине В. Д. Поленова «Христос и грешница»: Опыт худож. критики и пояснение картины / Соч. А. Соболева. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1887. — С. 29.
  11. Копшицер М. И. Поленов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 368 с.
  12. Соболев А. К. Евангельская эпоха в картине В. Д. Поленова «Христос и грешница»: Опыт худож. критики и пояснение картины / Соч. А. Соболева. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1887. — С. 18-19.