Хлобыстов, Алексей Степанович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Алексей Степанович Хлобыстов
Портрет
Дата рождения 23 февраля 1918(1918-02-23)
Место рождения село Захарово, Михайловский уезд, Рязанская губерния, РСФСР
Дата смерти 13 декабря 1943(1943-12-13) (25 лет)
Место смерти Мурманская область, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск Союз Советских Социалистических Республик ВВС
Годы службы 19391943
Звание Советская гвардия Капитан ВВС СССР
Капитан
Часть 153-й ИАП, 147-й ИАП,
20-й гвардейский истребительный авиационный полк 1-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил 14-й армии Карельского фронта
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Алексе́й Степа́нович Хло́быстов (23 февраля 1918, Захарово, Михайловский уезд, Рязанская губерния, РСФСР — 13 декабря 1943, Мурманская область, РСФСР, СССР) — советский лётчик-истребитель, гвардии капитан. Погиб в боевом разведывательном вылете, Герой Советского Союза. Один из двух советских лётчиков (наряду с Николаем Терёхиным), трижды совершив воздушный таран, причем два тарана — в одном бою[1][2].

Биография

Хлобыстов Алексей родился 23 февраля 1918 года в селе Захаровка (ныне село Елино Захаровского района, Рязанской области), в крестьянской семье. В семь лет Алексей остался без родителей, переехал в Подмосковье, к старшей сестре Евдокии. Окончил семь классов. Поступил на Карачаровский механический завод учеником электромонтёра. Освоил специальность и начал помогать сестре[3]

С 1935 года трудился электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем перешёл на Металлокомбинат в городе Перово. Алексей мечтал о небе, одновременно учился в Ухтомском аэроклубе. По комсомольской путёвке в 1936 году поступил в военную авиационную школу лётчиков имени Александра Фёдоровича Мясникова. В 1939 году Алексея Хлобыстова призвали в армию. Качинскую военную авиационную школу пилотов окончил в 1941 году. Лейтенант Хлобыстов откомандирован в 153-й истребительный авиационный полк на Ленинградский фронт[2].

Боевой путь

В начале Великой Отечественной войны Алексей Хлобыстов в составе 153-го истребительного авиаполка защищал Ленинград. 1-го июля 1941 года на истребителе И-153 сбил первый самолёт противника — бомбардировщик «Юнкерс-87». Были ещё успешные схватки с противником в небе, многочисленные вылеты на штурмовку вражеских войск. Осенью 1941 года Алексей сбил четвёртый вражеский самолёт, в бою его ранило. Месяц провёл в госпитале. За мужество и отвагу, проявленное в воздушном бою Алексей Хлобыстов награждён орденом Красного Знамени. Под Ленинградом Алексей Хлобыстов совершил 214 боевых вылета.

В январе 1942 года лейтенант Алексей Хлобыстов стал командиром звена 147-го истребительного авиаполка ВВС 14-й армии на Севере. Зарекомендовал себя храбрым лётчиком и умелым командиром. Летал на штурмовку войск противника, прикрытие Туломской ГЭС, Кировской железной дороги, подступов к Мурманску. 4-го апреля 1942 года полк преобразован в 20-й гвардейский. К этому времени на счету Алексея Хлобыстова 266 боевых вылетов.

8 апреля 1942 года, в группе командира эскадрильи Алексея Павловича Позднякова на истребителе «Томагаук» Хлобыстов выполнял задание в районе Ростикента. По сообщениям пограничников в этом районе концентрировались немецко-финские войска. Вблизи цели лётчики перехватили шедшие на Мурманск 15 бомбардировщиков «Юнкерс-87» под прикрытием двух групп «Мессершмитов». Истребители обеих сторон сошлись в воздушном бою. Когда немецкий самолёт оказался рядом Алексей Хлобыстов ударил правой плоскостью по хвостовому оперению противника. Самолёт противника повреждённый ушёл к земле. У «Томагавка» от удара отвалился конец крыла., но машина слушалась управления. В следующем эпизоде воздушного сражения «лоб в лоб» с немецким лётчиком сошёлся капитан Алексей Поздняков. Вскоре, когда Алексей Хлобыстов расходился с двумя немецкими истребителями, он той же плоскостью задел ещё один самолёт. Советский лётчик остался жив. Он сумел удержать самолёт в воздухе и благополучно вернулся на аэродром. Свидетель боя по радиосообщениям на командном пункте и наблюдавший посадку корреспондент дивизионной газеты «За Родину» Александр Шевцов вспоминал:

Мы подбежали к самолёту. На крыло было страшно смотреть. Мягкий, дюралюминий при ударе закруглился, завился в причудливые завитки, напоминая большой диковинный цветок. Увидев нас, Алексей Хлобыстов показал на обломанную плоскость и с виноватой улыбкой сказал: «Смотри, какая розочка получилась…»

Прослышав об уникальном случае — три тарана в одном бою — на аэродром приехал уполномоченный ГКО на Севере Иван Дмитриевич Папанин, который находился в это время в Мурманске. Он сфотографировал «розочки». В том же месяце с Алексеем Хлобыстовым беседовал писатель Константин Симонов, написавший об отважном лётчике очерк «Русское сердце». Он опубликован 21 мая 1942 года в газете «Красная Звезда», 22 мая в газете «Правде», затем печатался в журнале «Огонёк» и вышел отдельным изданием. Это создало лётчику популярность в стране. Из материалов военных лет[4].

из газеты «Часовой Севера» № 121 от 1.05.1942 года.

Хозяева воздуха мы!

Однажды возвращаясь со штурмовки мы повстречали большую группу «Юнкерсов-87» и сопровождавших их истребителей. Воспользовавшись случаем я атаковал одного бомбардировщика и поджёг его. Тогда на меня навалились «Мессершмитты» На помощь мне поспешил лётчик Петелин. С ним вместе мы взяли в оборот «стодевятого» и сразили его.

Развернулся тяжёлый групповой бой. Мы одновременно защищали своих бомбардировщиков и старались выиграть каждую схватку с истребителями противника. Нами руководили воля к победе, желание не выпустить фашистов живыми из боя.

Попробовали подступиться к нам и «стодесятые». Сделав боевой разворот я оказался выше и сбоку одного из них. Загремели очереди. «Мессершмитт» задымил и пошёл к земле.

Позади много воздушных боёв, напряжённых и стремительных. А впереди их ещё больше. Они будут ещё более напряжёнными и грозными. Но мы смело глядим в будущее. В воздухе хозяева — мы. Почти каждый день мы меряемся силами с врагом, знаем с кем имеем дело.

Всё реже стали встречаться «ассы», всё чаще немцы запускают в воздух желторотых птенцов: редеют лётные кадры фашистов. На оттаявших сопках всё больше появляется костяков машин с дьявольским знаком свастики. Мы разили и будем разить воздушных пиратов пулей, снарядом, тараном. Не летать чёрным крыльям под советским небом!

Старший лейтенант А.Хлобыстов

14 мая 1942 года при отражении налёта на Мурманск Алексей Хлобыстов на горящем истребителе, спасая товарища совершил свой третий таран. При ударе его выбросило из самолёта, в нескольких метрах от земли ему удалось раскрыть парашют. За образцовое выполнение заданий командования и исключительный героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года гвардии лейтенанту Алексею Степановичу Хлобыстову присвоено звание Героя Советского Союза.

13 декабря 1943 года гвардии капитан Алексей Хлобыстов в паре с лётчиком Александром Калегаевым на «свободную охоту». Целью была разведка автодорог в район линии фронта по маршруту Петсамо — Титовка. С боевого задания оба лётчика не вернулись[4]. В журнале боевых действий 6 горно-егерской дивизии есть запись, что в этот день два самолёта штурмовали немецкий укреплённый пункт «Зеенэгге», с высоты всего 150 метров и были обстреляны зенитными пулемётами. С земли наблюдалось множество попаданий. Оба самолёта упали в районе 38 километра Русской дороги (в настоящее время — федеральная трасса «Кола»). Указанный в документах квадрат TQ4c полностью совпадает с местом, где позже поисковики обнаружат самолёты.

До 2009 года подробности гибели Алексея Хлобыстова были неизвестны. Спустя 70 с лишним лет после Великой Отечественной войны, в 2009 году поисковым отрядом «Икар» было найдено место падения обоих самолётов. Они упали в 20 километрах от города Заозёрска[3]. Город находится близ губы Западная Лица Мотовского залива Баренцева моря, в 103 километрах от города Мурманска. В 2019 году останки Героя с воинскими почестями похоронены на воинском кладбище посёлка Мурмаши Кольского района Мурманской области, рядом с могилами погибших в годы войны однополчан[5]. За время войны заполярный ас совершил 336 вылетов, сбил лично 7 самолётов противника и 24 в группе.

Награды и звания

Память

Именем Героя названы улицы в Мурманске и Москве, производственный рефрижератор «Севрыбхолодфлота, школа в посёлке Килпъявр Мурманской области». На территории завода, где до войны трудился Алексей Хлобыстов (после войны НИИ машиностроения) установлен памятник, в цехе Карачаровского завода и на родине есть мемориальные доски[1].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 Герой Советского Союза Хлобыстов Алексей Степанович. Герои страны. Дата обращения: 2 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Сорокожердьев В.В. Они сражались в Заполярье: Герои Советского Союза, 1939 - 1345: боевые биографии. — Мурманск: Книжное издательство, 2007. — С. 261. — 304 с. — ISBN 978-5-85510-305-2.
  3. 3,0 3,1 Полякова Ольга. Алексей Степанович Хлобыстов. Путь от рождения до гибели. Международный патриотический интернет-проект:Мой героический район (2024). Дата обращения: 29 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Быков М. Ю. Советские лётчики асы: Хлобыстов Алексей Степанович. Проект Советские асы. Дата обращения: 29 ноября 2024.
  5. Мемориал запись № 74583046. Хлобыстов Алексей Степанович. Авиаторы второй мировой (2014). Дата обращения: 29 ноября 2024.
  6. Бакуменко А., Лебедева А. Родственники Героя Советского Союза Алексея Хлобыстова: «Низкий поклон поисковикам за их труды!». Комсомольская Правда в Мурманске (15 ноября 2013). Дата обращения: 2 декабря 2024.

Ссылки