Химера (группа, Санкт-Петербург)

Материал из «Знание.Вики»
Химера
Основная информация
Жанры Альтернативный рок
Альтернативный метал
Нойз-рок
Пост-хардкор
Арт-панк
Инди-рок
Хардкор-панк
Постпанк
Психоделический рок
Экспериментальный рок
Годы 19931997
Страны  СССР
 Россия
Место создания Ленинград
Состав Эдуард Старков
Павел Лабутин
Юрий Лебедев
Владислав Викторов
Геннадий Бачинский
Другие
проекты
Последние танки в Париже, Крокоплюх, Egazeba, Сказы Леса, Маша и Медведь

«Химе́ра» — советский и российский музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, образованная в 1990 году, по праву считается одним из самых необычных явлений в истории российской независимой альтернативной музыки. Ее бессменный лидер и идеолог, Эдуард «Рэдт» Старков, не только написал все песни коллектива, но и создал их неповторимые аранжировки. Музыка «Химеры» ускользает от однозначной жанровой классификации, представляя собой смелый эксперимент на стыке альтернативного рока, нойз-рока, пост-хардкора, арт-панка, инди-рока, хардкор-панка, пост-панка, психоделического рока, экспериментального рока, фолк-рока, фолк-панка, хардкора и панк-рока. Стихи Старкова, наполняющие песни группы, отличаются сюрреалистичностью и эзотеричностью, иногда окрашены мрачными образами или даже суицидальным подтекстом, но при этом часто поражают своим позитивным настроем. Критики неоднократно отмечали уникальность и новаторство «Химеры», выделяя её среди других групп 90-х годов[1].

История группы

Группа «Химера» зародилась в Санкт-Петербурге в 1990 году под названием «Депутат Балтики», образовавшись из участников ленинградской студенческой группы «Крокоплюх» после прихода Эдуарда Старкова и ухода её солиста. Первый концерт состоялся 1 декабря 1990 года в малом зале Рок-клуба, после чего «Крокоплюх» (под этим же названием) была принята в Ленинградский рок-клуб. В первоначальный состав «Депутата Балтики» входили Эдуард Старков (вокал, гитара, труба, аккордеон, тексты), Геннадий Бачинский (гитара), Юрий Лебедев (бас), Владислав Викторов (ударные) и Павел Лабутин (виолончель)[2]. Весной 1991 года группа отыграла ряд концертов в различных ДК города, а летом записала два альбома: «Сны кочегара» и «Комиссар Дымовой жандармерии»[3].

В июле 1991 года открытие Севой Гаккелем независимого клуба «TaMtAm» стало поворотным моментом. «Депутат Балтики», дебютировав в "TaMtAm"е в октябре 1991 года, стала одной из первых групп новой волны, отказавшись от эстетики и идеологии Ленрокклуба. После ухода Геннадия Бачинского, ставшего менеджером группы, в конце 1991 года, «Депутат Балтики» переименовалась в «Химеру», дебютировав под новым названием 1 мая 1992 года в том же «TaMtAm». Музыкальный стиль группы претерпел значительные изменения, став уникальным сочетанием авангардного шумового панка, фри-джаза, хардкора и фолка, не имеющим аналогов в российской и европейской музыкальной традиции. Тексты Эдуарда Старкова, наполненные эзотерико-сюрреалистическими образами, при всей кажущейся мрачности, обладали удивительным позитивным настроем[4].

10 октября 1992 года «Химера» записала свой первый демо-альбом «Фантазеры» в «TaMtAm». Параллельно музыканты участвовали в авангардно-шумовом проекте «Егазеба», а Старков периодически выступал с группой «Авдогесса». «Химера» быстро завоевала популярность в «TaMtAm», став одной из самых любимых групп клуба. В начале 1993 года музыканты приняли участие в музыкальном оформлении спектакля «Король преступного мира» в «Балтийском доме». В марте 1993 года был записан первый профессиональный альбом «Химера 1993» (издан в 1999 году). В ноябре 1993 года состоялся первый московский тур, включающий выступления в клубах «SEXTON Fo.Z.D», «Вояж» и участие в «Extremist Festival». После госпитализации Старкова, оставшиеся музыканты «Химеры» записали альбом «Егазебы» «Маша и Медведь» (вышел в 1998 году). Летом 1994 года «Химера» отправилась в европейский тур со швейцарской группой «Steine fur den Frieden», побывав в Швейцарии, Германии, Чехословакии и Польше, а также отыграв концерты в России. Группа продолжала выступать в «TaMtAm», участвовала в радиопередачах на «Катюше» и в 1995 году записала альбом «Нуихули»[5].

В последние годы своего существования, группа «Химера» репетировала в здании бывшего НИИ Киноаппаратуры на улице Бакунина. Лидер группы, Эдуард Старков, в то время проживал в Выборге, где играл в местных группах «Стенабит» и «Последние танки в Париже», изредка выступавших также в Санкт-Петербурге. Трагически оборвавшаяся жизнь Старкова, закончившаяся самоубийством 23 февраля 1997 года, поставила точку в истории группы «Химера». Тело музыканта было обнаружено лишь спустя несколько дней Севой Гаккелем. Причины самоубийства до сих пор остаются неизвестными[6].

Стиль

Музыкальный стиль группы «Химера» отличался исключительной эклектичностью и представлял собой уникальное сочетание многих направлений, таких как хардкор, нойз и панк, смешанных с элементами фолка, психоделического рока и даже фри-джаза. Сам Эдуард Старков, лидер группы, иронично называл это сочетание «заебит-кором», подчеркивая тем самым его оригинальность и нестандартность. Тексты песен, написанные Старковым, поражали своей глубиной, сюрреализмом и эзотерическими мотивами. Они сочетали мрачные, местами даже суицидальные образы с неожиданно позитивными моментами, затрагивая важнейшие темы, такие как жизнь, любовь, ненависть и добро. Творчество «Химеры» не ограничивалось лишь музыкальным экспериментированием; лирические произведения Старкова часто интерпретируются через призму эзотерики и политики, сохраняя при этом единую сквозную идею развития и стремления к чему-то большему. Стиль группы оставался неизменным на протяжении всей её истории, изменяясь лишь в плане звучания, но не концепции, что стало залогом их уникальности и долговечности в музыкальном мире. «Химера» продолжает оказывать влияние на современные музыкальные течения и мотивировать новых исполнителей на эксперименты в звучании и текстах[4].

Влияние

Влияние Эдуарда Старкова на последующие поколения музыкантов неоспоримо и будет ощущаться еще долгое время. Многочисленные кавер-версии песен группы «Химера» исполнялись такими известными коллективами, как «Пилот», «Последние танки в Париже», «Сквозняки Андеграунда», «Психея», «Distress», «Маррадёры», «Электрозомби», «The Пауки», «Свиньи в космосе», «Ива Нова» и многими другими. Эти группы не только интерпретировали песни, но и добавили свой уникальный взгляд, что сделало наследие Старкова еще более многогранным. Более того, творчество Эдуарда вдохновило на создание поэтических посвящений, среди которых можно выделить стихотворения Лёхи Никонова, носившее название «Февраль 98», а также сочинение Романа Васильева под названием «Питер, 1997» и песню Ильи Чёрта под названием «Небо». Наследие группы «Химера» и самого Эдуарда Старкова продолжает жить, вдохновляя новые поколения музыкантов и слушателей, которые открывают для себя эту удивительную музыку и поэзию. Ощущается, что его труды будут интересовать людей всех возрастов, напоминая о важности служения искусству и культуры[4].

Состав

В состав группы «Химера», действовавшей в период с 1990 по 1997 год, входило несколько выдающихся музыкантов, каждый из которых вносил свой уникальный вклад в общую звуковую палитру коллектива. Основной движущей силой группы был Эдуард «Рэдт» Старков, который исполнял функции вокалиста и гитариста, а также играл на духовых инструментах, аккордеоне и перкуссии. Кроме него, в группе трудились Павел Лабутин, который отвечал за звучание виолончели, и Юрий Лебедев, который играл на бас-гитаре и обеспечивал крепкий ритм. Владислав «Витус» Викторов занимал позицию ударника, добавляя группе мощную ритмическую основу, а Геннадий Бачинский выступал как гитарист до 1992 года, после чего сменил роль на менеджера группы, что также было важным для ее развития. В 1997 году к коллективу временно присоединились приглашенные музыканты: Антон Маращук и Антоний Тополов, которые играли на трубе, а также Юрий Григорьев, который добавлял звучание тромбона. К сожалению, в 1997 году Эдуард Старков скончался, оставив после себя значительное наследие и влияние на музыкальную сцену[1].

Дискография

Группа «Химера» выпустила следующие альбомы: «Фантазёры» (1992)[7], «Химера» (1993), «Электричка» (1994)[8], «Калевала» (1994), «Nuihuli» (1995), «Nuihuli Unreleased» (альтернативная версия «Nuihuli»), «ZUDWA» (1997) и посмертный сборник «ZUDWA-DWA» (2003). До создания «Химеры», Эдуард Старков выпустил сольные работы: «Redt Старков & Co» (1991), «Полупетроградская акустика» (1991), «Концерт в ДК Пищевиков» (1991), «Сны кочегара» (1991) и «Комиссар дымовой жандармерии» (1991), записанные под названием «Депутат Балтики»[9][10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Химера (Himera Band). Сетевое издание: ML Genius Holdings, LLC. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  2. Интервью с Витусом. Группа "ХИМЕРА". ЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net. Дата обращения: 14 ноября 2024.
  3. Тотальный джаз: группа «Химера» и потерянное поколение. Сетевое издание: Портал Субкультура. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Интервью с витусом. группа "химера". Информация о группе химера от мистера ed Сольные альбомы Эдуарда Старкова. Сайт о развитии и воспитании детей: Сhilder.ru.. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  5. ХИМЕРА. Сетевое издание: Библиотека электронной литературы. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  6. Химера. Сетевое издание: Last.fm Music. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  7. Фантазёры. Сетевое издание: Last.fm Music. Дата обращения: 14 июля 2024.
  8. Электричка in TamTamLive. Сетевое издание: Яндекс Музыка. Дата обращения: 14 июля 2024.
  9. Химера. Сетевое издание: МТС Музыка. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  10. Лёха Никонов и Последние Танки в Париже. Сетевое издание: Архив Интернета. Дата обращения: 14 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!