Указ о престолонаследии

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Устав о наследии престолауказ о престолонаследии подписанный императором Петром I 5 (16) февраля 1722 года, согласно которому отменялась передача престола монарха прямым потомкам по мужской линии и предусматривалось главе государства самому и по своему усмотрению назначать преемника.

История

Решение Петра I об изменении порядка наследования, было следствием дела его старшего сына от первой жены Евдокии Лопухинойцаревича Алексея. Пётр Великий не мог простить сыну предательства его дела и близости к врагам России, в том попытки связаться со шведским королём Карлом XII во время идущей войны между Россией и Швецией. В 1717 году императорские посланцы сумели уговорить бежавшего за границу царевича вернуться домой. В России он был немедленно взят под стражу, и 24 июня (5 июля1718 года Верховный суд, состоявший из ста двадцати семи человек, вынес ему смертный приговор. 26 июня (7 июля1718 года до приведения приговора в исполнение, царевич Алексей был обнаружен мертвым в Петропавловской крепости[1][2].

Титульный лист трактата Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», 1722

После гибели цесаревича Алексея, Пётр Великий не собирался передавать власть своему внуку Петру Алексеевичу, опасаясь прихода к власти партии противников его реформ, а собрался решать этот вопрос в духе абсолютизма. Пётр ссылался на прецеденты прошлого, в том числе на назначение Иваном III в наследники сначала Дмитрия Ивановича, а затем Василия III и собственный Указ о единонаследии 1714 года, который регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье[3].

5 (16) февраля 1722 года император Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника:

…дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в … злость, …имея сию узду на себе … дабы все Наши верные поданные, духовные и мирские без изъятия, сей Наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что вся, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтён, смертной казне и церковной клятве подлежать будет[4]

Этот указ ломал вековые устои передачи власти от отца к сыну. Теперь император мог назначить своим наследником кого пожелает, не следуя правилу первородства, если старший сын, по его мнению, оказывался непригодным для исполнения властных функций. С обоснованием указа о престолонаследии выступил сподвижник царя, руководитель Святейшего правительствующего синода Феофан Прокопович выпустив в августе 1722 года трактат «Правда воли монаршей», в которой объяснялось и обосновывалось право императора распоряжаться будущим государства: «Как отец может лишить сына наследства, так и государь — престола»[5]. Феофан оставлял за народом право участвовать в назначении монарха лишь в тех случаях, когда не было прямого завещания государя, но не предложил механизм этого участия[4].

Указ о наследии престола был предназначен служить укреплению государственности, но на деле оставил судьбу трона неопределенной, поскольку Пётр Великий скончался 28 января [8 февраля1725 года, не назвав своего преемника. Началась череда захватов власти придворными группировками при содействии гвардейских полков. Этот исторический период вслед за Василием Ключевским принято именовать «эпохой дворцовых переворотов». Он закончилась лишь 22 сентября (3 октября1762 года с приходом к власти Екатерины II[1].

4 (15) апреля 1797 года в день своей коронации император Павел I подписал Акт о престолонаследии отменявший Петровский указ и устанавливавший новый порядок престолонаследия в Российской империи. Новый закон положил начало гарантированному переходу императорской власти от отца к старшему сыну. Ставя закон о престолонаследии выше воли монарха, император выражал веру не в человека, свойственную закону Петра I, а в промысел Божий. Таким образом, преемственность монархической власти вновь стала независимой от влияний и желаний правящего класса. Акт вводил наследование по закону — «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род». Одновременно с «Актом» в день коронации императором Павлом I был обнародован закон, именовавшийся «Учреждение об императорской фамилии», который определял статус членов российской императорской фамилии[4][6][7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Устав о наследии престола». Руниверс. Дата обращения: 6 июля 2024.
  2. Алексей Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. I. — С. 420–422.
  3. Единонаследие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 4,0 4,1 4,2 Петром I издан указ о престолонаследии. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. Дата обращения: 6 июля 2024.
  5. Правда воли монаршей. — М.: Синодальная типография, июль 1726
  6. Павел I, Мария Фёдоровна. Акт, Высочайше утверждённый в день священной Коронации Его Императорского Величества, и положенный для хранения на престол Успенского Собора // Полное собрание законов Российской империи. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. XXIV. — С. 587—589.
  7. Сафонов М. М. Акт о престолонаследии / М. М. Сафонов // Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 1 : А — М. — С. 41. — 668 с. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. — ISBN 5-8465-0146-X (т. 1, кн. 1). — ISBN 5-8465-0052-8.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!